Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Гарантии и выплаты работнику после увольнения с военной службы
Светлана Листровая, бухгалтер-эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

После того, как работники, призванные на военную службу, а также заключившие контракт, уволились и начали работать, возникает ряд вопросов относительно предоставления отпусков, оплаты больничных, начисления индексации и т. п. Так давайте разберемся с ними.

Когда уволенному с военной службы работнику следует выйти на работу

Работник должен прибыть на работу после увольнения его с военной службы, постановки на воинский учет и (в случае необходимости) приезда к месту жительства (пребывания). Лица, уволенные с военной службы, исключаются из списков личного состава воинской части согласно приказу по строевой части со дня их выбытия (п. 2.9 р. 2 Инструкции № 333).

Уволенное с военной службы лицо в 5-дневный срок после его исключения из списков личного состава воинской части обязано явиться в районный (городской) военкомат и встать на воинский учет (ч. 11 ст. 26 Закона № 2232, п. 260 Положения № 1153).

На следующий рабочий день после постановки на учет уволенный с военной службы работник должен выйти на работу. Если же после истечения пяти календарных дней со дня увольнения с военной службы (исключения из списков) работник без уважительных причин не появился на работе, это расценивается как нарушение правил внутреннего трудового распорядка (письмо Минсоцполитики от 27.09.2017 г. № 2447/0/101-17). В данном случае в табеле учета рабочего времени проставляются неявки по невыясненным причинам "НЗ", а если работник не предоставит подтверждения уважительной причины отсутствия на работе, указанные дни будут засчитаны как прогулы.

Следовательно, работник должен прибыть на работу после увольнения его с военной службы (приезда на место жительства или пребывания) и постановки на воинский учет (в пределах пятидневного срока после увольнения с военной службы).

Стаж работы, страховой стаж, выслуга лет

Время прохождения военной службы гражданами Украины засчитывается в страховой стаж, стаж работы, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы (ч. 1 ст. 2 Закона № 2232, абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона № 2011).

Выслуга лет. Время прохождения военнослужащими военной службы в особый период засчитывается в выслугу лет, стаж работы, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы на льготных условиях в порядке, определяемом КМУ.

Зачет в стаж государственной службы периода прохождения военнослужащими военной службы, в течение которого лицо принимало участие в антитеррористической операции в особый период, в трехкратном размере было предусмотрено абз. 6 п. 3 Порядка № 283 (норма действовала с 29.10.2014, но период военной службы засчитывался в кратном размере за весь период военной службы в АТО). Указанный Порядок утратил силу 01.05.2016, а на замену ему пришел Порядок № 229, в котором аналогичная норма не предусматривается.

Стаж для льготной пенсии. Время прохождения срочной военной службы и военной службы по призыву лиц офицерского состава, а также время прохождения военной службы в особый период также засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях. Обязательное условие: на момент призыва лицо должно проходить обучение по специальности в ПТНЗ, работать по профессии или занимать должность, дающую право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях.

Период военной службы, засчитываемый в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, не должен превышать имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию по возрасту на льготных условиях.

Страховой стаж. Безусловно, весь период военной службы попадет в страховой стаж для назначения пенсии, ведь на денежное обеспечение военнослужащих начисляется ЕСВ. Оно распределяется для военнослужащих (кроме срочников) между пенсионным страхованием и страхованием на случай безработицы, а ЕСВ, начисленный на денежное обеспечение военнослужащих срочной военной службы, полностью направляется на пенсионное страхование (п. п. 2 и 3 Пропорций № 675).

В страховой стаж для получения страховых выплат из фондов социального страхования попадают только периоды, за которые был уплачен ЕСВ (ч. 1 ст. 21 Закона № 1105). То есть периоды военной службы не засчитываются в страховой стаж для страховых выплат, а потому периоды военной службы мобилизованных работников и прочих категорий лиц в 2014 – 2015 гг., когда работодателям компенсировали начисленный средний заработок из госбюджета, не попадают в страховой стаж для исчисления страховых выплат.

Индексация зарплаты после увольнения с военной службы

Если работник вышел на работу после увольнения с военной службы, в течение которой за ним сохранялся средний заработок, возникает вопрос, какой месяц будет базовым для индексации и как ее начислять, ведь за данный период работодатель мог неоднократно повышать оклады (ставки), а значит, базовый месяц менялся.

Отметим, что на практике при повышении должностных окладов (тарифных ставок) работодатели часто обходит мимо работников, находящихся на военной службе с сохранением средней зарплаты. Такого быть не должно, ведь это нарушение требований ст. ст. 96 и 97 КЗоТ.

Проанализировав нормы Порядка № 1078, видим, что для работников, за которыми сохранялся средний заработок согласно ст. 119 КЗоТ, никаких особенностей не предусматривается.

При проведении индексации (в случае сохранения среднего заработка) следует обратить внимание на следующие моменты:

• если был повышен должностной оклад по должности работника, за которым сохраняется средний заработок, данный месяц становится для него базовым;

• ставки повышения зарплаты и сумму возможной индексации следует сравнивать исходя из установленных условий работы, а при определении суммы повышения зарплаты нужно учитывать график и условия работы, по которым лицо работало до призыва (вступления) на военную службу.

• работнику начисляется индексация пропорционально отработанному времени, поэтому за месяцы, на протяжении которых сохранялся средний заработок, индексация не выплачивается.

1

Условие:

Работник был призван на срочную военную службу в октябре 2016 г.; в этом месяце были отработаны 10 р. дн. (в течение военной службы за ним сохранялся средний заработок). Демобилизация состоялась в мае 2018 г., а приступил к работе 24.05.2018.

На момент призыва был установлен должностной оклад – 3000 грн, базовый месяц для индексации – январь 2016 г. С 1 января 2017 г. оклад по должности данного работника повысили до 3600 грн, а с 1 января 2018 г. – до 3750 грн.

Решение:

В октябре 2016 г. были отработаны лишь 10 р. дн. Коэффициент индексации в октябре 2016 г. (базовый месяц – январь 2016 г.) – 4,1 %. Индексация за полный месяц должна была составить: 1450 грн х 4,1 % = 59,45 грн; с учетом отработанного времени (10 р. дн.): (59,45 грн / 20 р. дн.) х 10 р. дн. = 29,73 грн.

В ноябре – декабре 2016 г. право на индексацию имеется, но, поскольку ни один рабочий день отработан не был (вместо этого был сохранен заработок), индексация не выплачивается.

В январе 2017 г. был повышен должностной оклад до 3200 грн. Сумма повышения зарплаты: 3600 грн - 3000 грн = 600 грн. Коэффициент индексации в январе 2017 г. (базовый месяц – январь 2016 г.) – 8,4 %. Индексация за целый месяц должна была составить: 1600 грн х 8,4 % = 134,40 грн. Поскольку сумма повышения зарплаты выше, январь 2017 г. становится базовым, а индексация не выплачивается.

В июне – декабре 2017 г. (базовый месяц – январь 2017 г.) имеется право на индексацию, но, поскольку ни один рабочий день отработан не был, индексация не выплачивается.

В январе 2018 г. был повышен должностной оклад до 3800 грн. Сумма повышения зарплаты: 3750 грн - 3600 грн = 150 грн. Коэффициент индексации в январе 2018 г. (базовый месяц – январь 2017 г.) – 10,2 %. Индексация за целый месяц должна была составить: 1762 грн х 10,2 % = 179,72 грн.

Январь 2018 г. становится базовым, но сумма повышения зарплаты (150 грн) ниже суммы возможной индексации, поэтому ставки фиксированной индексации определяются следующим образом: 179,72 грн - 150 грн = 29,72 грн.

В мае 2018 г. работник приступил к работе и отработал 5 р. дн. В мае (базовый месяц – январь 2018 г.) право на текущую индексацию не наступило. Поэтому работнику полагается фиксированная индексация пропорционально отработанному времени: (29,72 грн / 20 р. дн.) х 5 р. дн. = 7,43 грн.

В июне и июле 2017 г. право на текущую индексацию (базовый месяц – январь 2018 г.) не наступило, поэтому за полностью отработанные месяцы должна быть начислена фиксированная индексация – 29,72 грн.

Следовательно, для работников, находящихся на военной службе с сохранением среднего заработка, если базовый месяц менялся при каждом повышении оклада, сумма индексации должна определяться, но не выплачиваться, поскольку отработанного времени не было.

Предоставление отпуска после увольнения с военной службы

Обычное дело, когда уволенный с военной службы работник хочет взять ежегодный отпуск, не приступая к работе (или только начав работать). Возникает вопрос, попадает ли период военной службы в стаж для предоставления ежегодного отпуска?

В данном случае руководствуемся только ст. 9 Закона об отпусках.

В стаж для предоставления ежегодного основного отпуска зачисляются периоды, на протяжении которых сохранялся средний заработок согласно законодательству (ч. 2 ст. 9 Закона об отпусках). Следовательно, даже если средний заработок сохранялся длительное время на протяжении одного-двух лет, за каждый год пребывания на военной службе с сохранением среднего заработка работник имеет право взять ежегодный отпуск полной продолжительности.

В соответствии со ст. ст. 7 и 8 Закона об отпусках за периоды, на протяжении которых сохранялся средний заработок, ежегодный дополнительный отпуск не предоставляется, ведь обязательное условие для этого звучит следующим образом: должно быть отработано не менее половины продолжительности рабочего времени для работников определенного производства, профессии или должности во вредных, трудных, особых условиях работы (ч. 2 ст. 9 Закона об отпусках).

У участников боевых действий, в т. ч. участников АТО и лиц с инвалидностью вследствие войны, статус которых определяется Законом № 3551 , имеется право на дополнительный отпуск (ст. 162 Закона об отпусках). Он предоставляется за календарный год продолжительностью 14 к. дн. при наличии соответствующего статуса, подтвержденного документом установленной формы. Указанный отпуск не переносится на следующий год.

Суммы начисленного среднего заработка учитываются при исчислении средней зарплаты для оплаты времени отпусков (абз. 3 п. 3 Порядка № 100).

Страховой стаж и оплата больничных

Как уже было сказано, в страховой стаж для расчета больничных и декретных не засчитываются периоды военной службы мобилизованных работников и прочих категорий лиц, за которыми сохранялся средний заработок согласно ст. 119 КЗпП в 2014 – 2015 гг. с дальнейшей его компенсацией из госбюджета, ведь после получения компенсации работодатели сторнировали начисленный ранее ЕСВ. Указанные периоды (2014 – 2015 гг., если ЕСВ не был начислен) Минсоцполитики рекомендовало исключать из расчетного периода как неотработанное по уважительной причине время.

Начиная с 01.01.2016 работодателям не компенсируется средний заработок, поэтому на средний заработок, который был сохранен на периоды военной службы в особый период, ЕСВ начисляется в общем порядке, а потом распределяется между всеми фондами. А определяющим фактором для зачисления выплат в заработок является то, что на него был начислен ЕСВ и он был внесен в отчетность по ЕСВ, представленную в ГФС (п. п. 3 и 32 Порядка № 1266).

Следовательно, средний заработок (начиная с 01.01.2016) зачисляется в заработок для исчисления средней зарплаты согласно Порядку № 1266, а периоды военной службы, попавшие в расчетный период, из него не исключаются.

Расчеты средней зарплаты за 2 месяца

Средняя зарплата определяется за два последних календарных месяца перед событием, в частности, при оплате служебных командировок, повышении квалификации, вынужденном прогуле в связи с незаконным увольнением, выполнении работниками государственных и общественных обязанностей в рабочее время и т. п.

Во всех упомянутых случаях средняя зарплата определяется за один рабочий день или один рабочий час (в частности, при применении почасовой оплаты труда и подытоженного учета рабочего времени).

Суммы среднего заработка не засчитываются в заработок при исчислении средней зарплаты, а из расчетного периода исключаются периоды сохранения среднего заработка (абз. 2 п. 4 Порядка № 100). Примеры расчетов средней зарплаты для указанных случаев – в материале "Сохранение среднего заработка за военными: расчет и корректировка".

Также на данную тему читайте:

"Воинский учет на предприятии: расставляем акценты";

"Воинский учет на предприятии: отвечаем на вопросы";

"Особый период, АТО, ООС: что имеем сейчас";

"Трудовые и социальные гарантии (льготы) призванным на военную службу и контрактникам";

"Сохранение среднего заработка за военными";

"Военная служба по контракту: всем ли сохранять средний заработок".

1. КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

2. Закон № 2232Закон Украины "О воинской обязанности и военной службе" от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ.

3. Закон об отпускахЗакон Украины "Об отпусках" от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

4. Закон № 2011Закон Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" от 20.12.91 г. № 2011-XII.

5. Закон № 1105Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании" от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

6. Закон № 3551Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" от 22.10.93 г. № N 3551-XII.

7. Пропорции № 675 – Пропорции распределения единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденные постановлением Кабмина от 26.11.2014 г. № 675.

8. Порядок № 283 – Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением Кабмина от 03.05.94 г. № 283 (утратил силу 01.05.2016).

9. Порядок № 229 – Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением Кабмина от 25.03.2016 г. № 229.

10. Порядок № 1078 – Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением Кабмина от 17.07.2003 г. № 1078.

11. Положение № 1153 – Положение о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 10.12.2008 г. № 1153/2008.

12. Порядок № 100 – Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Кабмина от 08.02.95 г. № 100.

13. Порядок № 1266 – Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением Кабмина от 26.01.2001 г. № 1266.

14. Инструкция № 333 – Инструкция по организации учета личного состава Вооруженных Сил Украины, утвержденная приказом Минобороны от 26.05.2014 г. № 333.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua