Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Учет благотворительных взносов в денежной форме в бюджетных учреждениях
Светлана Листровая, бухгалтер-эксперт

Добровольные и "принудительно-добровольные" благотворительные взносы в школах, детских садах, больницах – явление обыденное. Казалось бы, какие могут быть вопросы. Однако они возникают: можно ли благотворительный взнос внести в кассу бюджетного учреждения, обязательно ли эти средства зачислять на регистрационный счет, куда и на что их расходовать, как учитывать приобретенные за счет благотворительных взносов необоротные активы и запасы. Об этом и пойдет речь в статье.

Прежде всего выясним, что же попадает в категорию "благотворительные взносы". Из п. 1 Порядка № 1222 следует, что это благотворительные (добровольные) взносы и пожертвования от юрлиц и физлиц. Благотворителем же может быть дееспособное физлицо или юрлицо частного права (в т. ч. благотворительная организация), добровольно осуществляющее один или несколько видов благотворительной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о благотворительности).

Виды благотворительной деятельности определены ст. 5 Закона о благотворительности. Среди них и бесплатная передача в собственность бенефициаров средств, иного имущества. Бенефициарами как раз и называют получателей благотворительной помощи (физлицо, неприбыльная организация или территориальная община), получающих помощь от благотворителей для достижения целей, определенных Законом о благотворительности.

Целями такой деятельности является оказание помощи в сферах благотворительной деятельности, перечисленных в ч. 2 ст. 3 Закона о благотворительности, в частности:

• образование, здравоохранение;

• социальная защита, социальное обеспечение, социальные услуги;

• культура и искусство, охрана культурного наследия;

• наука и научные исследования;

• спорт и физическая культура.

МОН в письме от 05.09.2013 г. № 1/9-608 отмечает, что соблюдение требований названных выше нормативных актов обязательно и в случае предоставления благотворительных взносов родителями.

Итак, благотворительный взнос – это добровольный взнос физлица (или юрлица), предоставленный бюджетному учреждению, которое относится к перечисленным выше сферам благотворительной деятельности. Поэтому сосредоточим внимание на получении благотворительных взносов в денежной форме именно от физлиц.

Получение благотворительных взносов в бюджетном учете

Бюджетное законодательство рассматривает такие взносы как собственные поступления бюджетных учреждений – первая подгруппа второй группы (ч. 4 ст. 13 БКУ). А собственные поступления бюджетных учреждений являются составляющей спецфонда государственного и местных бюджетов.

Следовательно, полученные благотворительные денежные взносы в понимании БКУ являются бюджетными средствами. Поэтому при поступлении благотворительных денежных взносов на специальный регистрационный счет (при необходимости) вносятся изменения в спецфонд сметы в части увеличения доходной части и определяется, на какие цели и по каким КЭКР такие средства будут расходоваться.

Согласно ч. 4 ст. 13 БКУ благотворительные взносы в денежной форме можно использовать на организацию основной деятельности бюджетных учреждений. Но не стоит забывать, что физлицо – благотворитель может определить направления расходования благотворительных взносов.

Если же благотворитель их не определил, то руководитель бюджетного учреждения (получатель) направляет их на первоочередные нужды, связанные исключительно с основной деятельностью учреждения.

Напомним, что Постановлением № 368 в новой редакции был изложен абз. 2 п. 2 Порядка № 1222, а именно: благотворительные (добровольные) взносы позволили направлять на выплату зарплаты работникам учреждений и заведений образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания (раньше это было запрещено).

Однако Решением КСУ от 28.10.2009 г. № 28-рп/2009 указанные изменения признаны неконституционными. Впоследствии постановлением КМУ от 17.02.2010 г. № 245 данная норма опять была изложена в новой редакции, где уточнено, что выплата зарплаты работникам названных учреждений возможна за счет благотворительных взносов, если благотворитель определил такое направление их использования.

Благотворительные взносы не могут заменять плату за предоставление учреждениями и заведениями платных услуг по перечням, определенным Кабмином (п. 3 Порядка № 1222).

Оформление предоставления благотворительных взносов

 

Оформление письменного договора

Первые возникающие вопросы: нужно ли при предоставлении благотворительных (добровольных) взносов оформлять договор и где указывать направления расходования? Проанализируем нормы ГКУ относительно оформления договора о предоставлении благотворительности. ГКУ рассматривает благотворительную помощь как пожертвование. Это согласовывается со ст. 6 Закона о благотворительности, в которой говорится о благотворительных пожертвованиях.

При заключении договоров о пожертвовании применяются положения о договоре дарения, если иное не установлено законом (ст. 729 ГКУ). Такие договоры могут заключаться как в устной, так и в письменной форме. То есть письменная форма договора необязательна. Однако договор оформляется, если благотворитель настаивает на оформлении такого договора и хочет указать направления расходования благотворительных взносов. На практике такие договоры обычно оформляются с юрлицами – благотворителями, а с физлицами – реже.

Внесение благотворительных средств на счет

При предоставлении благотворительных денежных взносов физлицо – благотворитель может написать заявление руководителю учреждения с просьбой принять благотворительные взносы и указать направления их использования. Также в документах на перечисление средств указывается их назначение, то есть с какой целью их предоставляют.

Благотворитель может внести денежный взнос непосредственно на специальный регистрационный счет через банковское учреждение, оформив заявление на перевод наличности по форме, утвержденной приложением 8 к Инструкции № 174. В реквизите "Призначення платежу" заявления можно указать, например: "на материально-техническое обеспечение", или "на приобретение хозяйственных и канцелярских материалов", или "на приобретение литературы для библиотеки". Факт внесения средств на специальный регистрационный счет подтверждается выданной квитанцией.

Внесение благотворительных взносов в кассу учреждения

Благотворительные взносы можно внести в кассу учреждения с оформлением приходным кассовым ордером № КО-1, соблюдая требования Положения № 637. Пациенты больниц, родители учащихся часто используют этот вариант. Цели, для которых предназначены средства, они могут указать в заявлении, которое и будет основанием для принятия средств в кассу. Благотворителю выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, заверенная оттиском печати за подписью главного бухгалтера.

Полученные в кассу учреждения благотворительные взносы в виде наличности нужно:

• оприходовать в полной сумме в день получения наличности – в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров (п. 2.6 Положения № 637);

• зачислить на специальные регистрационные счета распорядителей средств, открытые в органах Казначейства (п. 10.3 Порядка № 1407, п. п. 9.2 и 12.3 Порядка № 938).

Внесение родителями учащихся наличных средств в заведения образования без оформления кассовых документов, подтверждающих их сдачу, является нарушением требований Положения № 637 (см. письмо НБУ от 26.07.2010 г. № 11-113/3824-12809).

С декабря 2015 г. государственным и коммунальным вузам, государственным научным учреждениям, государственным и коммунальным учреждениям культуры предоставили право открывать текущие счета в государственных банках для зачисления благотворительных взносов и грантов. Процедура их размещения, механизм осуществления расходов, а также особенности ведения бухучета, составления финансовой и бюджетной отчетности о таких средствах определены Порядком № 719.

Внесение изменений в смету (план использования)

В случае если утвержденные объемы собственных поступлений спецфонда сметы фактически превышены (с учетом остатков на начало года), в смету вносятся изменения – на основании расчетов с соответствующим обоснованием (абз. 2 п. 3.9 Инструкции № 57). Для этого распорядители бюджетных средств представляют распорядителям высшего уровня:

• справку о внесении изменений в смету, утвержденную руководителем учреждения, который утвердил смету (приложение 11 к Инструкции № 57);

• сводку показателей специального фонда сметы с указанием суммы изменений;

• заверенные соответствующим органом Казначейства копии справок о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета учреждения, открытые в соответствующем органе Государственной казначейской службы Украины по собственным поступлениям (приложение 7 к Инструкции № 57).

Для высших учебных заведений и научных учреждений справка об изменениях в план использования бюджетных средств подписывается руководителем учреждения, она утверждается в порядке, установленном для утверждения смет.

Бухгалтерский учет благотворительных взносов

 

Признание доходов

Средства, получаемые бюджетными учреждениями от физлиц и юрлиц на выполнение целевых мероприятий, относятся к доходам от необменных операций (абз. 3 п. 1.2 НП(С)БУгс 124). Согласно п. 3.4 НП(С)БУгс 124 доход от необменных операций признается одновременно с получением активов, то есть доход признается по факту зачисления благотворительных взносов на специальный регистрационный счет (или внесения наличности в кассу). Признаются доходы от таких операций через субсчет 7511 "Доходы по необменным операциям".

Использование благотворительных взносов

Если благотворительные взносы получены и зачислены на специальный регистрационный счет, определены направления расходования, а также внесены (при необходимости) изменения в смету, то средства можно использовать для организации основной деятельности.

Однако нужно учесть, что стоимость платных услуг, предоставляемых бюджетным учреждением, должна включать все расходы на их организацию на основании проведенной калькуляции платной услуги. Учитывая то, что благотворительные взносы не могут заменять плату за услуги, нет оснований их направлять на расходы, связанные с предоставлением платных услуг.

Следовательно, за счет благотворительных взносов (в зависимости от указанных направлений их расходования) можно приобрести оборудование, хозяйственные товары, оплатить услуги, необходимые для основной деятельности учреждения. Раньше был субсчет 812 "Расходы по другим источникам собственных поступлений", в дебет которого относили все расходы, осуществленные в том числе и за счет благотворительных взносов. А с 1 января 2017 г. расходы признаются в зависимости от того, с какой целью использованы приобретенные матценности (оплаченные услуги). Рассмотрим на примере.

 

Условие:

Бюджетное учреждение (не является плательщиком НДС) в июне 2017 г. получило на специальный регистрационный счет благотворительные взносы на сумму 6000 грн (благотворитель указал направление расходования "материально-техническое обеспечение"). В этом же месяце был приобретен монитор для компьютера – 3150,00 грн (в т. ч. НДС – 525,00 грн), 6 стульев офисных по 420,00 грн (в т. ч. НДС – 70,00 грн) и 4 пачки бумаги по 72,00 грн. Монитор, стулья и 1 пачка бумаги выданы для пользования бухгалтерской службе.

Для лучшего понимания в скобках приведены номера старых субсчетов.

Решение:

Бухучет полученных благотворительных взносов и их расходование отразим в таблице.

Таблица

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Зачислены на специальный регистрационный счет благотворительные взносы в денежной форме

2313

(324)

7511

(712)

6000,00

2

Оплачено* за счет благотворительных взносов приобретение:

• монитора для компьютера

2113

(364)

2313

(324)

3150,00

• стульев офисных: 420,00 грн х 6 шт. = 2520,00 грн

2520,00

• бумаги офисной: 72,00 грн х 4 шт. = 288,00 грн

288,00

3

Оприходованы на основании накладной поставщика:

• монитор для компьютера

1312

(142)

2113

(364)

3150,00

• стулья офисные

2520,00

• бумага офисная

1812

(221)

2113

(364)

288,00

4

Зачислены в состав малоценных НМА на основании акта ввода в эксплуатацию:

• монитор для компьютера

1113

(113)

1312

(142)

3150,00

• стулья офисные

2520,00

5

Увеличен внесенный капитал в связи с оприходованием малоценных НМА**

7511

(712)

5111

(401)

5670,00

6

Начислена 50 % амортизация на основании акта ввода в эксплуатацию на:

• монитор: 3150,00 грн х 50 % = 1575,00 грн

8014

(812)

1412

(132)

1575,00

• стулья офисные: (420,00 грн х 50 %) х 6 = 1260,00 грн

1260,00

7

Списана на расходы стоимость использованной бумаги

8013

(812)

1812

(221)

72,00***

* Главный распорядитель дал разрешение на проведение предоплаты при приобретении матценностей.

** Такая бухгалтерская проводка предложена в Проекте изменений к Типовой корреспонденции для отражения увеличения внесенного капитала за счет благотворительных взносов.

*** Условно считаем, что именно такой была стоимость, определенная по выбранному бюджетным учреждением методу выбытия запасов.

Итак, как видно из таблицы, несмотря на то, что матценности были приобретены за счет благотворительных взносов (спецфонд сметы), они признаются расходами на выполнение бюджетных программ, ведь они направлены именно на эту цель.

1. БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

2. ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

3. Закон о благотворительностиЗакон Украины "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 05.07.2012 г. № 5073-VI.

4. Порядок № 1222 – Порядок получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания для нужд их финансирования, утвержденный постановлением Кабмина от 04.08.2000 г. № 1222.

5. Порядок № 719 – Порядок размещения на текущих счетах в банках государственного сектора и использования собственных поступлений государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и учреждений культуры, полученных в качестве платы за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительных взносов и грантов, и осуществления контроля за использованием собственных поступлений, утвержденный постановлением Кабмина от 02.09.2015 г. № 719.

6. Порядок № 1407 – Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.

7. Порядок № 938 – Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

8. Инструкция № 174 – Инструкция о ведении кассовых операций банками в Украине, утвержденная постановлением Правления НБУ от 01.06.2011 г. № 174.

9. Положение № 637 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

10. Инструкция № 57 – Инструкция о составлении и выполнении росписи Государственного бюджета Украины, утвержденная приказом Минфина от 28.01.2002 г. № 57.

11. НП(С)БУгс 124 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 124 "Доходы", утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

12. Постановление № 368постановление Кабмина "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 4 августа 2000 г. № 1222" от 14.04.2009 г. № 368.

13. Проект изменений к Типовой корреспонденциипроект приказа Минфина "Изменения к некоторым нормативно-правовым актам по бухгалтерскому учету в государственном секторе" (неофициальный текст).

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua