Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Договоры транспортного экспедирования: правовые аспекты и документация
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

Договоры транспортного экспедирования активно используются в предпринимательской деятельности. Важное значение для операций по перевозке грузов имеет документальное оформление, о чем пойдет речь в статье издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН.

Общие моменты

Особенности заключения договоров транспортного экспедирования регламентируются Законом № 1955 и главой 65 ГКУ. Согласно ст. 1 Закона № 1955:

– транспортно-экспедиторская деятельность – предпринимательская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов;

– транспортно-экспедиторская услуга – работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспортного экспедирования;

– экспедитор (транспортный экспедитор) – субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиторских услуг, определенных договором транспортного экспедирования.

По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 9 Закона № 1955, ч. 1 ст. 929 ГКУ).

Договором транспортного экспедирования могут быть установлены: обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом; обязательство экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза; а также прочие обязательства, связанные с перевозкой (ч. 1 ст. 929 ГКУ).

Указанным договором также может быть предусмотрено предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его погрузки и выгрузки; уплата пошлины, сборов и расходов, возложенных на клиента; хранение груза до его получения в пункте назначения; получение необходимых для экспорта и импорта документов; выполнение таможенных формальностей и т. п.). Договор транспортного экспедирования заключается в письменной форме (ст. 9 Закона № 1955, ч. 1 ст. 930 ГКУ).

Существенными условиями договора транспортного экспедирования являются следующие (ст. 9 Закона № 1955):

1) сведения о сторонах договора:

– для юридических лиц – резидентов Украины: наименование, местонахождение и идентификационный код в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований;

– для юридических лиц – нерезидентов Украины: наименование, местонахождение и государство, где зарегистрировано лицо;

– для физических лиц – граждан Украины: фамилия, имя, отчество, местожительство с указанием адреса и индивидуальный идентификационный номер;

– для физических лиц – иностранцев, лиц без гражданства: фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес местожительства за пределами Украины;

2) вид услуги экспедитора;

3) вид и наименование груза;

4) права, обязанности сторон;

5) ответственность сторон, в том числе в случае причинения вреда в результате действия непреодолимой силы;

6) размер платы экспедитору. Если размер платы не установлен, клиент должен выплатить экспедитору разумную плату (ч. 1 ст. 931 ГКУ);

7) порядок расчетов;

8) пункты отправления и назначения груза;

9) порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента;

10) срок (дата) выполнения договора;

11) все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Для систематического предоставления услуг экспедитора могут заключаться долгосрочные (генеральные) договоры транспортного экспедирования. Экспедитор имеет право привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ч. 1 ст. 932 ГКУ). В случае привлечения экспедитором к исполнению своих обязанностей по договору транспортного экспедирования других лиц экспедитор отвечает перед клиентом за нарушение договора (ч. 2 ст. 932 ГКУ).

Исходя из изложенного, выделяют два вида договоров транспортного экспедирования:

1) прямые договоры – по которым все услуги (или определенные их виды) экспедитор предоставляет самостоятельно;

2) договоры посреднического типа – по которым экспедитор только организует выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а эти услуги выполняют третьи лица.

В случае привлечения экспедитором к исполнению его обязательств по договору транспортного экспедирования другого лица во взаимоотношениях с ним экспедитор может выступать от своего имени или от имени клиента (ст. 9 Закона № 1955).

Платой экспедитору считаются средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования.

В плату экспедитору не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования; на оплату сборов (обязательных платежей), уплачиваемых при выполнении договора транспортного экспедирования (ст. 9 Закона № 1955).

Документация

При предоставлении услуг по прямому договору экспедитор должен иметь необходимые разрешительные документы. В частности, если экспедитор является непосредственным перевозчиком пассажиров или опасного груза автотранспортом, он должен получить соответствующую лицензию (п. 24 ч. 1 ст. 7 Закона № 222, ст. 9 Закона № 2344). Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов автомобильным транспортом, международным перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом утверждены постановлением Кабмина от 02.12.2015 г. № 1001.

Клиент обязан представить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, установленных договором (ч. 1 ст. 933 ГКУ). В случае непредставления клиентом документов и необходимой информации экспедитор имеет право отложить исполнение своих обязанностей по договору транспортного экспедирования до представления документов и информации в полном объеме (ч. 3 ст. 933 ГКУ).

Подтверждением расходов экспедитора являются документы (счета, накладные и т. п.), выданные субъектами хозяйствования, которые привлекались к выполнению договора транспортного экспедирования, или органами власти.

Перевозка грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными на языке международного общения в зависимости от избранного вида транспорта или на государственном языке, если грузы перевозятся в Украине. Такими документами могут быть (ст. 9 Закона № 1955):

– авиационная грузовая накладная (Air Waybill);

– международная автомобильная накладная (CMR);

– накладная СМГС (накладная УМВД);

– коносамент (Bill of Lading);

– накладная ЦИМ (CIM);

– грузовая ведомость (Cargo Manifest);

– другие документы, определенные законами Украины.

Факт предоставления услуги экспедитора при перевозке подтверждается единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. п.), отражающих путь груза от пункта его отправления к пункту его назначения. При автомобильных перевозках основным документом является товарно-транспортная накладная (ТТН).

ТТН – единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы (разд. 1 Правил № 363).

Положения п. 11.1 разд. 11 Правил № 363 предусматривают, что ТТН является основным документом на перевозку грузов. Форма ТТН приведена в приложении 7 к Правилам № 363. В то же время ТТН может оформляться субъектом хозяйствования без соблюдения формы, приведенной в приложении 7 к Правилам № 363, при условии наличия в ней информации о:

– названии документа;

– дате и месте его составления;

– наименовании (фамилия, имя, отчество) перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;

– наименовании и количестве груза, его основных характеристиках и признаках, позволяющих однозначно идентифицировать этот груз, автомобиль (марка, модель, тип, регистрационный номер), прицеп/полуприцеп (марка, модель, тип, регистрационный номер);

– пунктах погрузки и разгрузки с указанием полного адреса, должности, фамилии и подписей ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора.

ТТН также указана в п. 1 Перечня № 207 в числе необходимых документов, которые должен иметь при себе водитель юридического лица или физического лица – предпринимателя, осуществляющий грузовые перевозки на договорных условиях.

Таким образом, при перевозке "чужого" груза оформление ТТН – обязательно, что неоднократно подчеркивали и официальные органы (см. письма Мининфраструктуры от 11.03.2014 г. № 2455/25/10-14, от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14; письма ГФСУ от 29.10.2015 г. № 22911/6/99-99-19-02-02-15, от 15.01.2016 г. № 621/6/99-99-19-02-02-15). ГФСУ в письме от 04.09.2015 г. № 18936/5/99-99-10-03-02-15 подтвердила возможность использования факсимильного воспроизведения подписи при оформлении ТТН по письменному соглашению сторон, в котором содержатся образцы соответствующего аналога их собственноручных подписей.

Расходная накладная при наличии ТТН требуется только в том случае, когда в ТТН нет возможности перечислить все наименования груза. Тогда к ТТН заказчик прилагает документ произвольной формы с обязательным указанием сведений о грузе (графы 1 – 10 ТТН). При этом в ТТН указывается, что к ней прилагается как товарный раздел документ, без которого ТТН считается недействительной и не может использоваться для расчетов с заказчиком (п. 11.7 Правил № 363). В качестве такого приложения можно использовать и расходную накладную.

При перевозке товаров железнодорожным транспортом оформляется железнодорожная накладная, морским – коносамент, авиационным – авиационная грузовая накладная (Air Waybill). Состав документов, оформляемых при перевозке товаров во внешнеэкономической деятельности, приведен в письме Мининфраструктуры от 19.09.2011 г. № 7885/11/10-11, которым было предписано руководствоваться для целей налогового учета в письме ГНСУ от 23.12.2011 г. № 10304/7/15-3417-14. Кроме того, перечень документов контролеры привели в ОНК № 610.

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 48 за 2016 год):

Договоры транспортного экспедирования в пределах Украины: учет у экспедитора;

Договоры транспортного экспедирования за границей: учет у экспедитора.

1. ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. Закон № 1955Закон Украины "О транспортно-экспедиторской деятельности" от 01.07.2004 г. № 1955-IV.

3. Закон № 222Закон Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" от 02.03.2015 г. № 222-VIII.

4. Закон № 2344Закон Украины "Об автомобильном транспорте" от 05.04.2001 г. № 2344-III.

5. Правила № 363 – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

6. Перечень № 207 – Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении (приложение к постановлению Кабмина от 25.02.2009 г. № 207).

7. ОНК № 610 – Обобщающая налоговая консультация относительно порядка обложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 610.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua