Вызов консультанта
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Новогоднее дежавю: единый налог
Ирина Петрусенко, эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

Как известно, с 1 января 2017 года были внесены изменения в БКУ и НКУ. Так что тому, как принятые законодательные акты отразятся на осуществлении хозяйственной деятельности плательщиками единого налога в 2017 году, и посвящена эта статья.

Изменения, о которых пойдет речь в этом материале, вступают в силу с 01.01.2017 г. Рассмотрим подробнее, что изменилось, а что осталось без изменений в части уплаты единого налога.

Начнем с того, что все четыре группы, а также критерии пребывания в них, остаются в 2017 году неизменными.

Однако уточнено, что:

• не может быть плательщиком единого налога первой – третьей групп любой налогоплательщик, который на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеет налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) (пп. 291.5.8 НКУ).

То есть в случае подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты госрегистрации для вновь созданного субъекта хозяйствования наличие налогового долга по любому другому налогу станет препятствием для получения статуса плательщика единого налога;

• при расчете общего количества наемных лиц у плательщика единого налога – физического лица в целях проверки права пребывания на упрощенной системе налогообложения не нужно учитывать работников, призванных на военную службу во время мобилизации, на особый период (пп. 291.4.1 НКУ);

• не могут быть плательщиками единого налога четвертой группы субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по производству подакцизных товаров, кроме виноматериалов виноградных (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29 – 2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, использующих такие виноматериалы для производства готовой продукции, а также кроме электрической энергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками и/или из возобновляемых источников энергии (при условии, что доход от реализации такой энергии не превышает 25 процентов дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) такого субъекта хозяйствования) (пп. 291.51.2 НКУ).

Ставки единого налога

Так, ставки единого налога для плательщиков единого налога (п. 293.1 НКУ):

первой группы устанавливаются в процентах (фиксированные ставки) к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года;

второй группы – в процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года;

– третьей группы – в процентах к доходу (процентные ставки).

То есть с 01.01.2017 г. фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц – предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета на календарный месяц (п. 293.2 НКУ):

• для первой группы плательщиков единого налога – в пределах до 10 процентов размера прожиточного минимума (до 160 грн);

• для второй группы плательщиков единого налога – в пределах до 20 процентов размера минимальной заработной платы (до 640 грн).

Вместе с тем изменены ставки единого налога для четвертой группы:

– для пашни, сенокосов и пастбищ (кроме пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, а также сельскохозяйственных угодий, находящихся в условиях закрытого грунта) размер ставок налога с одного гектара будет устанавливаться на уровне 0,95;

– для пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, – 0,57;

– для многолетних насаждений (кроме многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях) – 0,57;

– для многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, – 0,19;

– для земель водного фонда ставка останется на уровне 2,43;

– для сельскохозяйственных угодий, находящихся в условиях закрытого грунта, – 6,33.

Также внесенными изменениями привели в соответствие одна к другой уже существующие нормы НКУ, а именно пункты 293.3 и 293.8 НКУ.

Прекращение деятельности

Так, отныне откорректировано окончание последнего налогового (отчетного) периода в случае прекращения хозяйственной деятельности, что предусмотрено в п. 294.6 НКУ.

В случае государственной регистрации прекращения юридических лиц и государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя, являющихся плательщиками единого налога, последним налоговым (отчетным) периодом считается период, в котором соответствующим контролирующим органом получено от государственного регистратора уведомление о проведении государственной регистрации такого прекращения.

(п. 294.6 НКУ)

Таким образом, отныне это будет не период, в котором подано заявление об отказе от упрощенной системы в связи с прекращением осуществления хоздеятельности, а период, в котором орган ГФС получит от госрегистратора уведомление о проведении госрегистрации такого прекращения.

В связи с этим согласно обновленному п. 295.8 НКУ обязательства по уплате единого налога будут начисляться такому плательщику до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором аннулирована регистрация по решению контролирующего органа на основании полученного от госрегистратора уведомления о проведении госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности.

В случае прекращения плательщиком единого налога осуществления хозяйственной деятельности налоговые обязательства по уплате единого налога начисляются такому плательщику до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором аннулирована регистрация по решению контролирующего органа на основании полученного от государственного регистратора уведомления о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

В случае аннулирования регистрации плательщика единого налога по решению контролирующего органа налоговые обязательства по уплате единого налога начисляются такому плательщику до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором проведено аннулирование регистрации.

(п. 295.8 НКУ)

То есть для ФЛП – плательщиков единого налога уплата единого налога закончится сразу после госрегистрации прекращения их предпринимательской деятельности.

Представление отчетности плательщиками единого налога первой и второй групп

Расширен перечень случаев, когда плательщики единого налога первой и второй групп должны представлять отчетность в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода. Так, в обновленном пп. 296.5.1 НКУ предусмотрено, что в такие "квартальные" сроки (в течение 40 календарных дней после окончания отчетного налогового квартала) следует представлять декларацию в случае отказа от применения упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов, определенных НКУ.

Дивиденды

Подкорректировали норму в НКУ относительно налогообложения дивидендов при их выплате плательщиками единого налога. Отныне уже на законодательном уровне предусмотрено, что дивиденды, выплачиваемые плательщиками единого налога третьей группы (юридическими лицами), а также четвертой группы владельцам корпоративных прав (учредителям таких плательщиков единого налога), облагаются налогами по правилам, установленным разделами II и IV НКУ. Такая норма "перекочует" в новый п. 297.4 НКУ.

Обращаем внимание, что, как и было раньше, у юридических лиц – плательщиков единого налога сумма авансовых взносов по налогу на прибыль считается отдельным денежным обязательством перед бюджетом, и сумма таких авансовых взносов не уменьшает сумму единого налога или других налогов к уплате в бюджет.

Продажа технически сложных бытовых товаров с РРО

Вместе с тем обращаем внимание, что Законом № 1791 внесены изменения, которые вынуждают ФЛП – плательщиков единого налога, осуществляющих торговлю технически сложными бытовыми товарами, подлежащими гарантийному ремонту* за наличность, осуществлять расчеты с покупателями только с помощью РРО.

* Термин "технически сложные бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту" для целей этого Закона употребляется в значении, приведенном в Законе Украины "О защите прав потребителей". Перечень групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, в целях применения регистраторов расчетных операций устанавливается Кабинетом Министров Украины (ст. 2 Закона о РРО).

Регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются:

1) при осуществлении торговли продукцией собственного производства (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту) предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке;

<...>

6) при продаже товаров (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту) (предоставлении услуг) физическими лицами – предпринимателями, относящимися в соответствии с Налоговым кодексом Украины к группам плательщиков единого налога, которые не применяют регистраторы расчетных операций;

<...>

8) при продаже товаров (кроме подакцизных и технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту) (предоставлении услуг) лицами, получившими льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг) в соответствии с Налоговым кодексом Украины;

9) при осуществлении физическими лицами торговли продуктовыми или промышленными товарами (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту) за наличные средства на рынках;

10) при продаже в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет свыше 50 процентов общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков, подакцизных непродовольственных товаров и технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также при продаже жетонов и проездных билетов в кассах метрополитена;

<...>

(ст. 9 Закона о РРО)

Так что остается надеяться, что продажа технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту через РРО, не будет применяться с 1 января 2017 года, а только после определения перечня таких товаров Кабмином. Сейчас, кроме сообщения Минфина на сайте, других официальных разъяснений по этому поводу нет.

Также о других законодательных новациях можно узнать из материалов издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 01-02 за 2017 год):

"Новогоднее дежавю: налог на прибыль и трансфертное ценообразование";

"Новогоднее дежавю: НДС";

"Новогоднее дежавю: акцизный налог";

"Новогоднее дежавю: НДФЛ";

"Новогоднее дежавю: прочие налоги и сборы";

"Закон о Госбюджете на 2017 год: основные показатели";

"Реформа оплаты труда: в новый год – по новым правилам";

"Бюджетный кодекс – 2017: от поддержки местных бюджетов до распределения субвенций".

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua