Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Интернет-торговля: правовые аспекты
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

Популярность интернет-торговли растет: ведь этот способ продаж удобен и для торговцев, и для покупателей. Вместе с тем правовое обеспечение интернет-продаж нередко вызывает вопросы, поскольку они регламентируются рядом документов общего характера. Об этом и пойдет речь в статье.

Нормативные документы

В прошлом году был принят Закон № 675, который на данный момент является, по сути, единственным нормативным актом, регламентирующим особенности именно интернет-торговли.

На такую торговлю распространяются и положения "общих" нормативов: ГКУ, Закона № 1023, Закона № 2297, Закона № 265/95, Закона № 2346 и других. Есть и "подзаконные" нормативы, в частности Правила № 103, Правила № 206, Правила № 104, Правила № 185, Порядок № 833. Так что при организации интернет-торговли следует ознакомиться с рядом нормативов.

Терминология

Правовые отношения в сфере электронной коммерции во время совершения электронных правовых сделок регламентирует Закон № 675.

Интернет-магазин – средство для представления или реализации товара, работы или услуги путем совершения электронной сделки (пп. 8 ч. 1 ст. 3 Закона № 675).

Электронная сделка – действие лица, направленное на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, осуществленное с использованием информационно-телекоммуникационных систем (пп. 7 ч. 1 ст. 3 Закона № 675).

Электронные сделки осуществляются в сфере электронной торговли, которой считается хозяйственная деятельность в сфере электронной купли-продажи, реализации товаров дистанционным способом покупателю путем совершения электронных сделок с использованием информационно-телекоммуникационных систем (пп. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 675).

В свою очередь, электронная торговля вписывается в понятие "электронная коммерция", которое определено в пп. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 675: отношения, направленные на получение прибыли, которые возникают при совершении сделок по приобретению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, осуществленные дистанционно с использованием информационно-телекоммуникационных систем, вследствие чего у участников таких отношений возникают права и обязанности имущественного характера.

Кто может быть продавцом в сфере электронной коммерции

Продавцами в сфере электронной коммерции могут быть субъекты хозяйственной деятельности (юридические и физические лица).

Очевидно, что у таких лиц в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований должен быть указан вид деятельности по КВЭД 47.91 "Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет". На это обращалось внимание в письмах Госкомпредпринимательства от 11.01.2014 г. № 196/0/20-14, ГНСУ от 11.12.2012 г. № 11229/0/71-12/15-2217Є, Главного управления ГФС в Харьковской области от 03.03.2016 г. № 88/ФОП/20-40-13-01-15).

Согласно Методосновам № 396 класс 47.91 включает розничную торговлю с помощью компаний почтового заказа или сети Интернет, то есть деятельность по розничной торговле, где покупатель осуществляет свой выбор, основываясь на рекламных объявлениях, каталогах, информации веб-сайтов или любой другой рекламной продукции, и осуществляет заказ по почте, по телефону или через сеть Интернет (обычно с помощью специальных средств, размещенных на веб-сайте). Товар, который покупается, может быть либо непосредственно загружен из интернет-сайта, либо доставлен покупателю.

Этот класс включает:

– розничную торговлю любыми товарами с помощью компаний почтового заказа;

– розничную торговлю любыми товарами в сети Интернет;

– прямую торговлю с помощью телевидения, радио и по телефону;

– деятельность по розничной торговле интернет-аукционов.

Этот класс не включает:

– розничную торговлю автотранспортными средствами, а также деталями и принадлежностями для них в сети Интернет (группы 45.1, 45.3);

– розничную торговлю мотоциклами, а также деталями и принадлежностями для них в сети Интернет (группа 45.40).

Продавцы могут находиться на общей или упрощенной системе налогообложения (с уплатой единого налога). Причем в отношении физических лиц – предпринимателей, которые являются продавцами в интернет-магазине, контролеры подтверждают возможность регистрации плательщиками единого налога 2 группы (письмо Главного управления ГФС в Харьковской области от 03.03.2016 г. № 88/ФОП/20-40-13-01-15).

Обязанности продавца в сфере электронной коммерции

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 675 продавец товаров, работ, услуг в электронной коммерции во время своей деятельности и в случае распространения коммерческого электронного сообщения обязан обеспечить прямой, простой, стабильный доступ других участников отношений в сфере электронной коммерции к следующей информации:

– полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица – предпринимателя;

– местонахождение юридического лица или место регистрации и место фактического жительства физического лица – предпринимателя;

– адрес электронной почты и/или адрес интернет-магазина;

– идентификационный код для юридического лица или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика для физического лица – предпринимателя, или серия и номер паспорта для физического лица – предпринимателя, который по своим религиозным убеждениям отказался от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и имеет отметку в паспорте;

– сведения о лицензии (серия, номер, срок действия и дата выдачи), если хозяйственная деятельность подлежит лицензированию;

– сведения о включении налогов в расчет стоимости товара, работы, услуги (в частности это относится к НДС и акцизному налогу);

– в случае доставки товара – информация о стоимости доставки;

– другие сведения, которые в соответствии с законодательством подлежат обнародованию.

К таким "другим сведениям", в частности, относят информацию, указанную в ч. 2 ст. 13 Закона № 1023, а именно:

– порядок принятия претензии;

– основные характеристики продукции;

– цена, включая плату за доставку, и условия оплаты;

– гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом продукции;

– другие условия поставки или выполнения договора;

– минимальная длительность договора, если он предусматривает периодические поставки продукции или услуг;

– стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа;

– период принятия предложений;

– порядок расторжения договора.

Следует учесть, что в случае непредоставления этой информации к субъекту хозяйствования могут быть применены санкции, предусмотренные ст. ст. 15 и 23 Закона № 1023, а именно: согласно пп. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023 на продавца может быть наложен штраф в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее пяти необлагаемых минимумов доходов граждан (не менее 85 грн), а в случае, если в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, – в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн).

При этом продавец имеет право требовать от другой стороны только такие сведения, без которых заключение и выполнение обязательств по электронному договору невозможны (ч. 4 ст. 7 Закона № 675).

Покупатель товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции, который принимает (акцептует) предложение другой стороны о заключении электронного договора, обязан сообщить о себе информацию, необходимую для его заключения (ч. 2 ст. 8 Закона № 675).

Чем можно торговать в интернет-магазине

Ассортимент товаров, которые продаются на заказ и вне торговых или офисных помещений (в том числе в интернет-магазине), определяется субъектом хозяйствования самостоятельно, кроме товаров, продажа которых согласно законодательству запрещена (п. 1.3 Правил № 103).

Такие запреты на данный момент существуют в отношении следующих товаров:

1) лекарственные средства – согласно п. 2.6 Лицензионных условий № 723 запрещается дистанционная (через сеть Интернет) торговля лекарственными средствами, а также продажа лекарственных средств по почте и через любые заведения, кроме аптечных, и вне их. На это было обращено внимание в письме Гослекслужбы от 27.04.2012 г. № 8506-1.2/4.3/17-12. При этом в письме было отмечено, что Лицензионные условия № 723 не содержат запрета на размещение информации об аптечном заведении и имеющихся в нем лекарственных средствах в сети Интернет;

2) алкогольные напитки и табачные изделия. Против интернет-торговли этой продукцией возражают налоговики. В частности, в письме ГФСУ от 01.10.2015 г. № 20887/6/99-99-22-07-03-15 и разъяснении из раздела 115.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ контролеры ответили на вопрос, возможно ли осуществление розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями через интернет-магазин? По мнению налоговиков, такой возможности нет, поскольку торговля алкогольными напитками и табачными изделиями должна осуществляться в соответствии с Правилами № 854 при наличии соответствующих торговых и складских помещений для осуществления реализации этих изделий.

Кроме того, некоторые запреты есть и в других документах. Например, в Лицензионных условиях № 1000 сказано, что местом осуществления вида хозяйственной деятельности, в частности по продаже оружия невоенного предназначения и боеприпасов к нему, является объект (помещение, здание), в пределах которого осуществляется соответствующий вид хозяйственной деятельности или который используется для его осуществления (может совпадать с местонахождением субъекта хозяйствования), в частности магазин, в котором осуществляется торговля оружием, боеприпасами к нему, специальными средствами.

Впрочем, в подобных случаях можно иметь в наличии "реальный" магазин, а через интернет продавать товары, находящиеся в этом магазине (путем размещения соответствующих заказов, которые выполняет "реальный" магазин).

Есть также ограничения, связанные с применением упрощенной системы налогообложения. Например, всем плательщикам единого налога запрещено осуществлять деятельность по продаже предметов искусства и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата (пп. 9 пп. 291.5.1 НКУ).

Так что перед тем как открыть интернет-магазин, следует ознакомиться с Лицензионными условиями (разумеется, если они есть), по продаже определенного вида товаров.

Особенности заключения сделок в электронной торговле

По нормам ч. 1 ст. 10 Закона № 675 электронные правовые сделки совершаются на основе соответствующих предложений (оферты).

При этом коммерческие электронные сообщения распространяются лишь на основании согласия на получение таких сообщений, предоставленного лицом, которому такие сообщения адресованы (ч. 2 ст. 10 Закона № 675). Такое сообщение может направляться лицу без его согласия лишь при условии, что оно может отказаться от дальнейшего получения таких сообщений (ч. 2 ст. 10 Закона № 675). Требования к содержанию коммерческого электронного сообщения приведены в ч. 4 ст. 10 Закона № 675.

Предложение заключить электронный договор (оферта) должно содержать существенные условия, предусмотренные законодательством для соответствующего договора, и выражать намерение лица, которое его сделало, считать себя обязанным в случае его принятия (ч. 1 ст. 11 Закона № 675). Такое предложение может быть сделано путем (ч. 4 ст. 11 Закона № 675):

– направления коммерческого электронного сообщения;

– размещения предложения (оферты) в сети Интернет;

– размещения предложения (оферты) в других информационно-телекоммуникационных системах.

Электронный договор заключается путем предложения его заключить (оферты) одной стороной и его принятия (акцепта) второй стороной. Информация, которая указывается в электронном договоре, приведена в ч. 2 ст. 11 Закона № 675.

Электронный договор считается заключенным с момента получения лицом, направившим предложение заключить такой договор, ответа о принятии этого предложения (ч. 3 ст. 11 Закона № 675). Ответ лица, которому адресовано предложение заключить электронный договор, о его принятии (акцепт) может быть предоставлен путем (ч. 6 ст. 11 Закона № 675):

– направления электронного сообщения лицу, которое сделало предложение заключить электронный договор, подписанного в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 675;

– заполнения формуляра заявления (формы) о принятии такого предложения в электронной форме, которое подписывается в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 675;

– совершения действий, которые считаются принятием предложения заключить электронный договор, если содержание таких действий четко разъяснено в информационной системе, в которой размещено такое предложение, и эти разъяснения логично связаны с ней.

Если покупатель заключает электронный договор путем размещения заказа с помощью информационно-телекоммуникационных систем, продавец обязан оперативно подтвердить получение такого заказа (ч. 7 ст. 11 Закона № 675).

Местом заключения электронного договора является местонахождение юридического лица или место фактического жительства физического лица, являющегося продавцом (исполнителем, поставщиком) товаров, работ, услуг (ч. 9 ст. 11 Закона № 675).

Момент выполнения продавцом обязанностей передать покупателю товар определяется согласно положениям ГКУ о купле-продаже, если иное не установлено Законом № 675 (ч. 10 ст. 11 Закона № 675). Такие "особые" случаи указаны в ч. 10 ст. 11 Закона № 675.

В частности, если предметом электронного договора является предоставление услуг в сфере электронной коммерции, обязанность поставщика перед потребителем считается выполненной в момент, когда предоставленная поставщиком услуга соответствует свойствам, определенным договором или законодательством.

Если предметом электронного договора является выполнение работ в сфере электронной коммерции, обязанность исполнителя перед заказчиком считается выполненной в момент, когда результат выполненной работы соответствует требованиям, установленным договором или законодательством.

Электронным договором может быть определен и другой момент выполнения обязательств между сторонами.

Электронный договор, заключенный путем обмена электронными сообщениями, подписанный в порядке, определенном ст. 12 Закона № 675, по правовым последствиям приравнивается к договору, заключенному в письменной форме. Каждый экземпляр электронного документа с наложенной на него подписью, определенной ст. 12 Закона № 675, является оригиналом такого документа.

Если в соответствии с актом гражданского законодательства или по договоренности сторон электронная правовая сделка должна быть подписана сторонами, моментом ее подписания является использование (ч. 1 ст. 12 Закона № 675):

– электронной подписи или электронной цифровой подписи в соответствии с Законом № 852, при условии использования средства электронной цифровой подписи всеми сторонами электронной правовой сделки;

– электронной подписи одноразовым идентификатором, определенным Законом № 675;

– аналога собственноручной подписи (факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, другого аналога собственноручной подписи) по письменному согласию сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующих аналогов собственноручных подписей.

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 45 за 2016 год):

"Интернет-торговля: документальное сопровождение";

"Интернет-торговля: учет у продавца";

"Интернет-торговля с рассрочкой платежа: особенности учета";

"Возврат товаров в интернет-торговле".

1. ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

3. ХКУ Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

4. Закон № 1023Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-XII.

5. Закон № 2297Закон Украины "О защите персональных данных" от 01.06.2010 г. № 2297-VI.

6. Закон № 675Закон Украины "Об электронной коммерции" от 03.09.2015 г. № 675-VІІІ.

7. Закон № 852Закон Украины "Об электронной цифровой подписи" от 22.05.2003 г. № 852-IV.

8. Закон № 265/95Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

9. Закон № 2346Закон Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине" от 05.04.2001 г. № 2346-III.

10. Порядок № 833 – Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденный постановлением Кабмина от 15.06.2006 г. № 833.

11. Правила № 206 – Правила продажи товаров по почте, утвержденные приказом Минэкономики, Минтранса от 11.06.2008 г. № 206/699.

12. Правила № 103 – Правила продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденные приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 103.

13. Правила № 854 – Правила розничной торговли алкогольными напитками, утвержденные постановлением Кабмина от 30.07.96 г. № 854.

14. Правила № 104 – Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 104.

15. Правила № 185 – Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 11.07.2003 г. № 185.

16. Лицензионные условия № 723 – Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами, утвержденные приказом Минздрава от 31.10.2011 г. № 723.

17. Лицензионные условия № 1000 – Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству и ремонту огнестрельного оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему, холодного оружия, пневматического оружия калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду, торговли огнестрельным оружием невоенного назначения и боеприпасами к нему, холодным оружием, пневматическим оружием калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду; производства специальных средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны и их продажи, утвержденные постановлением Кабмина от 02.12.2015 г. № 1000.

18. Методосновы № 396 – Классификация видов экономической деятельности. Методологические основы и объяснения (КВЕД-2010), утвержденные приказом Госкомстата от 23.12.2011 г. № 396.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua