Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
О средствах, которые налоговики забирают без суда
Сергей Ефимов, адвокат, налоговый консультант, АФ "ЕФИМОВ И ПАРТНЕРЫ"

Если вы до сих пор считали, что налоговые органы могут забрать у вас денежные средства только через суд, то вынуждены вас разочаровать. Наши законодатели пришли к мнению, что в определенных случаях для того, чтобы забрать у налогоплательщиков средства, суд совсем не нужен, и для этого достаточно будет решения самих налоговиков, а потому утвердили соответствующие нововведения. О целесообразности такого подхода можно дискутировать долго, но сейчас просто примем это как существующий факт. Налогоплательщиков больше интересуют практические вопросы, об одном из которых и пойдет речь далее.

Для начала напомним, что по общему правилу, определенному ст. 95 НКУ в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г., налоговые органы имели право взыскивать средства с налогоплательщиков в счет погашения налогового долга только на основании соответствующего решения суда.

Начиная с 01.01.2017 г. ситуация изменилась, и полномочия налоговых органов в части взыскания налогового долга увеличились. С указанной даты они получили возможность взыскивать налоговый долг без необходимости получения решения суда, а только на основании решения руководителя соответствующего налогового органа.

Такой возможностью налоговые органы были наделены в результате внесения изменений в п. 95.5 НКУ согласно Закону № 1797.

Правду говоря, указанное право относительно взыскания средств касается не любого налогового долга, а только того, который отвечает следующим критериям:

– налоговый долг должен возникнуть в результате неуплаты денежного обязательства и/или пени, определенных налогоплательщиком самостоятельно в налоговой декларации или уточняющем расчете;

– налоговый долг должен превышать 5 миллионов гривен;

– налоговый долг должен быть не уплачен в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока его уплаты;

– должны отсутствовать обязательства государства относительно возврата налогоплательщику ошибочно и/или излишне уплаченных им денежных обязательств.

Итак, если налоговый долг налогоплательщиков отвечает указанным выше критериям, то начиная с 01.01.2017 г. налоговые органы могут по собственному решению "забирать" у налогоплательщиков наличность или средства на счетах в банках и направлять их на погашение налогового долга.

Как на практике будет применяться механизм взыскания средств на основании решения руководителя налогового органа, покажет время. А сейчас мы подошли к тому практическому вопросу, который уже сейчас беспокоит налогоплательщиков, а именно: взыскание средств для погашения налогового долга по решению руководителя налогового органа может быть осуществлено по отношению к налоговому долгу, возникшему после 01.01.2017 г., или такое взыскание возможно и к налоговому долгу, возникшему до 01.01.2017 г.?

Ограничение прав

Вопрос действительно имеет право на существование, поскольку с появлением приведенных выше полномочий у налоговых органов налогоплательщики ощутили, что их права по защите собственных средств ограничиваются: если раньше налогоплательщики имели возможность в ходе рассмотрения в суде дела о взыскании с них средств в счет погашения налогового долга доказывать безосновательность требований налогового органа и тем самым предупреждать взыскание с них средств, то с появлением такой нормы налогоплательщикам придется доказывать безосновательность действий налогового органа уже после того, как средства будут с них взысканы.

То есть, если у определенного налогоплательщика налоговый долг, отвечающий приведенным выше условиям, возник до 01.01.2017 г., и он при этом добросовестно рассчитывал, что к нему будет применен механизм взыскания средств через суд, то если предположить, что с 01.01.2017 взыскание средств на погашение такого долга может осуществляться по решению руководителя налогового органа, то значит, что с 01.01.2017 г. такой налогоплательщик попадает в худшее положение, поскольку он уже не может рассчитывать на судебную процедуру и вынужден будет сначала "потерять" средства, а потом уже их возвращать.

Сама по себе ситуация, при которой применение правовой нормы приводит к ограничению прав налогоплательщика, существовавших у него до появления этой нормы, недопустима. А потому уже этот аспект можно использовать для обоснования позиции о том, что к налоговому долгу, возникшему до 01.01.2017 г., должен применяться п. 95.5 НКУ в той редакции, которая действовала на момент возникновения налогового долга.

Действие норм во времени

Для решения поднятого вопроса также необходимо обратиться к положению ст. 58 Конституции Украины, которой предусмотрено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Если обратным действием считать применение п. 95.5 НКУ в редакции, которая начала действовать с 01.01.2017 г., к налоговому долгу, возникшему до этой даты, то взыскание средств для погашения налогового долга на основании решения руководителя налогового долга будет неправомерным. Если же исходить из того, что обратного действия тут нет, то взыскание будет законным.

Для того чтобы понять, можно ли обратным действием считать указанное в предыдущем абзаце применение п. 95.5 ст. 95 НКУ, вспомним, что Конституционный Суд в своем Решении от 09.02.99 г. № 1-рп/99 по делу № 1-7/99, осуществляя толкование ст. 58 Конституции Украины, указал, что "по общепризнанному принципу права законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Этот принцип закреплен в части первой статьи 58 Конституции Украины, по которой действие нормативно-правового акта во времени надо понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им силы, то есть к событию, факту применяется тот закон или иной нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место".

Следовательно, принцип относительно действия нормативно-правового акта во времени следует понимать так, что тот или иной нормативно-правовой акт следует применять в той его редакции, которая действовала на момент, когда происходило определенное событие или имел место соответствующий факт, относительно которых должен быть применен соответствующий правовой акт.

В этом толковании, как нам думается, акцент сделан на тот момент во времени, когда определенное событие или факт наступили (возникли). Относительно налогового долга под событием понимается момент во времени, когда он возник, точнее говоря, когда возник налоговый долг, отвечающий требованиям, указанным в ч. 2 п. 95.5 НКУ. И если такой налоговый долг возник до 01.01.2017 г., то к нему должна применяться редакция п. 95.5 НКУ, действовавшая на момент его возникновения.

Относительно налогового долга положения ст. 58 Конституции Украины означают, что если налоговый долг, отвечающий названным выше критериям, возник (наступил) до 01.01.2017 г., то взыскание средств для погашения налогового долга может осуществляться с использованием той редакции п. 95.5 НКУ, которая действовала на момент, когда указанный налоговый долг возник (наступил). А это означает, что налоговый орган имеет право взыскивать средства для погашения такого налогового долга только через суд, потому что на момент возникновения налогового долга редакция п. 95.5 НКУ не предусматривала права по собственному решению руководителя налогового органа взыскивать средства.

При другом подходе будет иметь место обратное действие новой редакции п. 95.5 НКУ, что не допускается согласно ст. 58 Конституции Украины.

Принцип равенства

Кроме того, следует упомянуть о принципе равенства всех плательщиков перед законом.

Так, согласно пп. 4.1.2 НКУ одним из принципов НКУ является принцип равенства всех плательщиков перед законом, недопущения любых проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежностей, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала.

Как нам думается, этот принцип означает, что ко всем плательщикам, у которых налоговый долг возник до 01.01.2017 г., должен применяться один и тот же механизм взыскания средств для погашения налогового долга. Если же предположить, что механизм взыскания средств для погашения налогового долга, возникший до 01.01.2017 г., будет зависеть от периода его выявления налоговым органом, то принцип равенства будет нарушен, поскольку те налогоплательщики, налоговый долг которых взыскивался до 01.01.2017 г., имели возможность защищать свои средства в судебном порядке до того, как они будут взысканы, а те плательщики, налоговый долг которых взыскивается после 01.01.2017 г., такой возможности будут уже лишены.

Следовательно, нарушение принципа равенства налогоплательщиков является еще одним аргументом для обоснования позиции о недопустимости взыскания средств с налогоплательщиков по решению руководителя налогового органа, если налоговый долг возник до 01.01.2017 г.

Подытоживая указанное выше, можем указать следующее: если налоговый долг, отвечающий критериям, приведенным в п. 95.5 НКУ (в редакции этого пункта, действующего с 01.01.2017 г.), возник до 01.01.2017 г., то независимо от того, когда начали осуществляться меры по его погашению, налоговый орган должен взыскивать средства на погашение такого налогового долга только в судебном порядке.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua