Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Может ли ФЛП заводить трудовые книжки на впервые трудоустроенных работников?
Ирина Петрусенко, эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

Какой порядок оформления наемных работников ФЛП? Может ли ФЛП заводить трудовые книжки на впервые трудоустроенных работников?

(Инна М.)

При приеме на работу физическое лицо – предприниматель (далее – ФЛП) выполняет все требования трудового законодательства, ведь если ФЛП использует труд физических лиц, он является работодателем.

<...> работодатель – юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение или его представительство) или самозанятое лицо, которое использует наемный труд физических лиц на основании заключенных трудовых договоров (контрактов) и несет обязанности по уплате им заработной платы, а также начислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц в бюджет, начислений на фонд оплаты труда, другие обязанности, предусмотренные законами.

(пп. 14.1.222 НКУ)

Отношения между работодателем и работником строятся на основе трудового договора.

Напомним, что в соответствии со ст. 24 КЗоТ работник может быть допущен к работе только после:

• заключения трудового договора;

• оформления приказа (распоряжения) о приеме на работу;

• подачи уведомления органам ГФСУ о приеме работника на работу.

Трудовое законодательство распространяется на всех работодателей, поэтому ФЛП обязан вести кадровую документацию, связанную с оформлением трудовых отношений с наемными работниками.

Поскольку ФЛП ведут упрощенный учет, то под кадровой документацией для них имеются ввиду:

• документы, регламентирующие порядок использования наемного труда (правила внутреннего трудового распорядка);

• документы учета рабочего времени (табель учета рабочего времени);

• приказы (распоряжения) о приеме и увольнении с работы, предоставлении отпуска, направлении в командировку и т. п.

ФЛП может создавать приказы в произвольной форме, но с указанием обязательных реквизитов, или брать за основу или использовать полностью образцы, утвержденные Приказом № 489.

Так, ФЛП не имеет обязанности вести (поскольку п. 7.1 Инструкции № 58 касается только предприятий):

– личные дела работников (хотя по собственному желанию и для удобства он может это делать);

– книги учета бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;

– книгу учета движения трудовых книжек.

Заполнение трудовой книжки ФЛП

ФЛП ведет трудовые книжки работников, работающих у него по основному месту работы более 5 дней (п. 1.1 Инструкции № 58).

Записи в трудовую книжку ФЛП делает самостоятельно при приеме на работу в соответствии с заключенным трудовым договором, а также при его расторжении.

О порядке заполнения трудовой книжки также читайте в материале "Трудовая книжка: оформление и ведение" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 50 за 2016 год).

Записи в трудовой книжке ФЛП удостоверяет своей подписью и печатью (при ее наличии).

Трудовые книжки работников, труд которых связан с предоставлением услуг (повара, няни, водители и т. д.), хранятся у работников (абз. 1 п. 2.21-1 Инструкции № 58).

Первое рабочее место работника у ФЛП

На сегодня вопрос, имеет ли право ФЛП заводить трудовую книжку на наемного работника, который трудоустроился к ФЛП на первое рабочее место, остается спорным.

Так, Минсоцполитики высказало мнение, что ФЛП имеют право оформлять трудовую книжку на работников, которые трудоустраиваются впервые (см. письмо от 03.12.2015 г. № 492/06/186-15).

Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки должно подписывать лицо, ответственное за ее выдачу, потом ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполняли трудовую книжку (п. 2.12 Инструкции № 58). То есть, если исходить из нормы Инструкции № 58, то ФЛП не имеет права заверять титульный лист трудовой книжки.

Кроме того, Минтруда утверждает, что ФЛП не имеет права заводить трудовую книжку для работника, а подтверждением его стажа будет письменный трудовой договор с указанием периода работы (см. письмо от 23.03.2006 г. № ДЦ-12-1528/0/6-06).

В свою очередь, Минюст рекомендовал Минсоцполитики внести изменения в Инструкцию № 58 (письмо от 24.03.2006 г. № 21-5-172). Но до сих пор этого не произошло.

Так что, по мнению издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН, не будет нарушением, если ФЛП заведет на работника трудовую книжку и заполнит ее титульный лист, удостоверив своей подписью и своей печатью (в случае ее наличия). В случае если ФЛП этого не сделает, то административную ответственность к нему применить не могут, потому что это не является нарушением трудового законодательства (см. письмо от 23.03.2006 г. № ДЦ-12-1528/0/6-06).

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 50 за 2016 год):

"Вынужденные переселенцы из зоны АТО без трудовых книжек: особенности трудоустройства";

"С основного места работы на работу по совместительству: заполняем трудовую книжку".

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua