Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Ищем ответы на проблемные вопросы: отчетность бюджетников за полугодие
Светлана Листровая, бухгалтер-эксперт

В этом году сложилась непростая ситуация: бухгалтеров бюджетных учреждений оставили наедине с рядом вопросов, возникающих во время применения НП(С)БУгс. Ведь много вопросов, связанных с применением новых Плана счетов и Типовой корреспонденции, еще не урегулированы. Признавая это, Минфин подготовил в начале года изменения в действующие нормативно-правовые акты, но прошло уже полгода, а их так и не приняли. Так что накануне представления финансовой и бюджетной отчетности за І полугодие остановимся на тех вопросах, которые ныне больше всего волнуют бухгалтеров.

Чем же руководствоваться сегодня бухгалтеру бюджетного учреждения и где искать ответы на свои вопросы? Ведь Минфин отмалчивается, главные распорядители сами не знают, что делать, хотя именно они должны были бы разработать отраслевые методические рекомендации по бухучету для подведомственных учреждений, которые бы учитывали специфичность отраслевого учета.

Казалось бы, ответ лежит на поверхности: нужно руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами. Но, к сожалению, их нормы весьма противоречивы, не говоря уже о порядках казначейского обслуживания, не согласовывающихся с требованиями некоторых НП(С)БУгс. Какие же из этих документов имеют прерогативу?

Какой нормативно-правовой акт имеет приоритет

НП(С)БУгс – это базовые документы, на основании которых должна строиться учетная политика бюджетного учреждения. Поэтому их нормы обязательны во время отражения операций в бухучете. Некоторые положения НП(С)БУгс уточняются в Методрекомендациях № 11. Но этот документ не является нормативно-правовым актом, и потому его нормы применяют, если они не противоречат другим нормативам.

План счетов и порядок его применения тоже в приоритете, поскольку в них приведены характеристики субсчетов, указывающие, какой субсчет когда применять.

Типовая корреспонденция, ныне – полумертвый документ, ведь половину бухпроводок из него просто нельзя использовать, поскольку они не отвечают требованиям НП(С)БУгс.

Признавая это, Минфин советует пользоваться проектом изменений в Типовую корреспонденцию, обнародованным на официальном сайте Минфина. Однако с этим проектом тоже не все хорошо. Поэтому специалисты Минфина рекомендуют всем бюджетным учреждениям утвердить собственную корреспонденцию субсчетов как приложение к приказу об организации учета в бюджетном учреждении и ею пользоваться.

Следовательно, в бухучетных вопросах прежде всего нужно руководствоваться положениями НП(С)БУгс, Планом счетов и Порядком № 1219. Далее рассмотрим наиболее распространенные вопросы, возникающие при составлении финансовой и бюджетной отчетности.

Финансовая и бюджетная отчетность: составляем за полугодие

Как заполнять доходы и расходы в "Отчете о финансовых результатах" (Форма № 2-дс): нарастающим итогом или на определенную дату?

В Порядке № 307 говорится о квартальной отчетности, поэтому и возникает вопрос: как же заполнять формы финансовой отчетности?

Отчетным периодом для составления квартальной финансовой отчетности явялется период, который начинается 01 января и заканчивается в последний день отчетного квартала (п. 7 р. І Порядка № 307).

С Балансом (форма № 1-дс) все понятно – его заполняют по состоянию на 01.07.2017 г.

А Отчет о финансовых результатах (Форма № 2-дс) заполняют нарастающим итогом за I полугодие. То есть доходы и расходы отражают, суммируя за период с января по июнь 2017 года.

Нужно ли ежеквартально закрывать субсчет 5511 через субсчет 5512? Какой показатель отражать в строке 2390 "Профіцит/дефіцит за звітний период" Формы № 2-дс за І полугодие?

Ежеквартально финансовые результаты выполнения сметы отчетного периода отражают на субсчете 5511. В строке 2390 р. І Формы № 2-дс отражают накопленный финрезультат за 2017 год на каждую отчетную дату: за I-й квартал, полугодие, 9 месяцев. В конце отчетного года его закрывают на субсчет 5512 "Накопленные финансовые результаты выполнения сметы".

Итак, на субсчете 5511 "Финансовые результаты выполнения сметы отчетного периода" отражают финрезультат отчетного периода, то есть накопленный за I полугодие 2017 года, и, соответственно, сальдо субсчета 5511 (на 01.07.2017 г.) указывают в строке 2390 р. І Формы № 2-дс за полугодие.

Нужно ли в графу "Фактичні за звітний період (рік)" формы № 2 и формы № 4 включать суммы начисленной амортизации из субсчетов 8014 и 8114 "Амортизация"?

В графе 9 "Фактичні за звітний період (рік)" формы № 2 приводится сумма фактических расходов, то есть действительных расходов, которые оформлены и подтверждены соответствующими документами, в т. ч. расходов по неуплаченным счетам кредиторов, начисленной зарплате, стипендиям и т. п., за минусом сумм, на которые корректируются фактические расходы (на суммы восстановления кассовых расходов, проведенных в отчетном году, и т. п.) (п. 1 р. ІІІ Порядка № 44).

В графах "Фактичні за звітний період (рік)" форм № 4-2, № 4-4д и "Фактичні за звітний період (рік), усього" форми № 4-1 отражают фактические расходы за отчетный период в разрезе КЭКР, то есть действительные расходы, оформленные и подтвержденные соответствующими документами, в т. ч. расходы по неуплаченным счетам кредиторов, по начисленной и невыплаченной зарплате, стипендиям и т. п. (п. 2 р. ІІІ Порядка № 44).

Но эти нормы не имеют ничего общего с признанием расходов в бухучете на основании требований НП(С)БУгс 135. Согласно его разделу ІІІ расходы, связанные:

• с выполнением учреждением своих полномочий, которые покрываются за счет бюджетных ассигнований, признают одновременно с уменьшением актива или увеличением обязательства (п. 3.1);

• с предоставлением услуг (выполнением работ) с целью получения собственных поступлений от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности и дополнительной (хозяйственной) деятельности, – признаются одновременно с получением дохода или исходя из условий договора и степени завершенности операции по предоставлению услуг (выполнению работ) на дату баланса, если может быть достоверно оценен результат этой операции (п. 3.1).

Если актив обеспечивает получение экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов, то расходы признаются путем систематического распределения его стоимости (например, в виде амортизации) между соответствующими отчетными периодами (п. 2 р. ІІІ НП(С)БУгс 135). Поскольку амортизация по сути уменьшает стоимость актива с признанием ее элементом расходов, то нет оснований относить ее в состав фактических расходов в формах № 2 и № 4.

В бюджетной отчетности заполняют фактические расходы, а не расходы, признанные в бухучете. А в пояснениях по заполнению раздела ІІІ Формы № 2-дс, приведенных в Порядке № 307, вообще речь идет о фактических суммах выполнения (кассовых расходах) и заполнении этой формы по методологии составления бюджета (сметы).

По информации Минфина, графы "Фактичні за звітний період (рік)" форм № 2 и № 4 являются справочными, и со следующего года такую графу планируют изъять из этих форм бюджетной отчетности.

В продолжение нашей тематики читайте статью "Ищем ответы на проблемные вопросы: бюджетные ОС и запасы".

Надежный сервис для подготовки и представления отчетности REPORT от ЛИГА:ЗАКОН – без установления и обновлений, с актуальными формами и подсказками. Помогает просто и быстро формировать и подавать отчеты, регистрировать налоговые накладные. Персональный консультант поможет работать в сервисе. Действует одна лицензия для пяти предприятий, работает 24/7.

1. НП(С)БУгс 135 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 135 "Расходы", утвержденное приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568.

2. План счетов – План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

3. Типовая корреспонденция – Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

4. Порядок № 44 – Порядок составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденный приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44.

5. Порядок № 1219 – Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

6. Порядок № 307 – Порядок заполнения форм финансовой отчетности в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 28.02.2017 г. № 307.

7. Методрекомендации № 11 – Методические рекомендации по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua