Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Выездная торговля: особенности организации
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

С наступлением тепла оживает выездная торговля. Она приносит немалую прибыль торговцам, ведь в летнюю пору многие желают освежиться прохладительными напитками, мороженым и прочими лакомствами. В данной статье рассмотрим организационные моменты, связанные с открытием такой торговли.

Объекты, в которых осуществляется выездная торговля

В соответствии с п. 3 Инструкции № 327 розничная торговля может осуществляться в трех формах:

1) стационарная торговля – совокупность объектов розничной торговли, размещенных в капитальных зданиях и обладающих системой специальных помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием (магазины);

2) полустационарная торговля – совокупность объектов розничной торговли, занимающих отдельное помещение, как правило, легкой конструкции без больших капитальных затрат и, как правило, не имеющих торгового зала для осуществления торгово-технологических операций с покупателями (киоски, палатки и т. п.);

3) торговля вне магазинов (включая передвижную сеть) – совокупность нестационарных, передвижных пунктов по продаже товаров, которые приспособлены для длительной розничной торговли товарами населению на развоз или разнос (лотки, раскладки, стенды, палатки, автомагазины, автофургоны и т. п.), через торговые автоматы.

Выездная торговля обычно проводится в объектах второй и третьей групп. Порядок осуществления такой торговли регламентируется Правила № 369, при этом следует соблюдать и общие правила торговли, в частности Правила № 185, № 104.

Внемагазинная продажа товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей, относится к розничной торговле через мелкорозничную торговую сеть. В п. 3 Правил № 369 указывается, что такая продажа может осуществляться через:

– пункты некапитальной застройки – киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;

– средства передвижной сети – автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Практически все объекты полустационарной и передвижной мелкорозничной торговли могут классифицироваться как малые архитектурные формы (МАФ): стационарные МАФы попадают в понятие полустационарной торговли, а передвижные – в торговлю вне магазинов.

На данный момент МАФ определяется в нормативных документах по-разному. Так, согласно ч. 2 ст. 21 Закона № 2807 МАФ – это элемент декоративного или другого оснащения объекта благоустройства. В этом Законе к МАФам отнесены среди прочего беседки, павильоны, навесы, уличная мебель (скамейки, лавочки, столы).

Согласно п. 4 Единых правил № 198 МАФ для осуществления предпринимательской деятельности – это небольшое (площадью до 30 м2) сооружение торгово-бытового назначения, которое изготовляется из облегченных конструкций и устанавливается временно без сооружения фундамента.

В итоге получается, что главным признаком отнесения объекта к МАФам является факт наличия фундамента. Если у объекта отсутствует фундамент – он относится к МАФам, если присутствует – это полноценный объект недвижимости. Далее пойдет речь о получении разрешительной документации именно на МАФ.

Разрешительные документы

В ч. 1 ст. 34 Закона № 2807 указывается, что порядок размещения МАФов регламентируется Правилами благоустройства территории населенного пункта – нормативно-правовым актом, устанавливающим требования по благоустройству территории населенного пункта.

Правила разрабатываются на основании Типовых правил № 310. Согласно п. 1 разд. VIII указанного документа проектирование МАФов осуществляется с соблюдением Единых правил № 198 и ДБН Б.2.2-5:2011 "Планирование и застройка городов, поселков и функциональных территорий. Благоустройство территорий".

Размещение временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Порядком № 244 и Правил № 1417.

В соответствии с п. 2.1 Порядка № 244 основанием для размещения временного сооружения является паспорт привязки. Заказчик, намеревающийся установить временное сооружение, обращается в соответствующий исполнительний орган сельского, поселкового, городского совета, районной госадминистрации с заявлением в произвольной форме о возможности размещения временного сооружения (п. 2.2 Порядка № 244).

К заявлению прилагаются (п. 2.3 Порядка № 244):

– графические материалы с указанием желаемого места расположения временного сооружения, выполненные заказчиком в произвольной форме на топографо-геодезической основе М 1:500 чертежами контуров временного сооружения с привязкой к местности;

– реквизиты заказчика (наименование, ФИО, адрес, контактная информация).

Соответствие намерений относительно места расположения временного сооружения комплексной схеме размещения временного сооружения (при ее наличии), строительным нормам определяется соответствующим органом по вопросам градостроения и архитектуры, образованным в составе исполнительного органа соответствующего сельского, поселкового, городского совета, районной госадминистрации, в течение десяти рабочих дней со дня подачи указанного заявления (п. 2.4 Порядка № 244).

О соответствии намерений заказчика относительно места расположения временного сооружения комплексной схеме размещения временного сооружения (при ее наличии), строительным нормам соответствующий орган по вопросам градостроения и архитектуры извещает заказчика в письменном виде в течение трех рабочих дней со дня такого определения соответствия намерений или же заказчику предоставляется аргументированный отказ в реализации намерений размещения временного сооружения (п. 2.5 Порядка № 244).

Для оформления паспорта привязки заказчик обращается в орган по вопросам градостроения и архитектуры с дополнительным заявлением на оформление паспорта привязки, к которому прилагается (п. 2.6 Порядка № 244):

– схема размещения временного сооружения;

– эскизы фасадов временного сооружения в цвете М 1:50 (для стационарных временных сооружений), которые изготавливает субъект хозяйствования, имеющий лицензию на выполнение проектных работ, или архитектор, обладающий соответствующим квалификационным сертификатом;

– схема благоустройства прилегающей территории, составленная заказчиком или субъектом предпринимательской деятельности, обладающим соответствующей лицензией, архитектором, обладающим соответствующим квалификационным сертификатом, в соответствии с Законом № 2807;

– технические условия относительно инженерного обеспечения (при наличии), полученные заказчиком у балансодержателя соответствующих инженерных сетей.

Паспорт привязки временного сооружения оформляется органом по вопросам градостроения и архитектуры в течение десяти рабочих дней со дня подачи указанного заявления (п. 2.7 Порядка № 244).

При размещении временного сооружения должны быть учтены требования по пешеходной и транспортной доступности (разгрузка товаров). В случае размещения временного сооружения на расстоянии более 2 метров от тротуара к нему из тротуара строится пешеходная дорожка в ширину не менее 1,5 метра (п. 7 разд. VIII Типовых правил № 310).

Около каждого временного сооружения устанавливается однотипная урна для мусора, обязанности по обслуживанию которой возлагаются на ее собственника (п. 8 разд. VIII Типовых правил № 310).

Не допускается пользование временным сооружением, а также передвижными элементами уличной торговли, если их собственники не придерживаются требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов по благоустройству прилегающей территории и обеспечению надлежащего содержания и использования инженерного оборудования (п. 9 разд. VIII Типовых правил № 310).

В то же время из указанного порядка имеются некоторые исключения.

В частности, холодильное и другое оборудование, которое размещается рядом с временным сооружением, необходимое для обеспечения санитарных мер или соблюдения требований санитарных норм, не требует получения любого разрешения. При этом общая площадь, занимаемая таким оборудованием, не может превышать 25 % площади этого временного сооружения, а оборудование должно размещаться рядом с ним (п. 1.8 Порядка № 244).

Дооборудование (переоборудование) помещений внутри домов и сооружений осуществляется на части их площади в зависимости от функционального назначения и желаемого места размещения временного сооружения, а также комплексной схемы размещения временного сооружения на основании договора аренды с собственником (пользователем) помещения дома, сооружения по согласованию с органами государственного надзора, необходимость получения которых предусмотрена законами Украины, с соблюдением строительных, санитарных и противопожарных норм. При дооборудовании (переоборудовании) помещений внутри домов и сооружений ІV или V категорий сложности размещение таких помещений осуществляется в соответствии с комплексной схемой размещения временного сооружения (п. 1.9 Порядка № 244).

Размещение временных сооружений во время проведения ярмарки, государственных и местных праздничных, торжественных массовых мероприятий на срок проведения таких мероприятий осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления (п. 1.11 Порядка № 244).

В некоторых местных правилах выдвигаются дополнительные требования по получению разрешительной документации. Например, в Киеве согласно Порядку № 2027 основанием для размещения открытых (летних) площадок является оформленная в установленном порядке справка о функциональном назначении.

Для оформления справки о функциональном назначении придется заключить договор об уплате паевого участия. С этой целью субъект хозяйствования готовит и подает в отдел (центр) предоставления административных услуг аппарата соответствующей районной в г. Киеве госадминистрации письменное заявление и документы, предусмотренные Порядком определения объемов паевого участия. Справка выдается только при условии внесения платы в размере 100 % по заключенному договору об уплате паевого участия. Такая справка оформляется ежегодно и действует с 1 мая до 31 октября соответствующего года.

В отношении санитарных разрешений в ст. 15 Закона № 4004 предусмотрена необходимость лишь согласования с органами Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госсанэпидслужбы уже нет), в частности, при вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного, социально-культурного и иного назначения.

На автотранспорт, перевозящий продовольственное сырье и продовольственные товары для мелкорозничной торговой сети, должен быть оформлен санитарный паспорт (п. 21 Правил № 369). Санитарный паспорт выдается Государственной службой Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (см. письмо Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей от 29.06.2016 г. № 15-1-2-6/4653).

Также на эту тему читайте статью "Выездная торговля: особенности приема наличности".

1. Закон № 2807Закон Украины "О благоустройстве населенных пунктов" от 06.09.2005 г. № 2807-ІV.

2. Закон № 4004Закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" от 24.02.94 г. № 4004-XII.

3. Порядок № 244 – Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Минрегионстроя Украины от 21.10.2011 г. № 244.

4. Порядок № 2027 – Порядок размещения площадок для питания около стационарных заведений ресторанного хозяйства в городе Киеве, утвержденный распоряжением Киевской горгосадминистрации от 07.11.2013 г. № 2027.

5. Единые правила № 198 – Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

6. Типовые правила № 310 – Типовые правила благоустройства территории населенного пункта, утвержденные приказом Минрегионстроя Украины от 27.11.2017 г. № 310.

7. Правила № 185 – Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики Украины от 11.07.2003 г. № 185.

8. Правила № 104 – Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

9. Правила № 369 – Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 08.07.96 г. № 369.

10. Правила № 1417 – Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МВД Украины от 30.12.2014 г. № 1417.

11. Инструкция № 327 – Инструкция по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 24.10.2005 г. № 327.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua