Вызов консультанта
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Применение РРО: изменения-2015
Галина Зубарь, главный редактор Б&З, ЛИГА:ЗАКОН

Следует отметить, что благодаря Закону № 71 изменения затронули и сферы применения РРО, регулируемые Законом № 265. Итак, рассмотрим основные изменения, вступившие в силу с 1 января 2015 года.

Так, среди прочего изменилась ст. 3 Закона № 265.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности, для дальнейшего ее перевода обязаны:

<…>

2) выдавать лицу, получающему или возвращающему товар, получающему услугу или отказывающемуся от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции;

<…>

9) ежедневно печатать на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) фискальные отчетные чеки в случае осуществления расчетных операций и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций <…>

(ст. 3 Закона № 265)

Вместе с тем с 1 января 2015 года абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона № 265 изложен в редакции, предусмотренной Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дальнейшего совершенствования администрирования налогов и сборов" от 06.12.2012 г. № 5518-VI, учитывая изменения, внесенные Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы" от 04.07.2013 г. № 406-VII.

Итак, обновленными абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона № 265 предусмотрено:

1) субъекты хозяйствования, использующие РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО, применяемых для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты), должны представлять в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащиеся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены;

2) субъекты хозяйствования, использующие такие РРО, как электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг), и РРО, применяемые для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, должны представлять в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, либо об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, содержащуюся в фискальной памяти указанных РРО.

Временно до 1 июля 2015 года субъекты хозяйствования освобождаются от санкций за нарушение требований Закона № 265 при предоставлении услуг в случае проведения расчетов в кассах с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и удостоверенных печатью в установленном порядке; при выполнении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции выполняются в кассах уполномоченных банков с оформлением расчетных документов согласно нормативным актам НБУ, и операций коммерческих агентов банков по приему наличности для дальнейшего ее перевода; при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции).

(п. 8 р. ІІ "Заключительные положения" Закона № 265)

Вместе с тем с 1 января 2015 года разрешается первичная регистрация лишь РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, и электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), регистраторов расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты (абз. 2 п. 8 р. ІІ "Заключительные положения" Закона № 265).

Следует отметить, что претерпела изменения также и ст. 9 Закона № 265, определяющая перечень случаев, когда РРО и расчетные книжки не применяются.

Так, п. 1 ст. 9 Закона № 265 отныне не касается неприменения РРО при предоставлении услуг.

В ряды банковских услуг, при осуществлении которых применяется РРО, попали операции коммерческих агентов банков по приему наличности для дальнейшего ее перевода (п. 2 ст. 9 Закона № 265).

В связи с исключением п. 3 из ст. 9 Закона № 265 с 1 января 2015 года при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции выполняются в кассах уполномоченных банков, следует применять РРО.

Согласно п. 296.10 НКУ плательщикам единого налога ІІ и ІІІ (физическим лицам - предпринимателям) групп следует применять РРО. Указанное не касается тех плательщиков ІІ и ІІІ групп, которые занимаются деятельностью на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети.

Применение РРО плательщиками ІІ и ІІІ групп начинается:

– для плательщиков единого налога ІІІ группы – с 01 июля 2015 г.;

– для плательщиков единого налога ІІ группы – с 01 января 2016 г. (абз. 13 и 14 п. 110 р. І Закона № 71).

Плательщики единого налога І группы РРО не применяют.

Вместе с тем согласно п. 28 подразд. 10 р. ХХ "Переходные положения" НКУ плательщики единого налога ІІ и ІІІ (физические лица - предприниматели) групп, которые с 1 января 2015 года до 30 июня 2015 года включительно начали применять зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО, с даты начала применения РРО до 1 января 2017 года освобождаются от проведения проверок по вопросам соблюдения порядка применения РРО.

В связи с исключением п. 13 из ст. 9 Закона № 265 с 1 января 2015 года при осуществлении операций по продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции) необходимо применять РРО.

Разрешается до 1 января 2016 года использование электронных контрольно-кассовых аппаратов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, которые создают контрольную ленту в печатном виде и подают в органы доходов и сборов по проводным или беспроводным каналам связи только информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, которая содержится в их фискальной памяти, и при этом не подают электронных копий расчетных документов.

(абз. 3 п. 8 р. ІІ "Заключительные положения" Закона № 265)

Видимо, очередным неприятным моментом для субъектов хозяйствования является замена РРО, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2015 года и передают только информацию об объеме расчетных операций. Конечно же, это "удовольствие" не из дешевых.

О других изменениях читайте в материалах издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН":

"Подарок" под елку: налог на прибыль по-новому (№ 1-2 за 2015 год);

"Подарок" под елку: НДС-изменения 2015 (№ 1-2 за 2015 год);

"Подарок" под елку: единый социальный взнос (№ 1-2 за 2015 год);

"Подарок" под елку: НДФЛ и военный сбор (№ 1-2 за 2015 год);

"Подарок" под елку: какие налоги остались в НКУ (№ 1-2 за 2015 год)";

"Подарок" под елку: проверки и ответственность (№ 1-2 за 2015 год);

"Подарок" под елку: единый налог (№ 1-2 за 2015 год);

Трансфертное ценообразование – 2: Перезагрузка (№ 1-2 за 2015 год);

Госбюджет -2015: имеем "новые – старые" соцстандарты (№ 1-2 за 2015 год);

Закон № 76, или Как будем экономить в 2015 году (№ 1-2 за 2015 год).

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua