Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Отмена спецрежима обложения НДС для сельхозпредприятий: что изменилось
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

С 1 января 2017 г. прекращено действие специального режима обложения НДС для сельхозпредприятий. О том, что изменилось и как уплачивать налоговые обязательства за декабрь 2016 г., и пойдет речь в статье.

Что изменилось

Специальный режим обложения НДС деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыбоводства регламентировался ст. 209 НКУ и изначально носил временный характер. Последний раз его действие продлили до 01.01.2017 (пп. 4 п. 2 разд. XIX НКУ). В 2016 году очередное продление не было предусмотрено, в связи с чем с 01 января 2017 года ст. 209 НКУ утратила действие, а вместе с ней канул в Лету и спецрежим.

Итак, с 01.01.2017 деятельность всех сельхозпредприятий, включая тех, которые не выбрали спецрежим, но использовали особые правила обложения НДС, предусмотренные п. 209.18 НКУ, облагается НДС в общем порядке. На это своевременно обратили внимание и налоговики (см. письмо ГФСУ от 03.01.2017 г. № 8/7/99-99-15-03-02-17). Поэтому однозначно можно утверждать, что операции, совершенные сельхозпроизводителями с 01.01.2017, учитываются в том порядке, который ранее применялся для операций, не попадающих под спецрежим (отражавшихся в налоговой декларации по НДС с отметкой 0110).

Соответственно, вся сумма налоговых обязательств (100 %), начисленных за отчетные периоды с января 2017 г., перечисляется на "общий" электронный счет 3751 в системе электронного администрирования НДС, а затем – в бюджет.

Что касается денежных средств, числящихся на специальном счете сельскохозяйственного предприятия, то согласно п. 4 Порядка № 11 такая сумма не подлежит изъятию в государственный бюджет и с 1 января 2017 г. перечисляется на текущий счет налогоплательщика. То есть средства с такого спецсчета следует перечислить на текущий счет сельхозпредприятия. В какой именно срок это необходимо сделать, точно не указано. По логике здесь следует ориентироваться на предельные сроки уплаты налоговых обязательств за декабрь 2016 г. (IV квартал 2016 г.). Хотя такое перечисление можно сделать начиная с 01.01.2017 и раньше. Надеемся, что данный момент налоговики разъяснят.

Аннулирование регистрации субъектов спецрежима

В письме от 03.01.2017 г. № 8/7/99-99-15-03-02-17 ГФСУ сообщила, что начиная с 01.01.2017 все сельхозпредприятия, зарегистрированные субъектами специального режима налогообложения, будут переведены на общую систему обложения НДС.

Для перехода на общую систему налогообложения от сельхозпредприятия не требуется подачи заявления о снятии его с регистрации как субъекта специального режима налогообложения или о его регистрации как плательщика НДС на общих основаниях. Такое исключение из реестра субъектов специального режима налогообложения будет осуществлено на основании решения контролирующего органа.

Уплата налоговых обязательств за декабрь 2016 г. (IV квартал 2016 г.)

Порядок уплаты "переходных" обязательств сельхозпредприятий регламентируется переходными нормами НКУ.

В частности, положения п. 48 подразд. 2 разд. ХХ НКУ предусматривают, что счета в системе электронного администрирования НДС, которые были дополнительно открыты в соответствии с п. 2001.2 НКУ плательщикам – сельскохозяйственным предприятиям, избравшим специальный режим налогообложения согласно ст. 209 НКУ, закрываются со дня, следующего за предельным сроком уплаты налоговых обязательств:

– для "месячных" плательщиков – за декабрь 2016 г.,

– для "квартальных" плательщиков – за IV квартал 2016 г.

То есть у "месячных" плательщиков НДС дополнительные электронные счета будут закрыты 31.01.2017, а у квартальных – 20.02.2017.

Для закрытия таких счетов в системе электронного администрирования НДС ГФСУ направляет органу Государственной казначейской службы Украины, в котором закрываются счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС, реестр плательщиков с указанием названия, налогового номера и индивидуального налогового номера плательщика. Из этого можно сделать несколько важных выводов.

Во-первых, дополнительные счета в системе электронного администрирования НДС закрываются без участия плательщика НДС, но в индивидуальном порядке согласно поданным в Казначейство реестрам.

Во-вторых, налоговые обязательства за декабрь 2016 г. (IV квартал 2016 г.) уплачиваются по "старой" процедуре, то есть в том же порядке, который действовал до 01.01.2017.

Это подтвердила и ГФСУ в письме от 03.01.2017 г. № 8/7/99-99-15-03-02-17, где было указано, что дополнительные электронные счета будут закрыты после проведения расчетов с бюджетом согласно налоговым декларациям по НДС с отметками 0121 – 0123 по результатам последнего отчетного периода 2016 года для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих:

месячный налоговый период, – начиная с 31 января 2017 г.;

квартальный налоговый период, – начиная с 20 февраля 2017 г.

Контролеры также заметили, что начиная с указанных дат все расчеты с бюджетом по результатам представленной налоговой отчетности сельхозпроизводители осуществляют с применением исключительно основного электронного счета в системе электронного администрирования НДС.

Между тем недавно Государственная казначейская служба Украины на сайте проинформировала, что: "Согласно письмам Государственной фискальной службы Украины от 28.12.2016 № 22601/5/99-99-15-03-01-16 и от 30.12.2016 № 22780/5/99-99-12-02-01-16 относительно утраты силы с 1 января 2017 года статьи 209 Налогового кодекса Украины, как в части зачисления средств на дополнительные электронные НДС-счета (подпункт 209.2.1 пункта 209.2), так и в части перечисления средств с них на счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС и на специальные счета сельскохозяйственных предприятий (подпункт 209.2.2 пункта 209.2), Казначейством заблокированы счета в системе электронного администрирования НДС, которые были дополнительно открыты согласно пункту 2001.2 статьи 2001 Налогового кодекса Украины сельскохозяйственным товаропроизводителям". По вопросам уплаты сельскохозяйственными предприятиями НДС Казначейство порекомендовало обращаться в ГФСУ.

Не вызывает сомнений, что такая "досрочная" блокировка дополнительных электронных счетов незаконна, поскольку в соответствии с прямыми законодательными нормами спецрежимщики имеют полное право использовать их для проведения расчетов с бюджетом за декабрь 2016 г. (IV квартал 2016 г.). И поскольку такие действия подверглись обоснованной критике, 13 января 2017 г. на один день счета все-таки были разблокированы ГФСУ.

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 04 за 2017 год):

"Отмена спецрежима обложения НДС для сельхозпредприятий: учетные последствия",

"Бюджетные дотации сельхозпредприятиям: условия предоставления и учет".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Порядок № 11 – Порядок аккумулирования сельскохозяйственными предприятиями сумм налога на добавленную стоимость на специальных счетах, открытых в банках и/или органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, утвержденный постановлением Кабмина от 12.01.2011 г. № 11.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua