Вызов консультанта
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Новогоднее дежавю: НДС
Галина Зубарь, главный редактор Б&З, ЛИГА:ЗАКОН

Ничего у нас с вами не меняется: традиционно, уже третий год подряд, под елку – очередной пул законов, чтобы, не дай бог, не расслабились. Потому в данной статье остановимся на главных новациях, касающихся НДС.

Напомним, что ключевые изменения, которые претерпел НКУ, были внесены Законом № 1797 и Законом № 1791. И даже лишь в части НДС – это объем не одной статьи. Поэтому сжато остановимся на самом главном.

О регистрации плательщиком НДС

В этой части внесены весьма положительные изменения в п. 183.7 НКУ. Итак, теперь регистрационное заявление о добровольной регистрации в качестве налогоплательщика можно подать государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации, которое подается для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица – предпринимателя. Электронная копия регистрационного заявления, изготовленная путем сканирования, государственным регистратором передается в контролирующие органы одновременно со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований о проведении государственной регистрации юридического лица или физического лица – предпринимателя согласно Закону № 755.

В части аннулирования НДС-регистрации обращаем внимание на косметические уточнения к пп. "г" п. 184.1 НКУ. Так, теперь по решению органа ГФС НДС-регистрацию утрачивает лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога, которое в течение 12 последовательных налоговых месяцев не представляет в контролирующий орган декларацию по НДС и/или представляет такую декларацию (налоговый расчет), которая (который) свидетельствует об отсутствии поставок/приобретения товаров/услуг, осуществленных в целях формирования налогового обязательства или налогового кредита. То есть логично уточнено, что приобретать/поставлять можно не только товары, но и услуги.

Бюджетное возмещение

Именно в этой части Законом № 1797 внесены изменения в ст. 200 НКУ, которая регулирует, в частности, порядок бюджетного возмещения НДС.

Итак, с 1 января 2017 года будет формироваться только один Реестр заявлений на возврат суммы бюджетного возмещения. И осуществляться это будет на основании баз данных ГФС и Казначейства Украины.

Вместе с тем в этой части имеются следующие нюансы:

до 10 января 2017 года ГФС обязана на основании реестров заявлений на возврат суммы бюджетного возмещения налогоплательщикам, соответствующим и несоответствующим критериям, установленным п. 200.19 НКУ, в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г., сформировать единый Реестр заявлений на возврат суммы бюджетного возмещения в хронологическом порядке их поступления (п. 52 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

– бюджетное возмещение НДС будет осуществляться в пределах средств, имеющихся на едином казначейском счете (п. 55 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

до 1 февраля 2017 года центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, формирует в хронологическом порядке поступления заявлений на возврат суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость Временный реестр заявлений на возврат суммы бюджетного возмещения, поданных до 1 февраля 2016 года, по которым по состоянию на 1 января 2017 года суммы НДС не возмещены из бюджета (п. 56 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). При этом согласно тому же п. 56 подразд. 2 разд. ХХ НКУ возмещение согласованных сумм НДС, указанных во Временном реестре, осуществляется в хронологическом порядке согласно очередности поступления заявлений на возврат таких сумм бюджетного возмещения НДС в пределах сумм, определенных законом о Госбюджете на соответствующий год. Распределение сумм бюджетного возмещения НДС, определенных законом о Госбюджете на соответствующий год, между Временным реестром заявлений на возврат суммы бюджетного возмещения и Реестром заявлений на возврат суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость осуществляется Кабмином.

Реестр заявлений на возврат суммы бюджетного возмещения подлежит ежедневному, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней, обнародованию на официальном веб-сайте ГФС (пп. 200.7.3 НКУ).

Кроме того, обновленным п. 200.10 НКУ предусматривается:

1) проведение камеральной проверки данных налоговой декларации или уточняющих расчетов (в случае их представления) в срок, предусмотренный абз. 1 п. 76.3 НКУ; камеральная проверка проводится контролирующим органом;

2) согласование контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки, а в случаях, определенных п. 200.11 НКУ, – по результатам документальной проверки.

Искренне надеемся, что наконец-то бюджетное возмещение станет максимально прозрачным.

Спецрежим НДС: давай, до свидания?

В силу пп. 4 п. 2 разд. XIX НКУ ст. 209 НКУ, регламентировавшая спецрежим НДС, утратила силу. Соответственно, все спецрежимщики с 1 января 2017 года становятся плательщиками НДС на общих основаниях. При этом никаких заявлений для перехода со спецрежима на общую систему подавать не нужно – о чем неоднократно заявляли и сами налоговики.

Вместе с тем согласно п. 48 подразд. 2 разд. ХХ НКУ счета в системе электронного администрирования НДС, которые дополнительно открыты в соответствии с п. 2001.2 НКУ плательщикам – сельскохозяйственным предприятиям, избравшим специальный режим налогообложения согласно ст. 209 НКУ, закрываются со дня, следующего за предельным сроком уплаты налоговых обязательств за декабрь 2016 года, а для плательщиков, избравших квартальный налоговый период, – за IV квартал 2016 года.

Регистрация налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН, составленных плательщиками – сельскохозяйственными предприятиями, применявшими до 1 января 2017 года специальный режим налогообложения в соответствии со ст. 209 НКУ, по операциям по поставке сельскохозяйственных товаров/услуг, определенных согласно п. 209.7 НКУ, должна быть осуществлена не позднее 15 января 2017 года (п. 49 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Регистрация вышеуказанных налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным не может осуществляться позднее 15 января 2017 года (п. 49 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Что касается одного важного момента, который сейчас волнует бывших спецрежимщиков: сумма отрицательного значения по операциям по поставке сельскохозяйственных товаров/услуг, определенных в соответствии с п. 209.7 НКУ, сформированная плательщиками – сельскохозяйственными предприятиями, применявшими до 1 января 2017 года специальный режим налогообложения согласно ст. 209 НКУ, по результатам отчетного (налогового) периода за декабрь 2016 года / IV квартал 2016 года, переносится в налоговую отчетность следующего отчетного (налогового) периода, в которой отражаются расчеты с бюджетом (п. 50 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). То есть отрицательное значение не пропадет.

Теперь касательно бюджетных дотаций. В соответствии с п. 51 подразд. 2 разд. ХХ НКУ с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года плательщики – сельскохозяйственные товаропроизводители, которые включены в Реестр получателей бюджетной дотации согласно Закону № 1877, представляют налоговую декларацию по НДС с приложением, в котором указывается расчет налоговых обязательств положительной разницы между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода по этому налогу по результатам деятельности по операциям, определенными ст. 161 Закона № 1877, в течение отчетного (налогового) периода, а также расчет удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев).

Форма приложения утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую и бюджетную политику.

И о приятном. Установлен запрет на применение штрафных санкций и пени к сельхозпредприятиям, применявшим спецрежим обложения НДС в соответствии со ст. 209 НКУ, за занижение такими плательщиками налогового обязательства по НДС или завышение ими бюджетного возмещения, возникшими вследствие нарушения порядка распределения налогового кредита, определенного пп. 209.15.1 НКУ, за отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2016 г. по 01.01.2017 г. (п. 54 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

О льготах по НДС

Уточнено применение нулевой ставки НДС к операциям магазинов беспошлинной торговли (пп. "ґ" пп. 195.1.2 НКУ).

Поставку товаров магазины беспошлинной торговли могут осуществлять исключительно:

– физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Украины;

– физическим лицам, въезжающим на таможенную территорию Украины в пунктах пропуска через государственную границу Украины, открытых для международного воздушного сообщения;

– физическим лицам, перемещающимся транспортными средствами, которые принадлежат резидентам и находятся за пределами таможенной границы Украины.

Отменено освобождение от обложения НДС по ввозу на таможенную территорию Украины ПАО "Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" природного газа по коду согласно УКТ ВЭД 2711 21 00 00 вследствие исключения п. 197.22 НКУ.

Тем не менее, продлевается действие следующих льгот:

до 01.01.2019 г. – освобождение от обложения НДС операций по поставке, в т. ч. операций по импорту, отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

до 01.01.2019 г. продлено применение кассового метода налогоплательщиками, которые осуществляют поставку (в т. ч. оптовую), передачу, распределение электрической и/или тепловой энергии, поставку угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2703 00 00 00, 2704 00 согласно УКТ ВЭД, предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу (п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

до 01.01.2019 г. – освобождение от обложения НДС операций по поставке на таможенной территории Украины угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2703 00 00 00, 2704 00 согласно УКТ ВЭД и уточнен срок подачи заявления об отказе от использования такой льготы, которое будет подаваться до наступления отчетного периода, в котором налогоплательщик не предполагает использовать указанную льготу (п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

до 01.01.2023 г. – освобождение от обложения НДС космической деятельности (п. 3 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

до 01.01.2019 г. – освобождение от обложения НДС кинематографической деятельности (п. 12 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

– временно, на период проведения АТО и/или введения военного положения согласно законодательству, освобождены от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины и поставке на таможенной территории Украины специальных средств индивидуальной защиты (каски, изготовленные в соответствии с военными стандартами или техническими условиями, либо их эквиваленты и специально предназначенные для них компоненты (то есть подшлемники, амортизаторы), классифицируемые в товарной подкатегории 6506 10 80 00 согласно УКТ ВЭД, бронежилеты, классифицируемые в товарной подкатегории 6211 43 90 00 согласно УКТ ВЭД), изготовленных в соответствии с военными стандартами или военными условиями для нужд правоохранительных органов, Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных согласно законам Украины, иных субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом в соответствии с законом; нитей и тканей (материалов), классифицируемых в товарных подкатегориях 3920 10 89 90, 3920 61 00 00, 3921 90 60 00, 5402 11 00 00, 5407 10 00 00, 5603 14 10 00 и 6914 90 00 00 согласно УКТ ВЭД, для изготовления бронежилетов и шлемов (п. 32 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Имеются и новые льготы. Так, благодаря появлению п. п. 58, 59 подразд. 2 разд. ХХ НКУ контролирующий орган по заявлению налогоплательщика предоставляет рассрочку (равными частями) уплаты НДС на срок до 36 календарных месяцев без начисления процентов и пени на операции по ввозу на таможенную территорию Украины деревообрабатывающего оборудования и оборудования для производства медицинских изделий.

Кроме того, есть новости и для субъектов самолетостроения, поскольку для них появилась отдельная норма.

Временно, до 1 января 2025 года, субъекты самолетостроения, подпадающие под действие норм статьи 2 Закона Украины "О развитии самолетостроительной промышленности", освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость по операциям по:

ввозу на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта товаров (кроме подакцизных), используемых для нужд самолетостроительной промышленности, если такие товары являются освобожденными от обложения ввозной пошлиной согласно подпункту 13 пункта 4 раздела XXI "Заключительные и переходные положения" Таможенного кодекса Украины;

поставке на таможенной территории Украины результатов научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ, выполняемых для нужд самолетостроительной промышленности.

В установленный период операции по продаже продукции (услуг), произведенной указанными предприятиями за счет средств Государственного бюджета Украины, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

В случае нарушения требований, установленных настоящим подразделом, к плательщикам налога – субъектам самолетостроения применяются нормы раздела II настоящего Кодекса.

(п. 41 подразд. 2 разд. ХХ НКУ)

Налоговые накладные и расчеты корректировки

Итак, имеем обязательный реквизит налоговой накладной – код УКТ ВЭД (для услуг – код услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг); налогоплательщики, кроме случаев поставки подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, имеют право указывать код товара в соответствии с УКТ ВЭД или код услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг неполностью, но не менее четырех первых цифры соответствующего кода (пп. "і" п. 201.1 НКУ).

При этом до 31.12.2017 г. установлен мораторий на применение штрафных санкций, предусмотренных п. 1201.3 НКУ, за ошибки, допущенные в налоговой накладной при указании кода товара согласно УКТ ВЭД и/или кода услуги в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг (п. 351 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Также согласно п. 201.3 НКУ в случае осуществления освобожденных от НДС операций в налоговой накладной необходимо произвести запись "Без ПДВ" со ссылкой на соответствующие нормы НКУ и/или международного договора, предусматривающего освобождение от обложения НДС.

Интересная норма появилась в части подтверждения налогового кредита.

Налоговая накладная и/или расчет корректировки к ней, составленные и зарегистрированные после 1 июля 2017 года в Едином реестре налоговых накладных налогоплательщиком, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, являются для покупателя таких товаров/услуг достаточным основанием для начисления сумм налога, относящихся в налоговый кредит, и не требующим любого другого дополнительного подтверждения.

(п. 201.10 НКУ)

В случае осуществления поставки товаров/услуг, база налогообложения которых, определенная в соответствии со ст. ст. 188 и 189 НКУ, превышает фактическую цену поставки таких товаров/услуг, можно составить не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены такие поставки, сводную налоговую накладную с учетом сумм налога, рассчитанных исходя из превышения базы налогообложения над фактической ценой, определенных отдельно по каждой операции по поставке товаров/услуг (п. 201.4 НКУ).

Внимание! Установлены новые сроки регистрации налоговых накладных в ЕРНН.

Регистрация налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных должна осуществляться с учетом предельных сроков:

для налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным, составленным с 1 по 15 календарный день (включительно) календарного месяца, – до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором они составлены;

для налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным, составленным с 16 по последний календарный день (включительно) календарного месяца, – до 15 календарного дня (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором они составлены.

(п. 201.10 НКУ)

Вместе с тем в п. 201.10 НКУ четко прописана возможность для плательщиков НДС регистрировать налоговые накладные / расчеты корректировки в течение 365 дней, следующих за датой возникновения налоговых обязательств, отраженных в соответствующих налоговых накладных и/или расчетах корректировки (а не 180, как того требовали прежде фискалы). При этом по-прежнему срок для включения налоговых накладных в состав налогового кредита составляет 365 дней (п. 198.6 НКУ); правда, эта норма еще уточнена в части несвоевременно зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных / расчетов корректировки.

По таким налоговым накладным / расчетам корректировки налоговый кредит признается в периоде их регистрации в ЕРНН, но не позднее чем через 365 календарных дней с даты составления налоговых накладных / расчетов корректировки, в том числе для налогоплательщиков, применяющих кассовый метод (п. 198.6 НКУ).

Внесены также изменения в п. 192.1 НКУ. Так, составленные налогоплательщиком расчеты корректировки к налоговым накладным, составленным до 1 февраля 2015 года, расчеты корректировки к налоговых накладных, которые не подлежали предоставлению получателю (покупателю) – налогоплательщику, подлежат регистрации в ЕРНН поставщиком (продавцом). Указанное не распространяется на расчеты корректировки, предусматривающие уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику (уменьшение налогового обязательства поставщика и налогового кредита получателя), составленные после 1 июля 2015 года к налоговым накладным, составленным до 1 июля 2015 года на получателя (покупателя) – налогоплательщика, подлежащие регистрации в ЕРНН получателем (покупателем) товаров/услуг.

Готовимся к блокированию налоговых накладных

Но сразу успокоим: согласно п. 57 подразд. 2 разд. ХХ НКУ эта процедура заработает лишь с 1 апреля 2017 года (шутники наши депутаты).

Период с 1 апреля 2017 года по 1 июля 2017 года является переходным периодом, в течение которого процедура, определенная пунктом 201.16 статьи 201 настоящего Кодекса, осуществляется без фактического приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

(п. 57 подразд. 2 разд. ХХ НКУ)

При этом в соответствии с п. 74.2 НКУ критерии для приостановления регистрации в ЕРНН налоговых накладных должен разработать Минфин. А сама процедура прописана в п. 201.16 НКУ.

В случае приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН налогоплательщику в течение операционного дня контролирующий орган направляет квитанцию о приостановлении регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН. Такая квитанция направляется одновременно продавцу и покупателю.

В квитанции указываются:

а) порядковый номер и дата составления налоговой накладной / расчета корректировки;

б) определение критерия(ев) оценки степени рисков, достаточных для приостановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН, на основании которых была приостановлена регистрация;

в) предложение по предоставлению налогоплательщиком объяснений и/или копий документов (согласно исчерпывающему перечню), достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации такой налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН.

Письменные объяснения и/или копии документов налогоплательщик имеет право представить в контролирующий орган по основному месту учета в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в такой налоговой накладной / расчете корректировки.

Решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчете корректировки в Едином реестре налоговых накладных принимается и направляется налогоплательщику в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения объяснений и документов.

Решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Вместе с тем приостановление регистрации в ЕРНН налоговых накладных не скажется на показателях "суперформулы" в СЭА НДС, а также не будут применяться штрафы за несвоевременную регистрацию налоговых накладных, предусмотренные ст. 1201 НКУ. Поскольку на период приостановления перерывается течение срока регистрации (п. 201.10 НКУ).

Но обо всем этом можем поговорить несколько позднее, поскольку время есть.

О штрафах за несвоевременную регистрацию налоговых накладных / расчетов корректировки

Согласно п. 1201.1 НКУ нарушение предельного срока регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки в ЕРНН влечет за собой наложение на плательщика НДС, на которого в соответствии с требованиями ст. ст. 192 и 201 НКУ возложена обязанность по такой регистрации, штрафа в размере:

– 10 % суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных / расчетах корректировки, – в случае нарушения срока регистрации до 15 к. дн.;

– 20 % суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных / расчетах корректировки, – от 16 до 30 к. дн.;

– 30 % суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных / расчетах корректировки, – от 31 до 60 к. дн.;

– 40 % суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных / расчетах корректировки, – от 61 до 365 к. дн.

Тем не менее, несмотря на несколько подкорректированное название ст. 1201 НКУ, такие штрафы не касаются налоговых накладных / расчетов корректировки, которые:

– не предоставляются получателю (покупателю);

– составлены на освобожденные от обложения НДС операции;

– составлены на операции с обложением НДС по нулевой ставке.

Кстати, в этой части имеется и более строгое наказание. Так, в случае отсутствия регистрации в течение предельного срока налоговой накладной / расчета корректировки к ней в ЕРНН (кроме налоговых накладных, не предоставляемых получателю (покупателю), составленных на поставку товаров/услуг для операций, освобожденных от обложения или облагаемых налогом по нулевой ставке), указанной в налоговом уведомлении-решении, составленном по результатам проверки контролирующего органа, влечет за собой наложение штрафа в размере 50 % суммы налоговых обязательств по НДС, указанной в такой налоговой накладной / расчете корректировки, или от суммы НДС, начисленного по операции по поставке товаров/услуг, если налоговая накладная на такую операцию не составлена (п. 1201.2 НКУ).

Отсутствие регистрации в ЕРНН налоговой накладной / расчета корректировки по истечении 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения, влечет за собой наложение на налогоплательщика штрафа в размере 50 % суммы налогового обязательства по НДС, указанной в такой налоговой накладной / расчете корректировки, или от суммы НДС, начисленного по операции по поставке товаров/услуг, если налоговая накладная на такую операцию не составлена.

В случае регистрации в ЕРНН налоговой накладной и/или расчета корректировки к такой налоговой накладной в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения, штрафные санкции, предусмотренные абз. 2 п. 1201.2 и п. 1201.1 НКУ, не применяются.

Об ошибках в обязательных реквизитах налоговых накладных / расчетов корректировки

Согласно п. 1201.3 НКУ допущение продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, предусмотренных п 201.1 НКУ, выявленных контролирующим органом по результатам проверки, проведенной по заявлению покупателя, – влечет за собой наложение на налогоплательщика-продавца штрафа в размере 170 грн и обязательство исправить такие ошибки.

Невыполнение налогового уведомления-решения контролирующего органа с предупреждением о необходимости исправления налогоплательщиком-продавцом вышеуказанных ошибок в течение 10 календарных дней, следующих за днем его получения, – влечет за собой наложение на такого налогоплательщика штрафа в размере:

10 % суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, – в случае неисправления ошибок в течение 15 к. дн.;

20 % суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, – в случае неисправления ошибок в срок от 16 до 30 к. дн.;

30 % суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, – в случае неисправления ошибок в срок от 31 до 60 к. дн.;

40 % суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, – в случае неисправления ошибок в срок от 61 до 90 к. дн.;

50 % суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, – в случае неисправления ошибок в срок от 91 до 120 к. дн.;

60 % суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, – в случае неисправления ошибок в срок от 121 до 150 к. дн.;

70 % суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, – в случае неисправления ошибок в срок от 151 до 180 к. дн.;

100 % суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, – в случае неисправления ошибок по истечении 181 к. дн.

Будет ли панацеей в таком случае жалоба на поставщика? В прямом смысле по-прежнему – нет, но она привлечет внимание контролеров к вашему контрагенту. Так, согласно п. 201.10 НКУ в случае допущения ошибок в обязательных реквизитах налоговых накладных / расчетов корректировки или в случае нарушения их предельных сроков регистрации в ЕРНН покупатель/продавец может подать жалобу на своего контрагента в течение 365 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором произошло нарушение.

Потом в течение 90 календарных дней со дня поступления такого заявления с жалобой с учетом требований, установленных пп. 78.1.9 НКУ, контролирующий орган обязан провести документальную проверку указанного продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции. Однако, как будет работать эта норма в жизни, – посмотрим.

СЭА НДС

Конечно, самыми главными в СЭА НДС являются показатели "суперформулы", потому отныне:

– при расчете показателя ПопСч также учитывается сумма средств в случае проведения Казначейством расчетов налогоплательщика по погашению задолженности, возникшей в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг по централизованному водоснабжению, водоотводу, отоплению и поставке горячей воды тарифам, которые были утверждены и/или согласованы органами государственной власти либо органами местного самоуправления, за счет субвенции из госбюджета местным бюджетам с дальнейшим направлением средств согласно Закону Украины о Государственном бюджете Украины в счет погашения задолженности по налогу (п. 2001.3 НКУ);

– сумма показателя Накл плательщика, реорганизованного путем присоединения, слияния, преобразования, сформированная на момент государственной регистрации прекращения юридического лица, используется при исчислении суммы Накл правопреемника такого налогоплательщика. Сумма Накл плательщика, реорганизованного путем разделения (из которого осуществляется выделение), сформированная на момент государственной регистрации прекращения юридического лица такого плательщика (государственной регистрации создания юридического лица правопреемника), используется при исчислении суммы Накл правопреемника такого налогоплательщика пропорционально к полученной доле имущества согласно распределительному балансу (п. 2001.3 НКУ);

– уточнено, что показатель Возмещ – общая сумма налога, заявленная плательщиком к бюджетному возмещению с учетом сумм корректировки и результатов проверок, которые проводятся согласно НКУ (п. 2001.3 НКУ);

– если на дату представления отчетности по налогу сумма средств на счете в СЭА НДС налогоплательщика превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет в соответствии с представленной отчетностью, налогоплательщик имеет право подать в контролирующий орган в составе такой налоговой отчетности заявление, согласно которому эти средства подлежат перечислению на текущий счет такого налогоплательщика, реквизиты которого плательщик указывает в заявлении, в сумме остатка средств, превышающего сумму налогового долга по налогу и сумму согласованных налоговых обязательств по нему. На сумму налога, подлежащего в соответствии с поданным заявлением перечислению на текущий счет плательщика, на момент подачи заявления уменьшается значение суммы налога, определенной п. 2001.3 НКУ, путем уменьшения на такую сумму показателя общей суммы пополнения счета в системе электронного администрирования налога с текущего счета плательщика (ПопСч) (п. 2001.6 НКУ);

– ГФС имеет право направлять Казначейству, в котором открыты электронные НДС-счета: реестры – для перечисления налога в бюджет в случае представления налогоплательщиком уточняющих расчетов к налоговым декларациям; корректирующие реестры – для уточнения информации, указанной в ранее направленных реестрах (п. 2001.6 НКУ);

– если у плательщика НДС общая сумма налоговых обязательств, указанная в представленных декларациях с учетом уточняющих расчетов к ним, превышает сумму НДС, содержащуюся в составленных таким плательщиком налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в ЕРНН (Превыш), а сумма, определенная п. 2001.3 НКУ (Накл) является недостаточной для регистрации таким плательщиком налоговой накладной или расчета корректировки к такой налоговой накладной за отчетные периоды возникновения такого превышения, налогоплательщик имеет право зарегистрировать налоговую накладную или расчет корректировки в ЕРНН на сумму налога, равную значению показателя Превыш, уменьшенного на сумму задекларированных к уплате налоговых обязательств за периоды начиная с 1 июля 2015 года (включая налоговые обязательства, которые были уплачены налогоплательщиком, и налоговые обязательства, которые не были им уплачены) и увеличенного на значение показателя ПопСч независимо от значения показателя Накл, определенного согласно п. 2001.3 НКУ (п. 2001.9 НКУ).

Прочие изменения

Судьба отрицательного значения при реорганизации

Согласно новому п. 198.7 НКУ сумма отрицательного значения, подлежащего включению в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода плательщика, реорганизуемого путем:

присоединения, слияния, преобразования, – подлежит перенесению в состав налогового кредита правопреемника в следующем периоде после подписания передаточного акта согласно законодательству;

разделения, выделения, – подлежит перенесению в состав налогового кредита правопреемника пропорционально полученной доле имущества в соответствии с распределительным балансом в следующем периоде после подписания распределительного баланса согласно законодательству.

Такое перенесение осуществляется в случае, если сумма отрицательного значения, подлежащего включению в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода реорганизуемого плательщика, подтверждена документальной проверкой контролирующего органа.

Безоплатная передача

Внесены изменения в пп. "а" п. 185.1 НКУ, потому отныне безоплатная передача официально является объектом обложения НДС.

Перечень операций, не являющихся объектом налогообложения

Внесены изменения в пп. 196.1.5 НКУ, где, в частности, уточняется, что не являются объектом налогообложения операции по:

– уступке права требования, переводу долга, торговле за денежные средства или ценные бумаги долговыми обязательствами (требованиями), за исключением операций по инкассации долговых требований;

– переходу права собственности на объект финансового лизинга к лизингодателю (новому кредитору) от лизингодателя (первичного кредитора) с сохранением прав и обязанностей сторон по договору финансового лизинга в случае, когда лизингодателем (первичным кредитором) при передаче лизингополучателю такого объекта финансового лизинга были начислены и отражены в налоговой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период налоговые обязательства по налогу.

Также о прочих законодательных новациях можно узнать из материалов издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 01-02 за 2017 год):

"Новогоднее дежавю: налог на прибыль и трансфертное ценообразование";

"Новогоднее дежавю: акцизный налог";

"Новогоднее дежавю: НДФЛ";

"Новогоднее дежавю: единый налог";

"Новогоднее дежавю: прочие налоги и сборы";

"Закон о Госбюджете на 2017 год: основные показатели";

"Реформа оплаты труда: в новый год – по новым правилам";

"Бюджетный кодекс – 2017: от поддержки местных бюджетов до распределения субвенций".

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua