Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Учетная политика предприятия: главные моменты
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

Распорядительный документ об учетной политике предприятия – основной локальный нормативный документ, регламентирующий особенности ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Этот документ особенно важен для плательщиков налога на прибыль, у которых налоговый учет основывается на показателях бухгалтерского учета. Об особенностях его составления расскажет издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН.

Информация, которую приводят в положении об учетной политике

Учетная политика предприятия – это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности (ст. 1 Закона № 996, п. 3 разд. І НП(С)БУ 1).

Ориентиром при решении вопросов, связанных с учетной политикой, являются Методрекомендации № 635, не имеющие обязательного статуса.

Согласно п. 1.3 разд. I Методрекомендаций № 635 в распорядительном документе об учетной политике указываются принципы, методы и процедуры, используемые предприятием для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности. Традиционно таким распорядительным документом является приказ об утверждении положения об учетной политике предприятия.

В п. 1.3 разд. I Методрекомендаций № 635 также упомянуто, что одновариантные методы оценки, учета и процедур в приказ включать нецелесообразно. В нем указываются предварительные оценки, используемые предприятиями с целью распределения расходов между соответствующими отчетными периодами, то есть элементы учетных оценок. Информация, которая приводится в приказе об учетной политике, изложена в п. 2.1 разд. II Методрекомендаций № 635.

В Методрекомендациях № 635 также указаны некоторые составляющие, не относящиеся ни к учетной политике, ни к учетной оценке. Но поскольку Минфин отдельно их выделяет, в принципе, такая информация может быть приведена в приказе. В частности, речь идет о следующих составляющих:

– применении класса 8 и/или 9 Плана счетов;

– порядке выплат, осуществляемых за счет прибыли (для государственных и коммунальных предприятий);

– дате определения приобретенных в результате систематических операций финансовых активов;

– дате включения простых акций, выпуск которых зарегистрирован, в расчет среднегодового количества простых акций в обращении;

– дате первоначального признания необоротных активов и группы выбытия в качестве удерживаемых для продажи;

– составлении отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и прочими обособленными подразделениями предприятия;

– периодичности и объектах проведения инвентаризации (за исключением тех случаев, когда ее проведение – обязательно).

Заметим также, что образец приказа об утверждении Положения об учетной политике приведен в приложении 3 к Методрекомендациям № 11. Касается он непосредственно субъектов государственного сектора. Остальные субъекты могут использовать этот документ в качестве ориентира.

Существует также ряд отраслевых методрекомендаций по формированию учетной политики, с которыми имеет смысл ознакомиться заинтересованным лицам (см., в частности, Методрекомендации № 217, Методрекомендации № 136, Рекомендации № 338, Рекомендации № 758).

Изменение учетной политики

По общему правилу, изменения в учетную политику можно вносить на любую дату, определенную предприятием, поскольку нормативные акты в сфере бухучета не содержат прямых указаний относительно сроков и периодичности изменений учетной политики.

Это косвенно подтвердил и Минфин в п. 3.2 Методрекомендаций № 635, где речь идет о том, что учетная политика может быть изменена, как правило, с начала года. То есть подразумевается, что могут быть исключения из данного правила.

Распорядительный документ об учетной политике может быть принят в качестве базисного на время деятельности предприятия. В такой документ при необходимости вносятся изменения (п. 3.4 Методрекомендаций № 635).

И только если в учетную политику внесены изменения, охватывающие по объему большую часть текста или существенно влияющие на его содержание, Минфин рекомендует полностью переписать распорядительный документ об учетной политике. Рассматриваемые учетные изменения вряд ли соответствуют данным условиям, потому переписывать приказ об учетной политике не нужно; достаточно издать приказ, вносящий изменения в предыдущий.

Изменения в учетной политике отражаются двумя способами: ретроспективным и перспективным. Приоритет имеет ретроспективный способ, а перспективный применяется в исключительных случаях.

Ретроспективное применение предполагает, что новая учетная политика применяется к операциям, другим событиям и условиям таким образом, будто эта политика применялась всегда (п. 5 МСБУ 8). В таком случае проводятся следующие учетные процедуры:

1) корректируется сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года. Если же изменения в учетной политике влияют не только на нераспределенную прибыль, корректируются также другие статьи финансовой отчетности, которых касаются изменения (письмо Минфина от 13.01.2005 г. № 31-04200-20-10/508);

2) повторно представляется сравнительная информация в финансовой отчетности. То есть за все предыдущие периоды отчетность составляется таким образом, будто к ней уже применялась измененная учетная политика.

Перспективное применение изменений в учетной политике предусматривает, что новая учетная политика применяется к операциям, другим событиям и условиям, возникшим после даты, с которой политика изменена.

В данном случае новые учетные правила применяются только с момента, на который приходятся изменения в учетной политике; и процедуры по корректировке финансовых показателей в финансовой отчетности за предыдущие периоды не проводятся.

Перспективный метод применяется только в исключительных случаях, а именно – когда сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно определить достоверно (п. 13 П(С)БУ 6).

Такие ситуации подробно описываются в МСБУ 8. В частности, согласно п. 26 МСБУ 8 ретроспективное применение не используется, если невозможно определить кумулятивное влияние на суммы в отчете о финансовом состоянии на начало и конец периода. Некоторые случаи неприменения приведены в п. 5 МСБУ 8.

В любом случае предполагается, что изменение в учетной политике применяется с начала текущего года, поскольку этот период – отчетный, а квартальная финотчетность – промежуточная (ч. 1 ст. 13 Закона № 996).

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 50 за 2016 год):

Учетная политика предприятия: проблемные ситуации;

Элементы учетной политики предприятия: практические рекомендации.

1. Закон № 996Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

2. НП(С)БУ 1 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 "Общие требования к финансовой отчетности", утвержденное приказом Минфина от 07.02.2013 г. № 73.

3. П(С)БУ 6 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах", утвержденное приказом Минфина от 28.05.99 г. № 137.

4. МСБУ 8Международный стандарт бухгалтерского учета (МСБУ 8) "Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки" от 01.01.2014 г.

5. Методрекомендации № 635 – Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635.

6. Методрекомендации № 11 – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

7. Методрекомендации № 217 – Методические рекомендации по составлению распорядительного документа об учетной политике государственного предприятия и акционерного общества, утвержденные приказом Минагрополитики от 22.06.2016 г. № 217.

8. Методрекомендации № 136 – Методические рекомендации по составлению распорядительного документа об учетной политике предприятия, учреждения, организации, относящихся к сфере управления Госводхоза, утвержденные приказом Госводхоза от 10.08.2009 г. № 136.

9. Рекомендации № 338 – Рекомендации по распорядительному документу об организации бухгалтерского учета и учетной политике предприятий, относящихся к сфере управления Министерства угольной промышленности Украины и в отношении которых Министерство осуществляет функции по управлению государственными корпоративными правами, утвержденные приказом Минуглепрома от 19.06.2006 г. № 338.

10. Рекомендации № 758 – Рекомендации по ведению учетной политики на предприятиях, учреждениях и организациях морского и речного транспорта, входящих в сферу управления Минтранссвязи, утвержденные приказом Минтранссвязи от 23.08.2007 г. № 758.

11. План счетов – План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua