Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Получена новая справка о денежной оценке: с какого момента считать земельный налог по-новому?
Юрий Цыганок, сертифицированный специалист IAS IPFM, САР, руководитель бухгалтерского направления, ЛІГА:ЗАКОН

С 01.01.2017 изменился порядок нормативной денежной оценки земли (№ 489 от 25.11.2016). И на сегодняшний день Госгеокадастр повально выдает справки с применением коэффициента функционального использования Кф = 2 по причине отсутствия в кадастре кода Классификации видов целевого назначения земель.

Вопрос 1: обязано ли предприятие, представляя декларацию на 2017 год, рассчитывать налог на землю на основании новой справки о денежной оценке земли (п. 286.2 НКУ)?

Вопрос 2: при внесении изменений в земельный кадастр и получении новой справки о денежной оценке предприятие должно исправить налог с 1 января или с момента получения новой справки?

(г. Дружковка)

Действительно, с 1 января 2017 года вступил в силу новый Порядок № 489, в приложении 1 к которому содержится злополучное примечание: если в Государственном земельном кадастре для земельного участка отсутствует код Классификации видов целевого назначения земель, то коэффициент функционального использования (Кф) принимается равным 2. В старом Порядке № 18/15/21/11 такой нормы не было.

Возникает закономерный вопрос: является ли изменение подзаконного акта, определяющего процедуру проведения нормативной денежной оценки, основанием для автоматического изменения базы налогообложения земельным налогом? И почему из-за недостатков в ведении Государственного земельного кадастра должны страдать интересы налогоплательщиков?

В п. 286.1 НКУ черным по белому написано:

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

При этом согласно пп. 14.1.42 НКУ данные государственного земельного кадастра – это совокупность сведений и документов о месте расположения и правовом режиме земельных участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристиках, распределении между владельцами земли и землепользователями, подготовленных в соответствии с законом.

Статьей 15 Закона о земельном кадастре также определено, что в него включаются, в том числе, сведения о нормативной денежной оценке земельного участка. Основанием для проведения нормативной денежной оценки земель является решение органа исполнительной власти или местного самоуправления. При этом нормативная оценка земельных участков в пределах населенных пунктов проводится не реже чем один раз в 5 – 7 лет (ст. ст. 15, 18 Закона об оценке земли).

Теперь выясним, как формируются данные о нормативной оценке земельного участка в Государственном земельном кадастре. В пп. 14 п. 24 Порядка № 1051 сказано, что в него вносится, в частности:

– нормативная денежная оценка;

– дата проведения нормативной денежной оценки земель.

При этом значение нормативной денежной оценки земельного участка, которое рассчитывается при помощи программного обеспечения Государственного земельного кадастра на основании:

– сведений о земельном участке, определенных в этом пункте (в т. ч. о целевом назначении и виде использования согласно пп. 10 п. 24 Порядка № 1051);

– сведений о нормативной денежной оценке земель в пределах территории административно-территориальной единицы (согласно пп. 8 п. 22 Порядка № 1051).

Однако в Порядке № 1051 не сказано, что это происходит автоматически.

Более того, в п. 118 Порядка № 1051 сказано, что внесение в Поземельную книгу сведений (изменений к ним) о зарегистрированном земельном участке (кроме случаев, указанных в пункте 119 этого Порядка) осуществляется по заявлению собственника земельного участка, пользователя земельного участка государственной или коммунальной собственности в соответствии с документацией, являющейся основанием для внесения соответствующих сведений (изменений к ним) (кроме случаев внесения сведений об изменении вида использования). В п. 119 Порядка № 1051 перечислены основания для внесения изменений в кадастр без заявления, но ни одно из них не подходит для нашего случая.

И действительно, как нам разъяснили в Государственной службе Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, формирование данных о нормативной денежной оценке с учетом всех предусмотренных Порядком № 489 коэффициентов происходит по заявлению землевладельца (землепользователя) о предоставлении Извлечения из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка.

А теперь снова обратимся к НКУ, в котором сказано, что плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога за землю ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют налоговую декларацию соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка (п. 286.2 НКУ).

В случае же изменения в течение года объекта и/или базы налогообложения (а нормативная денежная оценка как раз и является базой налогообложения согласно ст. 271 НКУ) плательщик представляет налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения (абз. 2 п. 286.4 НКУ).

Резюме статьи

Таким образом, поскольку по состоянию на 01.01.2017 г. в Государственном земельном кадастре содержались сведения о нормативной денежной оценке без учета нового Порядка № 489, то именно они (с учетом индексации с применением индекса потребительских цен 106 % за 2016 год на основании п. 8 подразд. 6 разд. ХХ НКУ) являются основанием для расчета земельного налога на 2017 год.

Если же по заявлению плательщика сформировано новое Извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка, и, соответственно, обновлены данные кадастра, то плательщик на основании абз. 2 п. 286.4 НКУ представляет налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата формирования Извлечения (она указана в самом документе).

Конечно, кое-где на местах представители ГФС утверждают, что декларацию за 2017 год нужно представлять уже на основании новой оценки, для чего нужно заказать новое Извлечение (сообщение об этом даже появлялось на сайте ГУ ГФС во Львовской обл.). Однако нормативно это ничем не предусмотрено, и у плательщика, который в 2017 г. не подавал заявление о предоставлении нового извлечения, есть все формальные основания начислять земельный налог на основании имеющегося у него старого извлечения из кадастра.

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон о земельном кадастреЗакон Украины "О Государственном земельном кадастре" от 07.07.2011 г. № 3613-VI.

3. Закон об оценке земли Закон Украины "Об оценке земли" от 11.12.2003 г. № 1378-IV.

4. Порядок № 1051 – Порядок ведения Государственного земельного кадастра, утвержденный постановлением Кабмина от 17.10.2012 г. № 1051.

5. Порядок № 489 – Порядок нормативной денежной оценки земель населенных пунктов, утвержденный приказом Минагрополитики от 25.11.2016 г. № 489.

6. Порядок № 18/15/21/11 – Порядок нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденный приказом Министерства аграрной политики, Госкомзема, Украинской академии аграрных наук, Министерства строительства; архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 27.01.2006 г. № 18/15/21/11.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua