Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Новации в СЭА НДС: уточнение показателей прошлых периодов
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

Изменения, внесенные с 01.01.2017 г. в правила обложения НДС, затронули в числе прочего и систему электронного администрирования. Большинство этих новаций нуждается в разъяснениях официальных органов, которых пока нет. В связи с этим в данной статье БУХГАЛТЕР&ЗАКОН выскажет собственную позицию по разрешению проблем, связанных с влиянием на систему электронного администрирования НДС уточнений данных предыдущих периодов.

Изменения показателя ΣПеревищ

Новая норма п. 2001.9 НКУ предусматривает, что, если у плательщика НДС общая сумма налоговых обязательств, указанных им в представленных налоговых декларациях с учетом уточняющих расчетов к ним, превышает сумму налога, который содержится в составленных им налоговых накладных и расчетах корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированных в ЕРНН (ΣПеревищ), а сумма, определенная п. 2001.3 НКУ (ΣНакл), является недостаточной для регистрации таким плательщиком налоговой накладной или расчета корректировки к такой налоговой накладной за отчетные периоды возникновения такого превышения, плательщик НДС имеет право зарегистрировать налоговую накладную или расчет корректировки в ЕРНН на сумму налога, который равен значению показателя ΣПеревищ, уменьшенного на сумму задекларированных к уплате налоговых обязательств за периоды, начиная с 1 июля 2015 года (включая налоговые обязательства, которые были уплачены плательщиком НДС, и налоговые обязательства, которые не были уплачены плательщиком НДС), и увеличенного на значение показателя ΣПопРах независимо от значения показателя ΣНакл, определенного в соответствии с п. 2001.3 НКУ.

При этом дополнительно уточняется, что плательщик НДС имеет право зарегистрировать в порядке, определенном абз. 1 п. 2001.9 НКУ, только налоговые накладные за отчетные периоды, в которых возникло превышение налоговых обязательств, указанных плательщиком в представленных налоговых декларациях с учетом уточняющих расчетов к ним, над суммой налога, которая содержится в составленных таким плательщиком налоговых накладных и расчетах корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН (ΣПеревищ).

Сформулированы эти нормы несколько витиевато, поэтому рассмотрим подробнее, что именно они означают.

Начнем с того, что по новым правилам п. 201.10 НКУ регистрация налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН должна осуществляться с учетом предельных сроков:

– для налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным, составленным с 1 по 15 календарный день (включительно) календарного месяца, – до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором они составлены;

– для налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным, составленным с 16 по последний календарный день (включительно) календарного месяца, – до 15 календарного дня (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором они составлены.

Налоговая декларация по НДС за отчетный месяц представляется не позднее 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (пп. 49.18.1 НКУ).

При этом данные декларации со статусом "Повністю введено", представленные плательщиками в законодательно установленные сроки для такого представления, а также представленные с нарушением сроков представления, но до наступления предельного срока уплаты денежного обязательства по декларации, отражаются в интегрированной карточке плательщика датой, которая соответствует дате предельного срока уплаты денежных обязательств по декларации (п. 2 подр. 4 разд. IV Порядка № 422). То есть в общем случае налоговые обязательства по НДС отражаются в интегрированной карточке плательщика по состоянию на 30 число месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, в случае своевременной регистрации налоговых накладных в ЕРНН показателя ΣПеревищ быть не должно. Ведь он определяется 30 числа месяца, следующего за отчетным, а налоговые накладные / расчеты корректировки за отчетный месяц подлежат регистрации по новым правилам до 15 календарного дня (включительно) календарного месяца, следующего за отчетным.

В то же время в ситуации, когда какая-либо налоговая накладная / расчет корректировки за отчетный месяц не были зарегистрированы до 30 числа месяца, следующего за отчетным, на сумму НДС по таким налоговым накладным возникнет показатель ΣПеревищ. Покажем это на примере.

Условие:

За январь 2017 г. плательщик осуществил облагаемые НДС поставки на сумму 120000 грн (в т. ч. НДС – 20000 грн), при этом он зарегистрировал налоговые накладные в ЕРНН по состоянию на 02.03.2017 г. (в течение 30 календарных дней, следующих за январем 2017 г.) на сумму 96000 грн (в т. ч. НДС – 16000 грн). В предыдущих отчетных периодах все налоговые накладные / расчеты корректировки регистрировались в ЕРНН своевременно.

Решение:

В этом случае показатель ΣПеревищ по состоянию на 02.03.2017 г. составит сумму: 20000 грн – 16000 грн = 4000 грн.

На сумму показателя ΣПеревищ уменьшается регистрационный лимит (показатель ΣНакл).

А теперь допустим, что после 30 числа месяца, следующего за отчетным, плательщик принимает решение зарегистрировать налоговую накладную / расчет корректировки в Едином реестре налоговых накладных (с просрочкой). В общем случае регистрационный лимит у него уже уменьшился на показатель ΣПеревищ, в связи с чем регистрационного лимита ему может не хватить.

Покажем это на вышеприведенном примере. Для наглядности условно допустим, что плательщик в налоговой декларации по НДС за январь 2017 г. вообще не отразил налоговый кредит, и у него по декларации сумма налоговых обязательств, подлежащих уплате в бюджет, составила 20000 грн. Из них налоговые обязательства, относящиеся к зарегистрированным налоговым накладным (на сумму 16000 грн), были уплачены в момент их регистрации в ЕРНН, а оставшуюся сумму (4000 грн) плательщик уплатил после представления налоговой декларации по НДС за январь 2017 г. Итого у него показатель ΣНакл составил сумму: 16000 грн + 4000 грн – 16000 грн – 4000 грн = 0 грн.

Если плательщик пожелает зарегистрировать в ЕРНН после 02.03.2017 г. налоговые накладные, оформленные в январе 2017 г., регистрационного лимита на эту сумму у него не будет, хотя налоговые обязательства он уже уплатил за январь в полном объеме.

Налоговики до 01.01.2017 г. рекомендовали поступать так (см. письмо ГФСУ от 01.08.2016 г. № 16485/6/99-99-15-03-02-15, разъяснение из раздела 101.08 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ): пополнить счет в системе электронного администрирования НДС (в данном случае на сумму 4000 грн), зарегистрировать налоговую накладную на эту сумму, после чего показатель ΣПеревищ уменьшится на сумму 4000 грн, а показатель ΣНаклВид увеличится на сумму 4000 грн. В результате таких действий у плательщика возникала переплата на счете в системе электронного администрирования, что было крайне неудобно.

С 01.01.2017 г. эта проблема решена. Если плательщик уплачивал налоговые обязательства по НДС в течение предыдущих периодов в бюджет своевременно, он сможет зарегистрировать "несвоевременную" налоговую накладную / расчет корректировки в ЕРНН и без лимита регистрации.

Если быть точнее, лимит регистрации будет и в этом случае, однако он рассчитывается в другом порядке:

ΣНаклпростр = ΣПеревищ – ΣПЗ + ΣПопРах;

где ΣНаклпростр – сумма, на которую можно зарегистрировать "просроченные" налоговые накладные / расчеты корректировки;

ΣПЗ – сумма задекларированных к уплате налоговых обязательств по налоговым декларациям по НДС (уточняющим расчетам) за периоды, начиная с 1 июля 2015 года.

Вернемся к примеру: по новым правилам плательщик сможет зарегистрировать "просроченную" налоговую накладную на сумму НДС:

4000 грн – 20000 грн + 20000 грн = 4000 грн.

В примере для наглядности мы показали данные без учета нарастающего итога, а на практике все показатели рассчитываются нарастающим итогом.

В то же время не исключено, что программное обеспечение еще не позволит зарегистрировать "просроченную" налоговую накладную (расчет корректировки) без наличия обычного регистрационного лимита. Однако в скором будущем налоговики обязаны это обеспечить.

Уплата налоговых обязательств по уточняющим расчетам

С 01.01.2017 г. изменился порядок уплаты налоговых обязательств по уточняющим расчетам. Напомним, что раньше п. 25 Порядка № 569 предписывалось проводить расчеты с бюджетом в связи с представлением уточняющего расчета в соответствии с п. 50.1 НКУ, уплату налоговых обязательств, определенных контролирующим органом в соответствии с пп. 54.3.1, 54.3.2, 54.3.5, 54.3.6 НКУ, а также уплату предусмотренных штрафных санкций и пени с текущего счета в соответствующий бюджет.

Собственно, эта норма содержится в Порядке № 569 и на данный момент, поскольку в него еще не внесены соответствующие изменения. Однако сейчас она противоречит новым нормам НКУ, которые имеют приоритет.

Так, в п. 2001.6 НКУ внесено важное уточнение о том, что по итогам отчетного налогового периода в соответствии с задекларированными в налоговой декларации результатами, а также в случае представления уточняющих расчетов к налоговой декларации, расчет с бюджетом проводится в порядке, определенном ст. 200 НКУ и ст. 209 НКУ (подчеркнем, что ст. 209 НКУ с 01.01.2017 г. исключена из НКУ).

Этому правилу соответствуют измененные формулировки абз. 2 п. 2001.2 НКУ, где сказано, что расчеты с бюджетом в системе электронного администрирования НДС осуществляются со счетов в системе электронного администрирования НДС, кроме случая, предусмотренного абз. 2 п. 87.1 НКУ.

Согласно последней норме источником самостоятельной уплаты денежных обязательств по НДС являются суммы средств, источники которых указаны в абз. 1 п. 87.1 НКУ и учитываются в системе электронного администрирования НДС. В случае уплаты налоговых обязательств, возникших до 1 июля 2015 года, и/или погашения налогового долга по налоговым обязательствам, возникшим до 1 июля 2015 года, перечисление средств в бюджет осуществляется непосредственно с текущих счетов налогоплательщика, открытых в банках.

Таким образом, по новым правилам уплата налоговых обязательств по уточняющим расчетам также должна проводится через счета в системе электронного администрирования НДС. И только в том случае, если налоговые обязательства по уточняющим расчетам или налоговый долг возникли до 1 июля 2015 года, такие налоговые обязательства (налоговый долг) погашаются с текущего счета налогоплательщика.

В обновленном п. 2001.6 НКУ также указано, что центральный орган исполнительной власти, реализующий налоговую и таможенную политику, имеет право направлять центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в котором открыты счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС, реестры – для перечисления налога в бюджет в случае представления плательщиком налога уточняющих расчетов к налоговым декларациям.

Из этого следует, что перечисление денежных средств в бюджет со счета в системе электронного администрирования НДС должны делать налоговики на основании реестра. На данный момент неизвестно, внесены ли соответствующие правки в Спецификацию взаимодействия системы Казначейства с системами ГФСУ. Весьма вероятно, что пока налоговики не смогут подать Казначейству соответствующую информацию. А это может привести к тому, что в интегрированной карточке плательщика не отразится факт уплаты налоговых обязательств в бюджет по уточняющему расчету. Соответственно, нельзя исключить, что по факту неуплаты согласованных налоговых обязательств плательщику будет начислен штраф по п. 120.2 НКУ и пеня. И это при том, что плательщик фактически уплатил налоговые обязательства в полном соответствии с нормами НКУ.

Разумеется, такая ситуация не будет соответствовать законодательным нормам и возможно, что в будущем налоговики разъяснят, как здесь следует поступать. На данный момент в разъяснении из раздела 101.08 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ содержится устаревшая консультация, в которой со ссылкой на нормы п. 25 Порядка № 569 предписано уплачивать налоговые обязательства по уточняющим расчетам с текущего счета. Как вариант, можно попробовать до внесения соответствующих изменений в подзаконные нормативные документы уплатить такие налоговые обязательства с текущего счета. Между тем не исключено, что в таком случае в будущем налоговики по реестру все же "снимут" эту сумму со счета в системе электронного администрирования НДС. Соответственно, у плательщика возникнет переплата в интегрированной карточке за счет "двойной" уплаты налоговых обязательств по НДС.

Учитывая изложенное, по всей видимости, с уточнением данных деклараций за периоды с 01.07.2015 г. до внесения соответствующих изменений в СЭА НДС, по возможности, лучше подождать.

Также на эту тему читайте материал "Новации в СЭА НДС: "разовое" увеличение регистрационного лимита" издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 06 за 2017 год).

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Порядок № 422 – Порядок ведения органами Государственной фискальной службы Украины оперативного учета налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 07.04.2016 г. № 422.

3. Порядок № 569 – Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Кабмина от 16.10.2014 г. № 569.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua