Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Реформа оплаты труда: в новый год – по новым правилам
Ирина Петрусенко, эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

Документ:

Кому читать:

субъектам хозяйствования

Что произошло:

внесены изменения в законодательные акты относительно оплаты труда, пенсионного обеспечения граждан, уплаты ЕСВ, деятельности фондов социального страхования, образования и порядка обеспечения и выплаты стипендий, верификации и мониторинга социальных выплат, монетизации льгот и т. п.

Вступает в силу:

01.01.2017 года

Законом № 1774 внесены многочисленные изменения в законодательные акты относительно оплаты труда, пенсионного обеспечения граждан, уплаты ЕСВ, деятельности фондов социального страхования, образования и порядка обеспечения и выплаты стипендий, верификации и мониторинга социальных выплат, монетизации льгот и т. п. Далее – коротко о главных изменениях, предложенных этим Законом.

Оплата труда

Установлен новый порядок формирования тарифной сетки оплаты труда.

Так, вместо единой тарифной системы оплаты труда в Украине появятся разные: тарифная и другие системы, которые формируются на оценках сложности выполняемых работ и квалификации работников.

В бюджетной сфере минимальная тарифная ставка (должностной оклад) будет устанавливаться Кабмином.

В небюджетной сфере предприятия будут определять тарифные ставки самостоятельно в коллективных договорах.

При этом минимальная тарифная ставка не может быть ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года.

С 1 января 2017 года изменяется понятие минимальной зарплаты (Законом № 1774 внесены изменения в ст. 95 КЗоТ). Отныне под таким понятием будем подразумевать установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда.

Минимальная зарплата остается государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц, использующих труд наемных работников, по любой системе оплаты труда.

С 1 января 2017 г. размер минимальной заработной платы уже не будет изменяться в течение года в зависимости от пересмотра прожиточного минимума.

Вместе с тем исключена норма, по которой в минимальную зарплату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты (изменения внесены в ст. 31 Закона об оплате труда).

В то же время размер зарплаты работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной зарплаты.

Если же начисленная зарплата за выполненную месячную норму труда является ниже размера минимальной зарплаты, тогда работодатель должен произвести доплату до уровня минимальной зарплаты, которую следует выплачивать ежемесячно одновременно с выплатой зарплаты.

При исчислении размера зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.

Если размер зарплаты в связи с периодичностью выплаты ее составляющих является ниже размера минимальной зарплаты, производится доплата до уровня минимальной заработной платы.

В случае заключения трудового договора о работе на условиях неполного рабочего времени, а также за невыполнение работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда минимальная заработная плата выплачивается пропорционально выполненной норме труда.

В то же время установлено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере, не меньшем прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (в 2017 году – 1600 грн).

Заработная плата или должностные оклады уже не будут рассчитываться на основе минимальной заработной платы, а будут определять их в соотношении к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц, установленному на 1 января календарного года.

Так что именно такие нормы предусмотрены Законом № 1774, которыми с 01.01.2017 года вносятся изменения в ст. ст. 95, 96 КЗоТ и ст. ст. 3, 31, 6 Закона об оплате труда.

Кроме того, Заключительными и переходными положениями Закона № 1774 предусмотрено, что минимальная зарплата после 01.01.2017 г. не применяется как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и прочих выплат.

Минимальная зарплата после 01.01.2017 г. не применяется как расчетная величина в колдоговорах и соглашениях всех уровней. Сторонам, заключившим колдоговоры и соглашения, в 3-месячный срок должны привести их нормы в соответствие с требованиями Закона № 1774 согласно законодательству.

До внесения изменений в колдоговоры и соглашения всех уровней относительно неприменения минимальной зарплаты как расчетной величины она применяется в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Социальное страхование

Законом № 1774 предусмотрено:

• завершение реорганизации ФСС НСП и ФСС по ВУТ и внедрение деятельности Фонда социального страхования Украины как нового социального института;

• возобновление ежегодного перерасчета ежемесячных страховых выплат пострадавшим на производстве;

• осуществление перерасчета страховых выплат пострадавшим на производстве, размеры которых в пересчете на 100 % утраты трудоспособности менее минимальной заработной платы.

Изменения касательно ЕСВ

Размер минимального страхового взноса, как и раньше, будет зависеть от размера минимальной зарплаты, на 2017 год она будет устанавливаться на уровне 3200 грн (дополнительно см. материал "Закон о Госбюджете на 2017 год: основные показатели" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 01-02 за 2017 год)), то есть минимальный страховой взнос с 01.01.2017 г. будет составлять 704 грн (3200 х 22 %). А это означает две очень важные вещи, которые начнут работать с 01.01.2017 г.:

• работодателям придется не только пересмотреть оклады работников, но и осуществлять доплату по ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса при начислении зарплаты и других выплат работникам, в новом увеличенном размере;

• увеличится и нагрузка на физических лиц – предпринимателей (далее – ФЛП), ведь со следующего года минимальная ежемесячная сумма ЕСВ "за себя" для них вырастет в два раза (еще в декабре 2016 г. такая сумма составляла 352 грн).

ФЛП (кроме плательщиков единого налога первой группы) обяжут уплачивать ЕСВ не ниже минимального страхового взноса. То есть ФЛП на общей системе следует ожидать дополнительных расходов в 704 грн за месяцы, когда они не получат доходы.

Законом № 1774 обобщаются правила уплаты ЕСВ предпринимателями "за себя":

• все пенсионеры-ФЛП, независимо от выбранной ими системы налогообложения, освобождаются от уплаты ЕСВ "за себя";

• всех других ФЛП обяжут уплачивать ЕСВ не ниже минимального страхового взноса в расчете на месяц. То есть предпринимателям на общей системе следует ожидать дополнительных расходов в виде уплаты ЕСВ "за себя" за месяцы, когда они не получат доходы. Для предпринимателей – плательщиков единого налога ничего не изменится – они и в дальнейшем будут уплачивать "за себя" ЕСВ в самостоятельно определенном размере, но в расчете на месяц не ниже минимального страхового взноса.

Но в связи с установлением нового размера минзарплаты плательщики единого налога первой группы получат льготу.

"Для плательщиков, отнесенных к первой группе плательщиков единого налога, определенных в подпункте 1 пункта 291.4 статьи 291 Налогового кодекса Украины, эта сумма не может быть меньше 0,5 минимального страхового взноса с зачислением соответствующих периодов осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж, который исчисляется в соответствии со статьей 24 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", пропорционально уплаченному единому взносу."

(п. 30 Закона № 1774)

То есть плательщики единого налога первой группы смогут в 2017 году (до очередного роста минимальной зарплаты) уплачивать ЕСВ "за себя" на уровне декабря 2016 года (352 грн х 0,5). При этом в страховой стаж для начисления пенсий такие месяцы будут засчитываться пропорционально уплаченному ЕСВ.

Легализация отношений в сфере занятости и оплаты труда

1. Внедрение на рынке труда нового механизма контроля, связанного с предоставлением полномочий по осуществлению контроля в сфере занятости и оплаты труда исполнительным органам советов городов областного значения и объединенных территориальных общин.

2. Установление обязательства для ФЛП уплачивать ЕСВ.

3. Усиление ответственности юридических и ФЛП за недопуск государственного инспектора труда к проведению проверки:

• штраф в размере до трех минимальных заработных плат во всех случаях недопуска инспекторов к проверке, кроме случая, когда темой проверки является неоформление трудовых договоров с работниками и выплата зарплат "в конверте";

• в размере 100 минимальных заработных плат в случае недопуска государственного инспектора труда к проверке, когда она осуществляется в целях выявления работников с неоформленными трудовыми договорами, выплаты заработной платы без начисления и уплаты ЕСВ (выплата зарплаты "в конверте").

Таким образом, за недопуск государственного инспектора труда к проверке будет применяться штраф в размере до трех МЗП, кроме случая, когда темой проверки является неоформление трудовых договоров с работниками и выплата заработной платы без начисления и уплаты ЕСВ. А вот когда инспектор пришел выявлять факты выплаты зарплат "в конверте" – его недопуск оценен в 100 МЗП.

Пенсионное обеспечение

В части пенсионного обеспечения на 2017 год предусмотрено:

– продление особого порядка выплаты пенсий для работающих пенсионеров;

– определение максимального размера пенсии в абсолютной сумме на уровне 10740 грн.

Стипендии студентам (курсантам) высших учебных заведений

Предлагается уполномочить Кабмин определять порядок выплаты социальных стипендий для отдельных категорий лиц, которым законами Украины предоставлено это право (п. 40 Закона № 1774).

Предоставление админуслуг, уплата судебного сбора и госпошлины

Также Законом № 1774 в целом ряде платежей, как-то предоставление административных услуг, уплата судебного сбора и госпошлины, привязан размер платежей к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц (вместо минимальной заработной платы, как было до этого).

Также о других законодательных новациях можно узнать из материалов издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 01-02 за 2017 год):

"Новогоднее дежавю: налог на прибыль и трансфертное ценообразование";

"Новогоднее дежавю: НДС";

"Новогоднее дежавю: акцизный налог";

"Новогоднее дежавю: НДФЛ";

"Новогоднее дежавю: единый налог";

"Новогоднее дежавю: прочие налоги и сборы";

"Закон о Госбюджете на 2017 год: основные показатели";

"Бюджетный кодекс – 2017: от поддержки местных бюджетов до распределения субвенций".

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua