Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Сохранение среднего заработка за военными
Светлана Листровая, бухгалтер-эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

На период действия особого периода за работниками, призванными на военную службу, а также поступившими на службу по контракту, сохраняется средний заработок по месту работы. Довольно часто возникают вопросы относительно того, какой документ служит основанием для сохранения среднего заработка, как он рассчитывается и что делать, когда по должности работника повышен должностной оклад. Так, давайте же разберемся.

Основания для сохранения среднего заработка

Сохранение заработка на время военной службы

Работодатели обязаны во время действия особого периода сохранять места работы, должности и средний заработок за работниками:

• призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период;

принятыми на военную службу по контракту, в т. ч. путем заключения нового контракта, – на срок до окончания особого периода или до дня фактического увольнения.

Такая обязанность установлена ч. 3 ст. 119 КЗоТ для предприятий, учреждений, организаций, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных производственных кооперативов независимо от подчинения и формы собственности, а также для физлиц-предпринимателей, у которых работники трудились на время призыва.

При призыве на срочную военную службу работник представляет работодателю полученную из военкомата повестку, которая и является подтверждающим документом для освобождения работника от работы с сохранением среднего заработка. Форма повестки для призыва на срочную военную службу приведена в приложении к Положению № 352.

Подтверждающими документами (для работодателя) о прохождении военной службы работником (в т. ч. по призыву лиц офицерского состава), могут быть справка, предоставляемая военкоматом или воинской частью на запрос работодателя, или выписка из приказа военкомата, или выписка из приказа воинской части о прохождении гражданами военной службы (письмо Минсоцполитики от 27.09.2017 г. № 2447/0/101-17). Подтверждением также могут служить копии записей в военном билете, справки из военкомата или воинской части, копия заключенного контракта. Ведь военкоматы должны рассматривать обращения военнослужащих, работников и членов их семей, а также граждан по вопросам, входящим в компетенцию военкоматов, с выдачей необходимых справок и других документов (п. 9 Положения № 389).

Сохранение заработка при постановке на учет, медосмотре (медобследовании)

При выполнении обязанностей, связанных с постановкой на воинский учет, призывом или приемом на военную службу, а также когда работники направляются районными (городскими) военкоматами на медосмотр (медицинское обследование в амбулаторных или стационарных условиях, лечение), такие работники освобождаются от работы на время, требующееся для выполнения указанных обязанностей и пребывания в лечебном заведении с сохранением места работы, занимаемой должности и средней зарплаты (ч. 2 ст. 21 Закона № 2232).

Военная врачебная комиссия (ВВК) обязательно проводит медосмотр с целью определения годности к военной службе: призывников, военнообязанных, лиц офицерского состава, кандидатов на военную службу по контракту (ч. 12 ст. 2 Закона № 2232, п. 1.1 разд. ІІ Положения № 402).

За те дни, в течение которых работник исполнял обязанности, связанные с постановкой на учет, призывом или приемом на военную службу, прохождением медосмотра (медобследованием) перед отправкой (зачислением) на военную службу, средний заработок сохраняется на основании ч. 2 ст. 21 Закона № 2232. Лицам, проходящим обследование в лечебно-профилактических заведениях по направлению военкоматов, выдается справка в произвольной форме, удостоверенная подписью заведующего отделением и печатью лечебно-профилактического заведения (п. 2.18 Инструкции № 455).

Приказ об освобождении от работы

Итак, как уже было указано, в случае призыва на срочную военную службу работник представляет работодателю полученную из военкомата повестку (подтверждающий документ для освобождения работника от работы с сохранением среднего заработка). Повесткой вызывают в военкоматы также для сверки учетных записей и прохождения медкомиссии. Формы повесток приведены в приложениях к Положению № 352.

На основании подтверждающих документов работодатель издает приказ об освобождении работника от работы на время исполнения обязанностей, связанных с постановкой на учет, медосмотром (медобследованием), и на период военной службы с сохранением среднего заработка, основание – повестка из военкомата или другие подтверждающие документы.

День начала военной службы может не совпадать с датой, указанной в повестке о призыве на военную службу. Начало прохождения военной службы определяется согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 2232.

Таким образом, в связи с вызовом в военкомат, уточнением учетных данных, направлением на медосмотр (медобследование), призывом на военную службу, заключением контракта с сохранением среднего заработка работодатель для освобождения от работы работника издает соответствующий приказ с приложением соответствующих подтверждающих документов.

До какой даты сохранять средний заработок

Уволенное с военной службы лицо в 5-дневный срок после исключения из списков личного состава воинской части обязано прибыть в районный (городской) военкомат для постановки на воинский учет (ч. 11 ст. 26 Закона № 2232, п. 260 Положения № 1153).

Следовательно, в течение 5 календарных дней уволенный с военной службы работник должен встать на учет в военкомате и на следующий день после постановки его на учет он обязан приступить к работе. Ввиду этого средний заработок сохраняется до даты постановки такого работника на воинский учет после увольнения с военной службы (в пределах 5-дневного срока).

Срочный трудовой договор и совместительство: сохранять ли средний заработок

Место работы, должность и средний заработок сохраняются за работниками, призванными на военную службу и заключившими контракт на военную службу в период действия особого периода, и по основному месту работы, и по совместительству. Такой вывод можно сделать из норм ст. 119 КЗоТ и ч. 2 ст. 39 Закона № 2232.

Довольно часто случается, что работник, призванный во время особого периода на срочную военную службу, военную службу лиц по призыву лиц офицерского состава или поступивший на военную службу по контракту, работал по срочному трудовому договором. Тогда возникает вопрос, увольнять ли такого работника на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ в связи с истечением срока трудового договора, если он находится на военной службе.

Суды в этом случае единодушны: нельзя увольнять на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ работника, призванного на военную службу, а также поступившего на военную службу по контракту, находящегося на военной службе, во время действия особого периода. При этом не имеет значения, какой трудовой договор был заключен – срочный или бессрочный, и совместительство это или нет.

Если работодатель уволил работника, находящегося на военной службе, в связи с окончанием действия срочного трудового договора, суды восстанавливают таких работников на работе (постановление ВС (Кассационный гражданский суд) от 28.03.2018 г. по делу № 761/8873/16-ц). Такого же мнения по этому поводу придерживаются и органы Гоструда.

Гарантии относительно сохранения места работы и должности не распространяются на лиц, занимающих выборные должности в органах местного самоуправления и срок полномочий которых истек (ч. 5 ст. 119 КЗоТ). И хотя данная норма заработала с 16.04.2017, суды и раньше руководствовались такой позицией (постановление ВС (Кассационный административный суд) от 14.02.2018 г. по делу № 202/1538/16-а, от 18.04.2018 г. по делу № 392/528/16-а (2-а/392/26/16)).

Также читайте на эту тему:

"Воинский учет на предприятии: расставляем акценты";

"Воинский учет на предприятии: отвечаем на вопросы";

"Особый период, АТО, ООС: что имеем сейчас";

"Трудовые и социальные гарантии (льготы) призванным на военную службу и контрактникам";

"Сохранение среднего заработка за военными: расчет и корректировка";

"Гарантии и выплаты работнику после увольнения с военной службы";

"Военная служба по контракту: всем ли сохранять средний заработок".

1. КЗоТ Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

2. Закон № 2232Закон Украины "О воинской обязанности и военной службе" от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ.

3. Положение № 1153 – Положение о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 10.12.2008 г. № 1153/2008.

4. Положение № 352 – Положение о подготовке и проведении призыва граждан Украины на срочную военную службу и принятии призывников на военную службу по контракту, утвержденное постановлением Кабмина от 21.03.2002 г. № 352.

5. Положение № 389 – Положение о военных комиссариатах, утвержденное постановлением Кабмина от 03.06.2013 г. № 389.

6. Положение № 402 – Положение о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Украины, утвержденное приказом Минобороны от 14.08.2008 г. № 402.

7. Инструкция № 455 – Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденная приказом Минздрава от 13.11.2001 г. № 455.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua