Вызов консультанта
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Система электронного администрирования реализации горючего: новации 2017 года
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

"Новогодние" коррективы, внесенные в НКУ, затронули и акцизный налог с операций превышения объемов горючего. Издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН уже рассматривало эти новшества, и сейчас пришла пора поговорить о них подробнее.

Новация 1: изменение ставок акцизного налога

На некоторые виды горючего с 01.01.2017 г. изменились ставки акцизного налога (пп. 215.3.4 НКУ).

Таблица

№ п/п

Код товара (продукции) согласно

УКТ ВЭД 

Описание товара (продукции) согласно УКТ ВЭД

Ставки акцизного налога (евро за 1000 литров, приведенных до t 15° C)

с 01.01.2017 г.

до 01.01.2017 г.

1

2707 50 10 00

2707 50 90 00

смеси ароматических углеводородов, из которых

65 % объемных единиц или более (включая потери) перегоняется при температуре до 250° C по методу, определенному согласно ASTM D 86

213,50

171,50

2

2710 12 11 10

2710 12 11 20

2710 12 11 90*

Легкие дистилляты для специфических процессов переработки

213,50

171,50

* В новой классификации дистилляты под кодом 2710 12 11 90 входят в следующую группу, однако из примечания к ней видно, что здесь была допущена ошибка. Так, в группе, в которой значится дистиллят с кодом 2710 12 11 90, указано "кроме указанных в товарных подкатегориях 2710 12 11 90". Впрочем, ставка акцизного налога от этого не меняется.

3

2710 12 15 10

2710 12 15 20

2710 12 15 90

для химических преобразований в процессах, кроме указанных в товарных подкатегориях

2710 12 11 10,

2710 12 11 20,

2710 12 11 90 

213,50

171,50

Бензины специальные:

4

2710 12 21 00

уайт-спирит

213,50

171,50

5

2710 12 25 00

другие специальные бензины

213,50

171,50

6

2710 12 41 11

2710 12 41 12

2710 12 41 13

2710 12 41 31

2710 12 41 32

2710 12 41 33

2710 12 41 91

2710 12 41 92

2710 12 41 93

2710 12 45 01

2710 12 45 02

2710 12 45 09

2710 12 49 01

2710 12 49 02

2710 12 49 09

бензины моторные с содержимым свинца

0,00,013 г/л или меньше: с содержанием не менее чем 5 масс. % биоэтанолу или не менее чем 5 масс. % этил-трет-бутилового эфира или их смеси

213,50

171,50

7

2710 12 41 14

2710 12 41 15

2710 12 41 19

2710 12 41 34

2710 12 41 35

2710 12 41 39

2710 12 41 94

2710 12 41 95

2710 12 41 99

2710 12 45 12

2710 12 45 13

2710 12 45 99

2710 12 49 12

2710 12 49 13

2710 12 49 99

другие бензины

213,50

171,50

8

2710 20 90 00

другие

нефтепродукты

213,50

171,50

9

2710 12 51 10

2710 12 51 20

2710 12 51 90

2710 12 59 10

2710 12 59 20

2710 12 59 90

с содержанием свинца более чем 0,013 г/л

213,50

171,50

10

2710 12 90 00

Другие легкие дистилляты

213,50

171,50

Средние дистилляты:

11

2710 19 11 10

2710 19 11 20

2710 19 11 90

для специфических процессов переработки

213,50

171,50

12

2710 19 15 10

2710 19 15 20

2710 19 15 90

для химических преобразований в процессах, не указанных в товарной категории 2710 19 11

213,50

171,50

13

2710 19 31 01

2710 19 31 10

2710 19 31 20*

2710 19 31 30*

2710 19 31 40*

2710 19 35 01

2710 19 35 10

2710 19 35 20*

2710 19 35 30*

2710 19 35 40*

2710 19 43 00

2710 19 46 00

2710 19 47 10

2710 19 47 90*

2710 19 48 00*

2710 20 11 00

2710 20 15 00

2710 20 17 00*

2710 20 19 00*

Тяжелые дистилляты (газойль)

139,50

95

* Обратите внимание: это новые коды, которых ранее не было.

14

2710 19 62 00

2710 19 64 00

2710 19 68 10

2710 19 68 20

2710 19 68 90

2710 20 31 00

2710 20 35 00

2710 20 39 00

Только топливо печное бытовое*

139,50

97

* В новой классификации отсутствует "обобщающий" код 2710 19 68 00, что более корректно, поскольку исключает дублирование.

15

2710 19 51 00

Топливо жидкое (мазут) для специфических процессов переработки

139,50

97

16

2710 19 55 00

Топливо жидкое (мазут) для химических преобразований в процессах, кроме указанных в товарной подкатегории 2710 19 51 00

139,50

97

17

2711 12 11 00

2711 12 19 00

2711 12 91 00

2711 12 93 00

2711 12 94 00

2711 12 97 00

2711 13 10 00

2711 13 30 00

2711 13 91 00

2711 13 97 00

2711 14 00 00

2711 19 00 00

Сжиженный газ (пропан или смесь пропана с бутаном) и другие газы

52

31

18

2707 10 10 00

2707 10 90 00

Бензол

195

153

19

2707 20 10 00

2707 20 90 00

Толуол

195

153

20

2707 30 10 00

2707 30 90 00

Ксилол

195

153

21

2901 10 00 90*

Углеводороды ациклические насыщенные (кроме бутана, изобутана)

213,50

171,50

* В этой группе изменился код: ранее был 2901 10 00 00. Это соответствует новой классификации УКТВЭД.

22

2901 10 00 10

Бутан, изобутан

52*

171,50

* Обратите внимание: бутан, изобутан выделили в отдельную группу и существенно снизили на них ставки акцизного налога.

23

3811 11 10 00

3811 11 90 00

3811 19 00 00

антидетонаторы

213,50

171,50

24

3826 00 10 00

3826 00 90 00

Биодизель и его смеси (которые не содержат или содержат менее чем 70 масс. % нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород) на основе моноалкильных сложных эфиров жирных кислот

106

97

25

3824 90 97 10

Топливо моторное альтернативное

162

120

В таблице приведены только те коды горючего, по которым изменились ставки акцизного налога.

Увеличение ставок частично компенсирует отмену с 01.01.2017 г. розничного акциза на горючее. А то, что этот акциз теперь не взимается, подтвердили и налоговики (см. разъяснение из раздела 116.06 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Реализация горючего в потребительской таре емкостью до 2 литров

Напомним, что ранее возникала проблема с тем, что под акциз с превышения объемов горючего попадали любые операции с таким горючим, в том числе и расфасованные в "мелкую" тару.

В связи с этим контролеры настаивали на том, что субъект хозяйствования, реализующий в сети гипермаркетов в мелких упаковках товары, в частности антидетонаторы, обязан зарегистрироваться в СЭАРГ в качестве плательщика акцизного налога (письма ГФСУ от 05.04.2016 г. № 7448/6/99-99-19-03-03-15, от 21.09.2016 г. № 20547/6/99-99-12-03-03-15).

Формально налоговики были правы, хотя было очевидно, что законодатели не стремились распространять регистрацию СЭАРГ на горючее, которое продается в мелкой расфасовке. Это было видно из того, что единицей учета объемов горючего в СЭАРГ являются литры, приведенные к температуре 15° С. К тому же к горючему, расфасованному в мелких упаковках, которые продаются через магазины, СЭАРГ применить сложно. Ведь тогда получается, что в СЭАРГ должны быть зарегистрированы все магазины, которые торгуют моторными маслами в мелкой упаковке и т. п.

Между тем в НКУ не было предусмотрено никаких исключений в части нерегистрации в СЭАРГ тех субъектов хозяйствования, которые осуществляют продажу "фасованного" горючего, пусть даже и в мелкой расфасовке.

И вот с 01.01.2017 г. операции передачи (отпуска, отгрузки) горючего в потребительской таре емкостью до 2 литров (включительно), кроме операций по реализации такого горючего его производителями, не считаются реализацией горючего для целей раздела VI НКУ (пп. 14.1.212 НКУ). Поэтому теперь однозначно те субъекты хозяйствования, которые не являются производителями и отпускают горючее в таре до 2 литров (включительно), не должны регистрироваться в СЭАРГ. На это обращают внимание и налоговики (см. разъяснение из раздела 116.01 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Тем же лицам, которые ранее зарегистрировались, следует подать заявление на аннулирование регистрации по форме № 1-АКП, утвержденной приказом Минфина от 25.02.2016 г. № 218 (пп. 1 п. 13 Порядка № 113).

В день исключения из реестра плательщиков ГФС автоматически формирует и направляет лицу, исключенному из реестра плательщиков, извлечение из реестра плательщиков средствами электронной связи в электронном виде (п. 14 Порядка № 113).

На заметку: если субъект хозяйствования не снимется с регистрации, он обязан  продолжать подавать декларацию акцизного налога в части объемов превышения горючего даже несмотря на то, что операций поставки такого горючего у него нет.

Важный момент: тех субъектов хозяйствования, которые продавали горючее в "мелкой" упаковке и в 2016 г. не зарегистрировались в СЭАРГ, сейчас "амнистировали".

Так, согласно п. 201 подразд. 10 разд. ХХ НКУ штрафные санкции за осуществление субъектами хозяйствования операций по реализации горючего в емкостях до двух литров без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога, предусмотренные п. 117.3 НКУ, не применяются с даты возникновения обязательства относительно такой регистрации. Указанная норма п. 117.3 НКУ предусматривает штрафы за осуществление субъектами хозяйствования операций по реализации горючего без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога.

Кроме того, установлено, что штрафные санкции за нарушение порядка регистрации акцизных накладных и расчетов корректировки к таким акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных, предусмотренные ст. 1202 НКУ, не применяются к лицам, которые реализуют горючее в емкостях до двух литров с даты возникновения обязательства относительно такой регистрации.

Насколько можно понять из этих не вполне четких формулировок, законодатели освободили "задним числом" тех субъектов хозяйствования, которые реализовывали в 2016 г. горючее в емкостях до двух литров (без регистрации в СЭАРГ), от штрафов, допущенных за такие нарушения.

Оборудование акцизных складов

Нормы п. 230.1 НКУ относительно оборудования акцизных складов, на территории которых осуществляется производство, обработка (переработка), смешивание, погрузка-разгрузка, хранение горючего, расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками передвинуты на 1 января 2018 года (п. 12 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). Так что с этим можно подождать.

Собственное потребление

В п. 231.1 НКУ уточнено, что плательщик налога обязан составить акцизную накладную, в том числе на объемы горючего, использованного для собственного потребления. Впрочем, так было и раньше: для указанных случаев оформляется акцизная накладная с типом причины 3 "пальне відвантажено з метою власного споживання" (п. 4 подразд. II Порядка № 218).

По всей видимости, контролеры, как и прежде, будут придерживаться позиции, что субъекты хозяйствования, использующие горючее исключительно для собственных нужд, не должны регистрироваться плательщиками акцизного налога в СЭАРГ.

В то же время лица, зарегистрированные в СЭАРГ (которые осуществляют операции по реализации горючего), должны оформлять акцизные накладные в том числе и на операции использования горючего для собственного потребления. Об этом они говорили неоднократно (письма ГФСУ от 15.06.2016 г. № 13380/6/99-99-15-03-03-15, от 05.07.2016 г. № 14616/6/99-99-15-03-03-15, от 07.07.2016 г. № 14783/6/99-99-15-03-03-15, от 08.07.2016 г. № 14814/6/99-99-15-03-03-16, от 20.07.2016 г. № 24565/7/99-99-15-03-03-17, от 21.09.2016 г. № 20547/6/99-99-12-03-03-15, от 11.10.2016 г. № 22116/6/99-99-12-02-02-15, от 20.01.2017 г. № 1250/6/99-99-15-02-02-15, разъяснение из раздела 116.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 08 за 2017 год):

"СЭАРГ: актуальные разъяснения налоговиков";

"Декларация акцизного налога: акциз с объемов превышения горючего".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Порядок № 113 – Порядок электронного администрирования реализации горючего, утвержденный постановлением Кабмина от 24.02.2016 г. № 113.

3. Порядок № 218 – Порядок заполнения акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, утвержденный приказом Минфина от 25.02.2016 г. № 218.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua