Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Сроки давности для проведения проверок и начисления штрафов и пени
Людмила Гайдукевич, эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

Вопрос относительно сроков давности для проведения проверок и начисления штрафов и пени уже давно является спорной темой для предприятий и контролирующих органов. Ведь в ГКУ четко определен срок исковой давности в суд – три года. Поэтому есть привязка к этому сроку, за который налоговые органы могут налагать штрафы на предприятие. Однако есть случаи во взаимоотношениях между предприятиями и налоговиками, когда сроки давности в три года не действуют. Рассмотрим их в статье.

Проведение проверок и хранение первичных документов

Подпунктом 20.1.4 НКУ  определено, что контролирующие органы имеют право проводить согласно законодательству проверки налогоплательщиков.

Налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки (п. 85.2 НКУ).

Согласно п. 44.1 НКУ для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Вместе с тем п. 44.3 НКУ определен срок, в течение которого нужно хранить первичные документы.

Налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в п. 44.1 НКУ, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее чем 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления – с предусмотренного НКУ предельного срока представления такой отчетности.

(п. 44.3 НКУ)

Вместе с тем согласно ст. 32 Закона № 3814 предприятия имеют право создавать архивные подразделения для постоянного или временного хранения документов, не принадлежащих государству, территориальным общинам, передавать документы Национального архивного фонда на хранение в государственные и другие архивные учреждения. Указанные юридические лица обязаны обеспечить сохранность документов, которые накопились за время их деятельности, до проведения экспертизы их ценности в порядке, установленном настоящим Законом, и в течение года со дня регистрации этих юридических лиц в установленном законодательством порядке согласовать свою номенклатуру дел с одним из государственных архивных учреждений или архивным отделом городского совета.

В случае ликвидации указанных юридических лиц ликвидационные комиссии обязаны обеспечить сохранность их архивных документов по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архивного дела и делопроизводства, или уполномоченным им архивным учреждением определить место дальнейшего хранения архивных документов этих юридических лиц (все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую отчетность и другие документы, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) за период 1095 дней, предшествующих дате последней хозяйственной операции, – на протяжении трех лет со дня сдачи в архив, документы о начислении и выплате заработной платы наемным работникам – на протяжении семидесяти лет).

Если документы, определенные в п. 44.1 НКУ, связаны с предметом проверки, проведением процедуры административного обжалования принятого по ее результатам налогового уведомления-решения или судебного разбирательства, такие документы должны храниться до окончания проверки и предусмотренного законом срока обжалования принятых по ее результатам решений и/или решения дела судом, но не меньше сроков, предусмотренных п. 44.3 НКУ.

Следовательно, документы, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов, должны храниться 3 года. После истечения сроков хранения документов субъект хозяйствования в установленном законодательством порядке передает их в архив.

Вместе с тем, если указанные выше документы связаны с предметом проверки, проведением процедуры административного обжалования принятого по ее результатам налогового уведомления-решения или судебного разбирательства, то такие документы должны храниться до окончания проверки и предусмотренного законом срока обжалования принятых по ее результатам решений и/или решения дела судом, но не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности (вопрос-ответ из раздела 135.01 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

Таким образом, поскольку предельные сроки проведения проверок контролирующим органом в НКУ установлены лишь для определения денежных обязательств, то налоговики в своих разъяснениях трактуют это как то, что проверку можно осуществлять без учета предельных сроков. При этом денежное обязательство налогоплательщика определяется контролирующим органом только за определенные НКУ периоды (вопрос-ответ из раздела 136.02 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")).

Штрафы

Пунктом 102.1 НКУ также определен предельный срок, после которого контролирующие органы  не могут уже определять денежные обязательства.

А именно согласно п. 102.1 НКУ контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НКУ, имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НКУ, не позднее истечения 1095 дня (2555 дня в случае проведения проверки контролируемой операции в соответствии со ст. 39 НКУ), следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организации, и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была представлена позже – за днем ее фактического представления.

Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик освобождается от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

При этом необходимо помнить, что в случае представления налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации контролирующий орган имеет право определить сумму налоговых обязательств по такой налоговой декларации на протяжении 1095 дней со дня представления уточняющего расчета.

Пунктом 102.2 НКУ определено, что денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности, определенного в абзаце первом п. 102.1 НКУ, если:

• налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была представлена;

• должностное лицо налогоплательщика (физическое лицо – налогоплательщик) осуждено за уклонение от уплаты указанного денежного обязательства или в уголовном производстве вынесено решение о его закрытии по нереабилитирующих основаниях, вступившее в законную силу.

Учитывая указанное, денежное обязательство налогоплательщика определяется контролирующим органом только за определенные НКУ периоды.

С этим соглашаются и налоговики в вопросе-ответе из раздела 138.01 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР").

Однако это не касается начисления пени.

Пеня

Что касается начисления пени, то в своей консультации (вопрос-ответ из раздела 138.02 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")) налоговики отметили, что поскольку пеня – это сумма средств в виде процентов, начисленных на суммы денежных обязательств, не уплаченных в установленные законодательством сроки, то пеня начисляется без учета сроков давности, определенных п. 102.1 НКУ.

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 3814 Закон Украины "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях" от 24.12.93 г. № 3814-XII.

3. Перечень № 578 – Перечень типовых документов, создаваемых во время деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Министерства юстиции Украины от 12.04.2012 г. № 578/5.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua