Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Оплата услуг такси, или Деньги на ветер
Наталия Салова, Налоговый консультант, сертифицированный аудитор, IAB, САР

Мы все помним общеизвестную фразу: "Наши люди в булочную на такси не ездят!". Однако удобство такси никто не отрицает. Но когда речь заходит о необходимости возмещения подотчетному лицу согласно авансовому отчету наличных средств, израсходованных на оплату услуг такси, у бухгалтера возникает множество вопросов. И самый главный из них: какой именно документ в соответствии с требованиями действующего законодательства подтверждает факт расходования наличности в этом случае? Итак, в этой статье попробуем вместе найти ответ.

Расчетный документ

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме во время предоставления услуг в сфере услуг, обязаны проводить расчетные операции на полную сумму предоставления услуги через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек.

Расчетный документ – документ установленных формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт предоставления услуг, напечатанный в случаях, предусмотренных Законом о РРО, и зарегистрированный в установленном порядке РРО или заполненный вручную (п. 1.2 Положения № 637).

Садимся в такси

Во время посадки пассажира в автомобиль водитель такси обязан включить счетчик таксометра. И именно здесь начинается законодательное недоразумение. Существует два определения, что такое таксометр и для чего он нужен.

Таксометр – прибор, предназначенный для информирования пассажиров о стоимости поездки и регистрации параметров работы автомобиля-такси, определенных законодательством (ст. 1 Закона о транспорте).

Электронный таксометр – регистратор расчетных операций (далее – РРО), который дополнительно обеспечивает предварительное программирование тарифов за проезд и учет стоимости предоставленных услуг по перевозкам пассажиров (ст. 2 Закона о РРО).

Итак, право перевозить пассажиров имеют такси, оборудованные таксометрами. Но по определению в одном законе таксометры – это не РРО, по определению в другом – РРО. Рассмотрим вариант, когда такси оборудовано таксометром, не являющимся РРО.

Вариант 1: чек

Согласно п. 1.2 Инструкции № 320 владелец автомобиля, изъявивший желание заниматься перевозкой пассажиров, должен иметь автомобиль, оборудованный в соответствии с Правилами № 176, а также иметь бланки чеков и сменных отчетов установленного образца. В соответствии с п. 2.5 Инструкции № 320 водитель обязан выписать чек оплаты за проезд в такси по форме, приведенной в приложении 1 (Рис. 1).

Рис. 1

Указанный чек приравнивается к документам строгой отчетности и выдается водителем каждому пассажиру во время расчета за транспортную услугу. Чек выписывается в двух экземплярах под копировальную бумагу: первый экземпляр выдается пассажиру, а второй – остается у водителя. Бланки чеков должны быть сброшюрованными в виде чековой книжки с указанием серии и номера чека по порядку и выполненными печатным способом.

В чек водитель вносит регистрационный номер таксометра, заводской номер таксометра, государственный номер автомобиля, идентификационный номер владельца, название предприятия или фамилию владельца в графе "Перевізник", тарифы, стоимость проезда по таксометру, дату и время на момент окончания проезда (п. 3.1 Инструкции № 320).

Кажется, все понятно: отдаем деньги, а взамен получаем чек.

Вариант 2: фискальный чек

В соответствии с Постановлением № 189 электронные таксометры были введены для легковых такси в областных центрах, г. Киев, городах областного значения, районных центрах с IV квартала 1998 г., в других населенных пунктах – с I квартала 1999 года.

На сегодняшний день является действующим Решение № 3, в соответствии с п. 13 которого в режиме регистрации таксометр должен обеспечивать возможность: печатания чеков установленной формы, которые дополнительно содержат государственный регистрационный номер транспортного средства, тариф (тарифы) за услуги и код водителя. Таксометр должен обеспечивать автоматическое печатание чека после переключения таксометра с рабочей позиции "ЗАНЯТО" в рабочую позицию "СВОБОДНО".

Инструкция № 320 принята в 1998 году, она ни разу (!) не претерпела изменений и в соответствии с ней сейчас следует предоставлять покупателю услуг такси выписанный вручную чек.

Позиция налоговиков

Последний раз четкая позиция налоговиков относительно расчетов за услуги такси была изложена в письме Миндоходов от 23.12.2013 г. № 18006/6/99-99-22-01-03-15, в котором со ссылкой на действующую на тот момент редакцию п. 296.10 НКУ и на ст. ст. 9 и 10 Закона о РРО был сделан следующий вывод: все субъекты хозяйствования, за исключением плательщиков единого налога, должны использовать РРО (но не электронные таксометры!) при расчетах за услуги такси.

С 2013 года официальных разъяснений ГФСУ по поводу предоставления расчетных документов во время расчетов за услуги такси не было. С 2013 года редакция п. 296.10 НКУ изменялась несколько раз. На дату написания этой статьи п. 296.10 НКУ предусматривает обязательное применение РРО плательщиками единого налога в случае превышения в календарном году объема дохода свыше 1 млн. грн.

То есть, по мнению автора, в случае если плательщик единого налога не превысил 1 млн. грн дохода, то во время предоставления услуг такси он может не использовать РРО, а значит и предоставить фискальный чек в качестве расчетного документа не может. А следовательно, должен предоставить чек, составленный вручную.

Если же плательщик единого налога превысил объем дохода в 1 млн. грн, он обязан использовать РРО и предоставлять фискальный чек во время расчетов.

В то же время, по мнению налоговиков, субъекты хозяйствования, находящиеся на общей системе налогообложения, в машинах-такси во время расчетов с пассажирами наличностью должны применять надлежащим образом зарегистрированные РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций (см. разъяснение из раздела 109.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Резюме статьи

1. На сегодняшний день одновременно являются действующими два нормативных документа. Согласно Инструкции № 320 пассажирам в обязательном порядке выдаются чеки, заполненные вручную. В соответствии с Решением № 3 – чеки, распечатанные таксометром, который одновременно является РРО.

2. Единщики, не достигшие 1 млн. грн дохода, имеют право не регистрировать РРО, а использовать таксометры исключительно для информации пассажира о стоимости перевозки и расстоянии. Подтверждающим документом в таком случае будет чек оплаты на проезд такси.

3. Для плательщиков – физических лиц на общей системе существует необходимость регистрировать РРО и предоставлять во время расчетов за услуги такси фискальный чек.

4. Фактически к авансовым отчетам прилагаются в подтверждение проезда в такси любые документы: квитанции по форме ПО-Д2, нефискальные чеки, товарные чеки, квитанции и т. п. А бухгалтеру нужно, соблюдая требования законодательства, определять возмещенные средства по перечисленным выше документам дополнительным благом работника.

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон о РРОЗакон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

3. Закон о транспортеЗакон Украины "Об автомобильном транспорте" от 05.04.2001 г. № 2344-III.

4. Положение № 637 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Нацбанка от 15.12.2004 г. № 637.

5. Приказ № 547приказ Минфина "Об утверждении порядков относительно регистрации регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций" от 14.06.2016 г. № 547.

6. Постановление № 189постановление Кабинета Министров Украины "Об уточнении сроков внедрения электронных средств контроля" от 18.02.98 г. № 189.

7. Инструкция № 320 – Инструкция о применении электронных таксометров, внесенных в Государственный реестр электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, при расчетах за услуги такси и выдаче пассажирам чеков, утвержденная приказом Минтранса от 13.08.98 г. № 320.

8. Правила № 176 – Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные постановлением Кабмина от 18.02.97 г. № 176.

9. Решение № 3решение Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным оборотом "Относительно утверждения технических требований к электронным таксометрам" от 17.05.2004 г. № 3.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua