Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Компенсация убытков от форс-мажора: правовые аспекты
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

Субъекты хозяйствования в последнее время все чаще сталкиваются с форс-мажором. О том, как подтвердить факт наступления таких обстоятельств, издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет в статье.

Что считается форс-мажором

Термин "форс-мажор" в переводе с французского языка (force majeure) означает непреодолимая сила. В украинском законодательстве под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства при данных условиях осуществления деятельности (ч. 1 ст. 263 ГКУ, ч. 2 ст. 218 ХКУ).

Так, согласно ч. 2 ст. 141 Закона № 671/97-ВР форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно исключают возможность выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам. В пп. 3.1 Регламента приводится аналогичное определение.

Согласно п. 3.2 Регламента не считаются форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы): финансовый и экономический кризис, дефолт, рост официального и коммерческого курсов иностранной валюты к национальной валюте, несоблюдение/нарушение своих обязанностей контрагентом должника, отсутствие на рынке необходимых для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств и т. п.

То, что несоблюдение своих обязанностей контрагентом должника; отсутствие на рынке товаров, необходимых для выполнения обязательства; отсутствие у должника необходимых денежных средств не относится к форс-мажорным обстоятельствам, следует также из ч. 1 ст. 617 ГКУ.

Обычно перечень форс-мажорных обстоятельств, а также способы урегулирования спорных вопросов при наступлении таких обстоятельств указывают в договоре. На это обратил внимание и Минюст в письме от 30.05.2014 г. № 6602-0-26-14/8.1.

По этому поводу, например, в п. 1.10 Положения № 201 сказано, что в разделе "Форс-мажорні обставини" договора указываются сведения о том, при каких случаях условия договора (контракта) могут не быть выполнены сторонами (стихийные бедствия, военные действия, эмбарго, вмешательства со стороны власти и другое). При этом стороны освобождаются от выполнения обязательств на срок действия этих обстоятельств или могут отказаться от выполнения договора (контракта) частично либо в целом без дополнительной финансовой ответственности.

Кто удостоверяет факт наступления форс-мажора

Факт наличия чрезвычайной ситуации удостоверяет Торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные ею региональные торгово-промышленные палаты. В течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйствования эти органы выдают сертификат о таких обстоятельствах (ч. 1 ст. 141 Закона № 671/97-ВР).

Сертификат Торгово-промышленной палаты Украины является также единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), которые имели место на территории проведения антитеррористической операции, как основания для освобождения от ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств (ст. 10 Закона № 1669).

В соответствии с п. 6.2 Регламента форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) удостоверяются по обращению субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц по каждому отдельному договору, налоговым и/или другим обязательствам/обязанностям, выполнение которых наступило согласно условиям договора, контракта, соглашения, законодательным или другим нормативным актам и выполнение которых стало невозможным из-за наличия указанных обстоятельств.

Таким образом, установление форс-мажорных обстоятельств проводится в каждом конкретном случае индивидуально по отдельному обязательству (письмо Торгово-промышленной палаты Украины от 24.02.2016 г. № 1473/05.0-5).

В Регламенте детально изложен порядок подачи заявления на засвидетельствование форс-мажорных обстоятельств; с проформами заявления можно ознакомиться на сайте Торгово-промышленной палаты Украины.

Бремя доказывания наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) возложено на заявителя (п. 6.5 Регламента).

На что влияет форс-мажор

Освобождение от ответственности

При наличии форс-мажорных обстоятельств субъект хозяйствования освобождается от хозяйственно-правовой ответственности (ч. 1 ст. 617 ГКУ, ч. 2 ст. 218, ч. 4 ст. 219 ХКУ). В частности, кредитор не может требовать от такого должника уплаты неустойки (п. 1.10 постановления пленума ВХСУ от 17.12.2013 г. № 14).

При этом следует учесть, что в общем случае факт наступления форс-мажора не освобождает от обязательств по выполнению договора, а только исключает ответственность за несвоевременное выполнение договорных обязательств. Между тем стороны в договоре могут указать условие о том, что в случае наступления форс-мажорных обязательств допускается отказ от выполнения договора по взаимному согласию сторон (ч. 1 ст. 604 ГКУ). Это обычно совпадает с расторжением договора по согласию сторон (ч. 1 ст. 651 ГКУ).

В случае одностороннего отказа от договора в полном объеме или частично, если право на такой отказ установлено договором или законом, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (ч. 3 ст. 651 ГКУ).

В некоторых случаях обязательство может быть прекращено невозможностью его выполнения в связи с обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (ч. 1 ст. 607 ГКУ). Как отмечают комментаторы ГКУ, невозможность исполнения обязательства может быть вызвана гибелью имущества, являющегося предметом обязательства, вследствие действия непреодолимой силы (в частности, гибелью недвижимого имущества, урожая сельскохозяйственных культур и т. п.), препятствиями для выполнения обязательства, которые возникли в результате действия непреодолимой силы, и другими обстоятельствами, при которых при выявлении должной старательности должник не в состоянии выполнить обязательства в связи с действием непреодолимой силы.

Приостановление срока исковой давности

Нормами пп. 1 ч. 1 ст. 263 ГКУ предусматривается, что течение исковой давности приостанавливается, если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное или неотвратимое при данных условиях событие (непреодолимая сила).

Со дня прекращения обстоятельств, которые были основанием для приостановления течения исковой давности, течение исковой давности продолжается с учетом времени, прошедшего до его приостановления (ч. 3 ст. 263 ГКУ).

Продление сроков поступления выручки (поступления товаров по импортным контрактам) во внешнеэкономической деятельности

В соответствии с нормами ст. 6 Закона № 185/94, если превышение сроков, указанных в ст. ст. 1 и 2 Закона № 185/94, обусловлено возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение указанных сроков приостанавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств.

Отсрочка налогового долга

При наличии доказательств действия обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к угрозе возникновения или накоплению налогового долга налогоплательщика, он может отсрочить денежные обязательства или налоговый долг (п. 100.5 НКУ, разд. II Перечня № 1235). Процедура предоставления такой отсрочки изложена в Порядке № 574.

Списание безнадежного налогового долга

Налоговый долг налогоплательщика, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), может быть списан (пп. 101.2.4 НКУ, пп. 4 п. 2.1 Порядка № 577).

Во всех этих случаях факт наступления форс-мажорных обстоятельств необходимо подтвердить сертификатом Торгово-промышленной палаты Украины.

Прежде чем принять решение о получении сертификата, следует учесть, что он выдается бесплатно только для субъектов малого предпринимательства (ч. 1 ст. 141 Закона № 671/97-ВР). Для остальных субъектов хозяйствования стоимость такой услуги может быть весьма существенной. С тарифами можно ознакомиться на сайте Торгово-промышленной палаты Украины.

Например, засвидетельствование форс-мажорных обстоятельств для целей списания безнадежного налогового долга будет стоить 8289 грн. "Дешевле" обойдется засвидетельствование форс-мажорных обстоятельств, вследствие которых исключена возможность выполнения налоговых обязанностей налогоплательщиков (1636 грн).

Засвидетельствование форс-мажорных обстоятельств, вследствие которых исключена возможность выполнения обязательств по договорам, заключенным между резидентами, стоит 3695 грн, по внешнеэкономическим контрактам (договорам) – 8447 грн.

Поэтому здесь следует взвесить, что выгоднее – получить такой сертификат или же отказаться от данной процедуры.

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 10-11 за 2017 год):

"Форс-мажорные обязательства: учетные последствия";

"Форс-мажорные обстоятельства – 2017: обзор судебной практики".

1. НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

3. ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

4. Закон № 671/97-ВРЗакон Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине" от 02.12.97 г. № 671/97-ВР.

5. Закон № 185/94-ВРЗакон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

6. Закон № 1669Закон Украины "О временных мерах на период проведения антитеррористической операции" от 02.09.2014 г. № 1669-VII.

7. Положение № 201 – Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. № 201.

8. Порядок № 574 – Порядок рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) плательщиков налогов, утвержденный приказом Миндоходов от 10.10.2013 г. № 574.

9. Порядок № 577 – Порядок списания безнадежного налогового долга плательщиков налогов, утвержденный приказом Миндоходов от 10.10.2013 г. № 577.

10. Перечень № 1235 – Перечень обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств, утвержденный постановлением Кабмина от 27.12.2010 г. № 1235.

11. Регламент – Регламент удостоверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденный решением Президиума Торгово-промышленной палаты Украины от 18.12.2014 г. № 44(5).

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua