Вызов консультанта
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Правовые основы деятельности ломбардов
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

В условиях нарастающего финансового кризиса ломбардный бизнес расширяется, поскольку население вынуждено чаще прибегать к ломбардным услугам. В данной статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет о правовых основах организации деятельности ломбардов.

Организационные вопросы

Ломбард это финансовое учреждение, исключительным видом деятельности которого является предоставление на собственный риск финансовых кредитов физическим лицам за счет собственных или привлеченных средств, под залог имущества на определенный срок и под процент и предоставление сопутствующих услуг ломбарда (п. 1.2 Положения № 3981). Таким образом, ломбард имеет право предоставлять кредиты только физическим лицам.

Это определение не вполне согласуется с определением ломбардной операции из пп. 14.1.100 НКУ, где под ней подразумевается операция, осуществляемая физическим или юридическим лицом, по получению средств от юридического лица, являющегося финансовым учреждением, согласно законодательству Украины, под залог товаров или валютных ценностей. Ломбардные операции являются разновидностью кредита под залог.

В таких условиях приоритет имеет определение из п. 1.2 Положения № 3981, поскольку этот документ согласно его п. 1.1 определяет перечень видов деятельности ломбарда, требования к ломбарду для предоставления финансовых услуг, требования к учетной и регистрирующей системе ломбарда.

Ломбард может быть создан только в форме полного общества (ст. 4 Закона № 698). Полным является общество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором осуществляют предпринимательскую деятельность от имени общества и солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по его обязательствам всем имуществом, которое им принадлежат (ч. 1 ст. 119 ГКУ).

Отличительной особенностью полного общества является то, что в случае недостаточности у него имущества для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме его участники солидарно отвечают по обязательствам общества всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание (ч. 1 ст. 124 ГКУ).

Заметим, что если юридическое или физическое лицо намеревается приобрести существенное участие в финансовом учреждении (в том числе в ломбарде) или увеличить его таким образом, что это лицо будет прямо или опосредствовано владеть или контролировать 10, 25, 50 и 75 % его уставного капитала или права голоса приобретенных акций (долей) в органах финансового учреждения, оно обязано получить письменное согласование Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере рынков финансовых услуг, в соответствии с Порядком № 2531.

Ломбарды подлежат регистрации в Государственном реестре финансовых учреждений (ч. 1 ст. 7 Закона № 2664, пп. 2.1.2 Положения № 3981). В частности, положения ч. 1 ст. 7 Закона № 2664 предусматривают, что юридическое лицо, которое намерено оказывать финансовые услуги, обязано обратиться в соответствующий орган государственного регулирования рынков финансовых услуг в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации для включения его в государственный реестр финансовых учреждений.

Ломбарды также должны иметь в наличии помещение (на правах собственности или пользования) площадью не менее чем 5 м2, предназначенное для предоставления финансовых услуг и сопутствующих услуг ломбарда, и специальное место хранения залогового имущества (пп. 3 ч. 1 разд. VІІI Положения № 41). О необходимости наличия такого помещения у ломбардов говорится и в п. 96 Лицензионных условий № 913, которым должны соответствовать ломбарды.

Специальное место хранения залогового имущества – отдельное помещение, отдельная территория, другое место с ограниченным доступом, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, быть расположенными по местонахождению ломбарда или его обособленного подразделения или по другому адресу и быть оборудованными необходимыми средствами, которые должны обеспечить сохранность предметов залога и содержания предметов залога в надлежащем состоянии.

Некоторые требования к помещению ломбарда рассматривались в письме Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 28.03.2014 г. № 7/14-3505.

Ломбарды не имеют права осуществлять любую иную предпринимательскую деятельность, кроме предпринимательской деятельности, предусмотренной законодательством для ломбардов (пп. 2.1.7 Положения № 3981).

Собственный капитал ломбарда должен составлять сумму не менее 200 тыс. грн (пп. 2.1.11 Положения № 3981, пп. 2 ч. 1 разд. VІІI Положения № 41), причем взносы в уставный капитал вносятся исключительно в денежной форме и размещаются на банковских счетах (ч. 2 ст. 9 Закона № 2664).

Заметим, что на условиях франшизы ломбарды работать не могут, поскольку франшиза (в нашем законодательстве коммерческая концессия) предполагает наличие взаимоотношений между отдельными субъектами хозяйствования (ст. ст. 1115, 1117 ГКУ). В то же время ломбарды имеют право открывать только филиалы, не являющиеся юридическим лицом.

Предметом залога в ломбарде может быть любое имущество, которое может быть отчуждено залогодателем и на которое может быть обращено взыскание (ч. 1 ст. 576 ГКУ). Конкретный перечень залогового имущества зависит от специализации ломбарда.

В части движимого имущества ломбарды выдают кредиты под заклад – залог движимого имущества, которое передается во владение залогодержателя или по его приказу – во владение третьему лицу (ч. 2 ст. 575 ГКУ). То есть залоговое имущество находится на хранении ломбарда – это необходимо для того, чтобы в случае невыполнения договорных условий ломбард имел возможность самостоятельно реализовать предмет залога.

Какие услуги может оказывать ломбард

Ломбард может оказывать следующие финансовые услуги (п. 3.1 Положения № 3981):

– предоставление финансовых кредитов за счет собственных средств;

– предоставление финансовых кредитов за счет привлеченных средств, которыми являются средства, полученные на возвратной основе от физических лиц – участников ломбарда, юридических лиц, и средства, полученные от кредитных учреждений по кредитным договорам (п. 1.2 Положения № 3981). Предоставление таких кредитов возможно только при наличии лицензии (см. Лицензионные условия № 4802).

К сопутствующим услугам ломбарда относятся следующие (п. 3.2 Положения № 3981):

– оценка заложенного имущества в соответствии с действующим законодательством и/или условиям договора;

– предоставление посреднических услуг по страхованию предмета залога на основании агентского договора со страховой компанией;

– реализация заложенного имущества в соответствии с действующим законодательством и/или условиями договора.

Документация ломбарда

Обязательные требования, которые предъявляются к договору о предоставлении финансового кредита ломбардом, изложены в п. 3.3 Положения № 3981.

Так, договор о предоставлении финансового кредита ломбардом должен соответствовать требованиям, установленным законодательством, и в соответствии со ст. 6 Закона № 2664 должен содержать:

– наименование, местонахождение и реквизиты – для ломбарда, фамилия, имя, отчество физического лица, данные паспорта (номер, серия, дата выдачи, выдавший орган) или другой документ, удостоверяющий личность, и данные о месте проживания – для физических лиц;

– предмет договора;

– права и обязанности сторон;

– сумму финансового кредита;

– дату предоставления финансового кредита;

– срок пользования финансовым кредитом;

– дату возврата финансового кредита;

– ответственность сторон;

– основания для пролонгации, прекращения действия и расторжения договора;

– подписи сторон.

Кроме этого, в договоре должна быть указана следующая информация (пп. 3.3.1 Положения № 3981):

– процент за пользование финансовым кредитом;

– ссылка на договор залога, который обеспечивает обязательство по договору финансового кредита;

– ссылка на договор страхования предмета залога в случае наличия;

– отметка об ознакомлении заемщика с внутренними правилами или положением о предоставлении финансовых услуг ломбардом.

Договоры о предоставлении финансовых кредитов ломбарду могут содержать и другие условия, при согласии сторон.

Договор о предоставлении финансового кредита и договор залога, обеспечивающий обязательство по договору финансового кредита, могут быть оформлены как один документ (пп. 3.3.2 Положения № 3981). Этот документ по форме и содержанию должен соответствовать требованиям, установленным в разделе 3 Положения № 3981.

Договор залога заключается в письменной форме. Обязательному нотариальному удостоверению подлежат договоры залога недвижимого имущества; имущественных прав на недвижимость, строительство которой не завершено; транспортных средств, подлежащих государственной регистрации (ч. 1 ст. 577 ГКУ, ст. 13 Закона № 2654, ст. 3 Закона № 898).

Несоблюдение письменной (в указанных случаях нотариальной) формы договора залога влечет за собой его ничтожность (ст. 547 ГКУ).

Ведение отдельной документации ломбардами нормативными актами не предусмотрено. В п. 13 Типового уставе ломбарда, утвержденного постановлением Совета Министров УССР от 19.06.79 г. № 315 (на данный момент утратил силу), говорится, что при принятии имущества на хранение ломбард выдает охранные квитанции, при принятии имущества в залог – залоговые билеты.

В соответствии с ч. 1 ст. 967 ГКУ договор хранения вещи, принятой ломбардом от физического лица, оформляется выдачей именной квитанции. В связи с этим ломбарды могут разработать собственные формы документов, содержащие обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона № 996 и п. 2.4 Положения № 88.

 

Использование РРО

Ранее налоговики разрешали ломбардам не применять РРО при проведении операций по выдаче и возврату ссуды и оформлять их приходными и расходными кассовыми ордерами (см. письмо ГНСУ от 08.10.2012 г. № 3217/0/61-12/22-1315/1043). При этом они руководствовались нормами ч. 1 ст. 9 Закона № 265, который на тот момент позволял не применять регистраторы расчетных операций при оказании услуг.

Вместе с тем с 01.01.2015 г. в указанную норму были внесены изменения, и услуги из нее были исключены. Поэтому на данный момент ломбарды обязаны использовать регистраторы расчетных операций, на что обращают внимание и налоговики (см. разъяснение из раздела 109.03 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

В разъяснении из раздела 109.07 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ контролеры подчеркнули, что поскольку форма Книги учета расчетных операций, зарегистрированной на РРО, не предусматривает отдельную графу для указания суммы предоставленных средств в заем, то субъект хозяйствования, оказывающий финансовые услуги, вправе в графах 5 – 10 раздела 2 этой Книги вводить дополнительные графы для указания сумм выданных средств (ссуда, кредит, залоговые средства и т.п.).

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 05 за 2017 год):

"Учет в ломбардах: формирование резерва";

"Учет основных услуг ломбарда";

"Сопутствующие услуги ломбарда: правовые аспекты и учет";

"Реализация залогового имущества ломбардом: практические ситуации".

1. ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. N 435-IV.

2. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

3. Закон № 698 Закон Украины "О предпринимательстве" от 07.02.91 г. № 698-XII.

4. Закон № 2654Закон Украины "О залоге" от 02.10.92 г. № 2654-XII.

5. Закон № 2664Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" от 12.07.2001 г. № 2664-III.

6. Закон № 898Закон Украины "Об ипотеке" от 05.06.2003 г. № 898-IV.

7. Закон № 996 Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

8. Закон № 265Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

9. Положение № 3981 – Положение о порядке предоставления финансовых услуг ломбардами, утвержденное распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 26.04.2005 г. № 3981.

10. Положение № 41 – Положение о Государственном реестре финансовых учреждений, утвержденное распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 28.08.2003 г. № 41.

11. Положение № 88 Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

12. Порядок № 2531 – Порядок согласования приобретения или увеличения существенного участия в финансовом учреждении, утвержденный распоряжением Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере рынков финансовых услуг, от 04.12.2012 г. № 2531.

13. Лицензионные условия № 913 Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг), утвержденные постановлением Кабмина от 07.12.2016 г. № 913.

14. Лицензионные условия № 4802 – Лицензионные условия осуществления деятельности по предоставлению финансовых кредитов за счет привлеченных средств кредитными учреждениями, утвержденные распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 18.10.2005 г. № 4802.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua