Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Нововведения в исполнительном производстве
Марина Костенко, АФ "Е.С. Аудит"

В этом году законодателем была изменена система исполнительного производства как путем внесения изменений в уже существующие правила, в частности, относительно сроков, оснований осуществления отдельных действий в исполнительном производстве, так и через внедрение нововведений: частных исполнителей, новых электронных реестров. Поэтому о таких нововведениях и поговорим в этой статье.

Изменения в процедуре принудительного исполнения решений

Изменения относительно порядка открытия исполнительного производства

1. Снова изменены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению согласно ст. 12 Закона № 1404. Отныне они составляют:

общий срок – в течение трех лет;

срок предъявления к исполнению удостоверений комиссий по трудовым спорам, исполнительных документов, по которым взыскателем является государство или государственный орган, – в течение 3 месяцев.

Дополнительно отмечаем, что в новом Законе № 1404, в отличие от Закона № 606, отсутствует такое основание для прерывания срока давности предъявления исполнительного документа к исполнению, как частичное исполнение решения должником.

2. Для начала принудительного исполнения решения обязательной стала уплата авансового взноса (ст. 26 Закона № 1404). Соответственно, к заявлению о принудительном исполнении решения взыскатель должен приложить квитанцию об уплате авансового взноса в размере:

по решениям имущественного характера – 2 % суммы, подлежащей взысканию, но не более 10 минимальных размеров заработной платы;

по решениям неимущественного характера – в размере 1 минимального размера заработной платы с должника – физического лица и 2 минимальных размеров заработной платы с должника – юридического лица.

В свою очередь, непредоставление подтверждения уплаты авансового взноса является основанием для возврата исполнительного документа взыскателю без принятия. Законом № 1404 также определен круг лиц, которые освобождаются от уплаты авансового взноса.

3. Сокращен срок для вынесения постановления об открытии исполнительного производства с 3 рабочих дней до "следующего рабочего дня" со дня поступления исполнительного документа в соответствии со ст. 26 Закона № 1404.

Также предусмотрена новая обязанность для должника, связанная с вынесением такого постановления, – представить декларацию о доходах и имуществе, о чем исполнитель указывает в постановлении и предупреждает должника об ответственности за непредоставление такой декларации или внесение в нее заведомо неправдивых сведений.

4. Если раньше был предусмотрен срок для самостоятельного исполнения решения – до 7 дней с момента вынесения постановления, то Закон № 1404 такого порядка не предусматривает.

Есть только указание, что по решению неимущественного характера исполнитель в постановлении об открытии исполнительного производства указывает о необходимости исполнения должником решения в течение 10 рабочих дней (кроме решений, подлежащих незамедлительному исполнению) в соответствии со ст. 26 Закона № 1404.

5. Определен неизвестный ранее порядок добровольного исполнения решений о взыскании периодических платежей (ст. 7 Закона № 1404).

В соответствии с этим порядком исполнительный документ о взыскании периодических платежей может быть самостоятельно направлен взыскателем непосредственно предприятию, учреждению, организации, физическому лицу – предпринимателю, физическому лицу, которые выплачивают должнику соответственно заработную плату, пенсию, стипендию и прочие доходы.

6. Значительно расширяется информационное обеспечение исполнительного производства – вводится автоматизированная система исполнительного производства (далее – Система) на замену Единому государственному реестру исполнительных производств, что намного расширяет доступ к информации исполнительного производства, поскольку в такой Системе предусмотрены регистрация исполнительных документов, документов исполнительного производства, фиксирование исполнительных действий (ст. 8 Закона № 1404).

Минюст обеспечивает свободный и безоплатный доступ к Системе в сети Интернет на своем официальном веб-сайте, без ограничений и круглосуточно.

7. Автоматизированной системой исполнительного производства также обеспечивается и формирование Единого реестра должников в соответствии со ст. 9 Закона № 1404.

Единый реестр должников – это систематизированная база данных о должниках, которая ведется с целью обнародования в режиме реального времени информации о неисполненных имущественных обязательствах должников и предотвращении отчуждения должниками имущества.

Сведения о должниках, включенных в Единый реестр должников, также являются открытыми и размещаются на официальном веб-сайте Минюста.

Сведения о должнике вносятся в Единый реестр должников одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства и исключаются одновременно с вынесением постановления об окончании исполнительного производства / возврате исполнительного документа взыскателю / возврате исполнительного документа в суд или в день установления исполнителем факта отсутствия задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей.

Внесение информации о должнике в Единый реестр должников имеет следующие последствия:

– регистраторы вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, к которым с целью совершения сделки относительно отчуждения имущества обратился должник, внесенный на день обращения в Единый реестр должников, в случае отсутствия у них информации о наложении ареста исполнителем на средства или имущество должника обязаны отказать в совершении регистрационных действий и в день обращения должника уведомить исполнителя об имуществе, относительно отчуждения которого обратился должник. А исполнитель не позднее следующего рабочего дня со дня получения такого уведомления обязан принять решение о наложении ареста на имущество и направить соответствующее постановление указанным лицам;

– если в период, определенный выше, такая сделка будет заключена, при условии, что она привела к невозможности удовлетворить требования взыскателя за счет такого имущества, это является основанием для признания сделки недействительной.

Изменения относительно осуществления исполнительных действий

1. Установлен срок для направления или доведения к сведению документов исполнительного производства – не позднее следующего рабочего дня со дня их вынесения (ст. 28 Закона № 1404).

2. Сокращен перечень обстоятельств, по которым приостанавливается исполнительное производство.

Раньше Законом № 606 были предусмотрены обстоятельства, обуславливающие обязательное приостановление исполнительного производства, и обстоятельства, при которых возможно такое приостановление. Статья 34 Закона № 1404 содержит только исключительный перечень обстоятельств, при которых исполнитель приостанавливает совершение исполнительных действий. В такие обстоятельства не включены обстоятельства, которые ранее были определены как возможные для приостановления (например, в случае пребывания должника на лечении в стационарном лечебном заведении, если решение невозможно исполнить без его участия, и т. п.).

3. Увеличена сумма взыскания, при которой не осуществляется обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено такое жилье, – с 10 до 20 размеров минимальной заработной платы (ст. 48 Закона № 1404).

4. Согласно ст. 51 Закона № 1404 дополнены основания для удовлетворения требований взыскателей, не являющихся залогодержателями, еще одним – наличием письменного согласия залогодержателя.

5. Отдельно определен перечень оснований для снятия исполнителем ареста со всего имущества (средств) должника или его части (ч. 4 ст. 59 Закона № 1404).

6. Иначе определен порядок реализации имущества, на которое обращено взыскание, в том числе относительно цены на повторных и третьих электронных торгах; уменьшены сроки для должника и взыскателя для принятия такого имущества (ст. 57 Закона № 1404).

7. Определены 2 новые основания для возврата исполнительного документа взыскателю (ст. 37 Закона № 1404):

– отсутствует согласие взыскателя на замещение частного исполнителя в случаях, предусмотренных Законом № 1403;

– внедрена временная администрация банка-должника, кроме решений неимущественного характера.

8. Расширен перечень оснований для окончания исполнительного производства 2 новыми (ст. 39 Закона № 1404):

– если взысканные с должника в полном объеме средства не истребованы взыскателем в течение года и в связи с этим перечислены в госбюджет;

– если средств, поступивших от реализации заложенного имущества (по исполнительному документу об обращении взыскания на заложенное имущество), недостаточно для удовлетворения требований взыскателя-залогодержателя, а также если имущество, являющееся предметом ипотеки, передано ипотекодержателю или приобретено им в соответствии с требованиями Закона Украины "Об ипотеке" по исполнительному документу об обращении взыскания на имущество, являющееся предметом ипотеки. Кстати, по Закону № 606 это было основанием для возврата исполнительного документа взыскателю, что не лишало взыскателя права повторно предъявить исполнительный документ к исполнению.

9. Разрешено обращать взыскание на средства должника на счетах других лиц.

ХПК Украины дополнен новой ст. 1213, предусматривающей право хозяйственного суда предоставить разрешение обратить взыскание на принадлежащие должнику от других лиц денежные средства, которые размещены на счетах таких лиц в учреждениях банков и других финансовых учреждениях.

Изменения относительно ответственности в исполнительном производстве

Существенно увеличен размер ответственности за неисполнение решения, обязующего должника совершить определенные действия, и решения о восстановлении на работе.

А именно, увеличен размер штрафа:

относительно должника – физического лица – до 100 (было от 10 до 20) НМДГ,

относительно должностных лиц – до 200 (было от 20 до 40) НМДГ,

относительно должника – юридического лица – до 300 (было от 40 до 60) НМДГ.

Изменения были внесены и в ст. 18813 КУоАП относительно увеличения размера штрафа за неисполнение законных требований государственного исполнителя, частного исполнителя – от 50 до 100 НМДГ (было от 20 до 70).

Относительно вступления в силу нового Закона об исполнительном производстве

Закон № 1404 вступил в силу 05.10.2016 г., кроме ст. ст. 8, 9 и положений, касающихся деятельности частных исполнителей, которые вводятся в действие 05.01.2017 г.

Что касается осуществления исполнительных действий в соответствии с новым Законом об исполнительном производстве, то они осуществляются в следующем порядке:


• исполнительные документы, выданные до 05.10.2016 г.,
предъявляются к исполнению в сроки, установленные новым Законом;

• решения, которые исполнялись органами государственной исполнительной службы до 05.10.2016 г., продолжают исполняться этими органами до наступления оснований для завершения исполнительного производства;

• исполнительные действия, осуществление которых начато до 05.10.2016 г., завершаются в порядке, действовавшем до 05.10.2016 г.; после 05.10.2016 г. исполнительные действия осуществляются в соответствии с новым Законом;

• имущество, переданное на реализацию до 05.10.2016 г., продолжает реализовываться в порядке (в том числе по стоимости), действовавшем до 05.10.2016 г.; если оценка (уценка) арестованного имущества не проведена до 05.10.2016 г., она проводится в порядке, определенном новым Законом;

• представления государственных исполнителей о розыске должника – физического лица, а также ребенка по исполнительным производствам об отобрании ребенка, заявления государственных исполнителей об отсрочке и рассрочке исполнения решения, которые были поданы до 05.10.2016 г., – продолжают рассматриваться судами в сроки и порядке, действовавших до 05.10.2016 г.;

• жалобы на решения, действия или бездеятельность органов государственной исполнительной службы, поданные до 05.10.2016 г., – рассматриваются в сроки и порядке, действовавших до 05.10.2016 г.

 

Резюме статьи

Проанализировав изменения в процедуре исполнительного производства, по мнению автора, можно сделать вывод, что они являются положительными, особенно для взыскателей, поскольку ухудшают положение должников, их ответственность и предоставляют дополнительные полномочия исполнителям. Также положительным является стремление законодателя отвечать современному стилю жизни и закрепление обязательного фиксирования всех действий, решений в исполнительном производстве в электронной автоматизированной системе с предоставлением доступа к такой системе.

Также на эту тему читайте статью "Частные исполнители как новые субъекты принудительного исполнения решений" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 49 за 2016 год).

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua