Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Бартерные операции в ВЭД: правовая регламентация и валютный контроль
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛИГА:ЗАКОН

Валютное регулирование бартерных операций во внешнеэкономической деятельности имеет специфику. Причем за нарушения в данной сфере налагаются весьма серьезные санкции. В связи с этим в статье рассмотрим общие вопросы, связанные с правовой регламентацией бартерных операций и валютным контролем.

Правовые аспекты

Особенности заключения бартерных договоров в сфере ВЭД регламентирует Закон № 351. Согласно ч. 1 ст. 1 данного Закона товарообменная (бартерная) операция в области внешнеэкономической деятельности – это один из видов экспортно-импортных операций, оформленных бартерным договором или договором со смешанной формой оплаты, которым частичная оплата экспортных (импортных) поставок предусмотрена в натуральной форме, между субъектом внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектом хозяйственной деятельности, предусматривающий сбалансированный по стоимости обмен товарами, работами, услугами в любом объединении, не опосредствованный движением средств в наличной или безналичной форме.

 

Таким образом, в сфере ВЭД к бартерным относятся как непосредственно бартерные договоры, предусматривающие обмен товарами (работами, услугами), так и договоры со смешанной формой оплаты, когда часть стоимости продукции компенсируется в денежной форме.

В бартерном договоре указывается общая стоимость импортируемых товаров и общая стоимость товаров (работ, услуг), которые экспортируются по этому договору, с обязательным выражением в иностранной валюте, отнесенной Национальным банком Украины к первой группе Классификатора (ч. 2 ст. 1 Закона № 351, п. 1.6 Положения № 201).

В разделе "Предмет договора" приводится точное наименование (марка, сорт) встречных поставок. Если товар (работа, услуга) требует более детальной характеристики или номенклатура товаров (работ, услуг) достаточно большая, это отражается в приложении (спецификации), которое должно быть неотъемлемой частью договора, о чем делается соответствующая отметка в тексте договора. Для бартерного (товарообменного) договора такое приложение (спецификация), кроме того, балансируется еще по общей стоимости экспорта и импорта товаров (работ, услуг), что предусмотрено в п. 1.3 Положения № 201.

Все субъекты внешнеэкономической деятельности Украины имеют право на проведение товарообменных (бартерных) операций в соответствии с законодательством Украины (ч. 3 ст. 1 Закона № 351).

В то же время в Украине установлен:

– Перечень товаров (работ, услуг), экспорт которых по бартерным (товарообменным) операциям запрещается (приложение 1 к Постановлению № 756);

– Перечень товаров (работ, услуг), импорт которых по бартерным (товарообменным) операциям запрещается (приложение 2 к Постановлению № 756).

Применительно к бартерным операциям в сфере ВЭД важно определить в договоре право, подлежащее применению к содержанию правовых отношений (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 32 Закона № 2709). Условие о выборе материального и процессуального права, которое будет применяться судом в случае возникновения спора по ВЭД-контракту, относится к его обязательным условиям (п. 1.12 Положения № 201).

Если договор регулируется правом Украины, то особенности заключения договора мены регламентируются § 6 гл. 54 ГКУ и ст. 293 ХКУ.

По договору мены (бартера) каждая из сторон обязывается передать второй стороне в собственность один товар в обмен на другой товар (ч. 1 ст. 715 ГКУ). К договору мены применяются общие положения о купле-продаже, договоре поставки, договоре контрактации или других договорах, элементы которых содержатся в договоре мены, если это не противоречит сущности обязательства (ч. 1 ст. 716 ГКУ, ч. 5 ст. 293 ХКУ).

Каждая из сторон договора мены является продавцом того товара, который она передает в обмен, и покупателем товара, который она получает взамен (ч. 2 ст. 715 ГКУ, ч. 2 ст. 293 ХКУ).

Стороны могут договориться об обмене товарами различной стоимости. В этом случае в договоре может быть установлена доплата за товар большей стоимости, который обменивается на товар меньшей стоимости (ч. 3 ст. 715 ГКУ, ч. 3 ст. 293 ХКУ).

Право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после выполнения обязательств по передаче имущества обеими сторонами, если другое не установлено договором или законом (ч. 4 ст. 715 ГКУ).

Поэтому если в договоре не будут предусмотрены особые условия перехода права собственности на товар, то по общим правилам он состоится на последнюю дату (либо по отгрузке товара покупателю, либо по получению от него товара), что влияет и на учет (см. статьи "Бартер подобными запасами в сфере ВЭД: учет и налогообложение", "Бартер неподобными запасами в сфере ВЭД: учет в разрезе практических ситуаций").

В связи с этим если стороны желают отражать операции по бартерным договорам в "обычном порядке", то есть на дату передачи товара покупателю (ч. 1 ст. 334 ГКУ), такое условие обязательно следует указать в договоре мены.

Договором может быть установлен обмен имущества на работы, услуги (ч. 5 ст. 715 ГКУ). Не может быть объектом мены имущество, отнесенное законодательством к основным фондам, которое принадлежит к государственной или коммунальной собственности, в случае, если вторая сторона договора мены не является соответственно государственным или коммунальным предприятием (ч. 4 ст. 293 ХКУ).

В бартерном договоре обмен товарами (работами, услугами) происходит в рамках одного заключенного договора по сбалансированной стоимости. Более четко это видно из определения бартерного договора, приведенного в пп. 14.1.10 НКУ, где под бартерной (товарообменной) операцией понимается хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за товары (работы, услуги) в неденежной форме в рамках одного договора.

По данному признаку бартерные договоры отличаются от договоров, по которым осуществляется зачет встречных однородных требований, что происходит в рамках разных договоров, с чем соглашаются и налоговики (см. письмо ГФСУ от 28.10.2015 г. № 22799/6/99-99-19-02-02-15).

Поэтому на бартерные договоры не распространяются ограничения, установленные в п. 4 Постановления № 410, в соответствии с которыми уполномоченные банки не могут снимать с контроля экспортные операции клиентов на основании документов о прекращении обязательств зачислением встречных однородных требований:

– в иностранной валюте 1-ой группы Классификатора / русских рублях (независимо от суммы операции);

– в других валютах (если общая сумма обязательств, которые прекращаются зачислением в пределах одного договора относительно экспорта товаров, превышает в эквиваленте 500000 долларов США).

Валютное регулирование

Товары, которые импортируются по бартерному договору, подлежат ввозу на таможенную территорию Украины в сроки, указанные в таком договоре, но не позже 180 календарных дней с даты таможенного оформления (даты оформления таможенной декларации на экспорт) товаров, которые фактически экспортированы по бартерному договору, а в случае экспорта по бартерному договору работ и услуг – с даты подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг (ч. 1 ст. 2 Закона № 351).

Поскольку этот срок установлен в специальном законодательном акте, на бартерные договоры не распространяются нормы п. 1 Постановления № 410 в части временного сокращения сроков расчетов до 120 календарных дней. Ведь указанной нормой регламентируется порядок проведения расчетов по операциям экспорта и импорта товаров, предусмотренные в ст. ст. 1 и 2 Закона № 185. На срок "180 календарных дней" применительно к бартерным операциям ориентируются и налоговики (см. разъяснение из раздела 114.06 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Датой ввоза товаров по бартерному договору на таможенную территорию Украины считается дата их таможенного оформления (дата оформления таможенной декларации на импорт), а в случае импорта по бартерному договору работ или услуг – дата подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг (ч. 1 ст. 2 Закона № 351).

В случае переоформления в установленном порядке бартерного договора на другие виды внешнеэкономического договора сроки, предусмотренные ст. 1 Закона № 351, не возобновляются и не прерываются (ч. 4 ст. 2 Закона № 351).

Контролируют соблюдение сроков проведения расчетов по бартерным договорам налоговики. Согласно п. 3.7 Инструкции № 136 банк осуществляет контроль за своевременностью расчетов только относительно той части импортного договора резидента, которая предусматривает расчеты в денежной форме (в случае изменения условий бартерного договора, предусматривающего замену обязательств резидента по поставке товара на обязательство относительно оплаты товара нерезиденту полностью или частично в денежной форме).

Нарушение субъектом внешнеэкономической деятельности Украины указанного в ч. 1 ст. 2 Закона № 351 срока ввоза товаров (выполнения работ, предоставления услуг), импортируемых по бартерному договору, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % стоимости импортируемых неполученных товаров (работ, услуг). Общий размер начисленной пени не может превышать размера задолженности (ч. 1 ст. 3 Закона № 351).

Однако если задолженность по бартерному договору возникла в силу форс-мажорных обстоятельств (обстоятельства непреодолимой силы), сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 2 Закона № 351, останавливаются и пеня за их нарушение в течение действия этих обстоятельств не взыскивается.

Наступление и окончание действия обстоятельств непреодолимой силы должно быть подтверждено справкой официального органа, уполномоченного государством, где такие обстоятельства имели место. Обстоятельства форс-мажора подтверждаются в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 3 Закона № 351). См. по этому поводу статью "Компенсация убытков от форс-мажора: правовые аспекты".

Кроме того, в случае принятия судом, арбитражным судом, Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины или другим уполномоченным арбитражем, в том числе в другой стране, искового заявления о взыскании задолженности, которая возникла в результате несоблюдения сроков и других условий, определенных бартерным договором, сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 2 Закона № 351, останавливаются и пеня за их нарушение в этот период не уплачивается (ч. 3 ст. 3 Закона № 351).

Есть еще одна ответственность за нарушение сроков проведения расчетов. В частности, лицензирование товарообменных (бартерных) операций осуществляется в том случае, если предметом этих операций являются товары, экспорт (импорт) которых подлежит лицензированию (ст. 16 Закона № 959, разъяснение из раздела 114.06 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ). Перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2017 год приведен в Постановлении № 1009.

Между тем в соответствии с нормами ст. 37 Закона № 959 к субъектам внешнеэкономической деятельности и иностранным субъектам хозяйственной деятельности может быть применен индивидуальный режим лицензирования в случаях нарушения такими субъектами данного Закона и/или связанных с ним законов Украины, которые устанавливают определенные запреты, ограничения или порядок осуществления внешнеэкономических операций.

Применительно к бартерным операциям встречаются случаи введения индивидуального режима лицензирования при нарушении сроков проведения расчетов, предусмотренных ч. 1 ст. 2 Закона № 351. Порядок выдачи индивидуальных лицензий регламентируется Положением № 47.

Осуществление субъектами внешнеэкономической деятельности внешнеэкономических операций без соответствующих лицензий влечет за собой наложение штрафа согласно ст. 37 Закона № 959 в сумме 10 % стоимости проведенной операции, пересчитанной в валюту Украины по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком Украины на день осуществления такой операции (ст. 16 Закона № 959).

Еще один момент, на который необходимо обратить внимание, связан с экспортом или импортом работ, услуг по бартерному договору.

Так, согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 351 субъекты внешнеэкономической деятельности Украины, осуществившие экспорт или импорт работ, услуг по бартерному договору, обязаны в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ или предоставление услуг, уведомить таможню (если импортируются или экспортируются по такому договору товары) или налоговую инспекцию (если импортируются или экспортируются по такому договору работы или услуги) о факте осуществления экспорта товаров (работ, услуг). На это обращают внимание и налоговики (см. разъяснение из раздела 114.06 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Форма такого уведомления приведена в приложении 1 к Порядку № 404. Уведомление подается лично или по почте в двух экземплярах. Один экземпляр остается для учета и контроля в налоговых органах, а на втором экземпляре проставляется штамп налогового органа и он остается у участника внешнеэкономического контракта и резидента Украины (п. 1.2 Порядка № 404).

Непредставление или несвоевременное представление такой информации (уведомления) влечет за собой начисление пени в размере 1 % стоимости экспортированных товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки. Общий размер начисленной пени не может превышать стоимость экспортированных товаров (работ, услуг).

Взыскание налоговыми органами пени, начисленной в иностранной валюте, осуществляется в гривнях по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности (см. письмо ГНАУ от 31.03.2009 г. № 6602/7/22-5017).

1. ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

3. ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

4. Закон № 185Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

5. Закон № 351Закон Украины "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности" от 23.12.98 г. № 351-XIV.

6. Закон № 959Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г. № 959-XII.

7. Закон № 2709Закон Украины "О международном частном праве" от 23.06.2005 г. № 2709-IV.

8. Инструкция № 136 – Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136.

9. Положение № 201 – Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Минэкономики Украины от 06.09.2001 г. № 201.

10. Положение № 47 – Положение о порядке выдачи разовых (индивидуальных) лицензий, утвержденное приказом Министерства экономики Украины от 17.04.2000 г. № 47.

11. Постановление № 410постановление Правления НБУ от 13.12.2016 г. № 410 "Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины".

12. Постановление № 756постановление Кабмина "О некоторых вопросах регулирования товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности" от 29.04.99 г. № 756.

13. Постановление № 1009постановление Кабмина "Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2017 год" от 28.12.2016 г. № 1009.

14. Порядок № 404 – Порядок уведомления органов Государственной налоговой службы субъектами внешнеэкономической деятельности об осуществлении товарообменных операций во исполнение части 4 статьи 3 Закона Украины "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности", утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 26.08.2003 г. № 404.

15. Классификатор – Классификатор иностранных валют и банковских металлов, утвержденный постановлением Правления НБУ от 04.02.98 г. № 34.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua