Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Военная служба по контракту: всем ли сохранять средний заработок
Светлана Листровая, бухгалтер-эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Едва ли не больше всего вопросов возникает относительно предоставления трудовых гарантий работникам, поступившим на военную службу по контракту. Причина этому – постоянное внесение изменений в ч. ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ и изложение данных норм в разных редакциях. Поэтому не удивительно, что работодатели в них путаются. Итак, давайте разберемся.

Необходимо ли увольнять на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ работников, которые после увольнения с военной службы по призыву во время мобилизации или срочной военной службы во время особого периода заключили контракт на прохождение военной службы на период 1, 3, 5, 7, 10 лет?

Для военнослужащих срочной военной службы и военнослужащих военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, которые во время действия особого периода отслужили не менее 11 месяцев, лиц, уволенных с военной службы во время действия особого периода, принимаемых на военную службу по контракту в период с момента объявления мобилизации до времени введения военного положения (наступления военного времени) или объявления решения о демобилизации, срок военной службы в календарном исчислении устанавливается шесть месяцев.

Он может быть продлен по новым контрактам на срок шесть месяцев (абз. 2 ч. 3 ст. 23 Закона № 2232 в редакции, действующей в период с 25.10.2015 по 07.01.2017). Действие таких контрактов должно было прекратиться досрочно в случае окончания особого периода или объявления решения о демобилизации (абз. 3 ч. 3 ст. 23 Закона № 2232 в той же редакции). В течение указанного периода место работы, должность и средний заработок сохранялись для лиц:

• призванных во время мобилизации, на особый период, подлежащих увольнению в связи с демобилизацией, но заключивших контракт на военную службу на 6 месяцев, – не более чем на срок заключенного контракта;

• принятых на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, – на срок до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации (указанная формулировка должна быть в самом контракте).

С 07.01.2017 Законом № 1769 в новой редакции изложен абз. 2 ч. 3 ст. 23 Закона № 2232, где уточнено, что для вышеупомянутых категорий военнослужащих срок военной службы в календарном исчислении устанавливается – шесть месяцев или на сроки, определенные ч. 4 ст. 23 Закона № 2232 (в зависимости от категории военнослужащих – 3, от 3 до 5, от 5 до 10 лет), но в случае окончания особого периода или объявления решения о демобилизации действие таких контрактов должно прекращаться досрочно.

С 23.06.2018 Законом № 2397 была дополнена новым абзацем ч. 4 ст. 23 Закона № 2232, где прописано: во время действия особого периода для военнослужащих по их желанию срок прохождения военной службы по новому контракту может быть продлен на срок от 1 до 10 лет, но не более чем до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.

Итак, сейчас нет оснований увольнять на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ работников, заключивших контракты на военную службу после увольнения с военной службы по призыву во время мобилизации или срочной военной службы либо продливших ранее заключенные контракты.

Существует ли сегодня кризисная ситуация, угрожающая национальной безопасности? На какой срок принимаются на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, и в течение какого срока сохраняется средний заработок за работниками, заключившими такие контракты?

Минобороны разъясняло, что кризисная ситуация возникла на востоке Украины в апреле 2014 г. и непосредственно угрожала национальной безопасности Украины. Поэтому в соответствии с Указом № 405 было начато проведение антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей. В период проведения АТО тоже имеется кризисная ситуация, угрожающая национальной безопасности Украины (письмо Минобороны от 18.10.2016 г. № 322/2/6917). Указом № 116 введено в действие решение Совета нацбезопасности и обороны, изменившее формат широкомасштабной антитеррористической операции, введенной в 2014 году. Вместо того начата операция объединенных сил по обеспечению национальной безопасности и обороны, отражению и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации на территории Донецкой и Луганской областей.

Итак, сейчас длится кризисная ситуация, угрожающая национальной безопасности Украины, и особый период тоже, ведь его отмена должна быть проведена отдельным указом о демобилизации после стабилизации обстановки на востоке Украины. Поэтому особый период продолжает действовать и в настоящее время (письма Минобороны от 18.10.2016 г. № 322/2/6917 и от 20.10.2016 г. № 316/1/906).

С 04.09.2014 по 07.01.2017 для граждан, которых принимали на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, и назначали на должности, срок военной службы в календарном исчислении был установлен Законом № 1634до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации (абз. 1 ч. 3 ст. 23 Закона № 2232 в действующей в данный период редакции). Указанные лица имели право на все льготы и гарантии, предусмотренные ч. ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ (ч. 2 ст. 39 Закона № 2232).

С 07.01.2017 ч. 3 ст. 23 Закона № 2232 изложена в новой редакции, в которой отдельно не выделяются контракты, заключенные в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности. С тех пор гарантии, предусмотренные ч. ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ, распространяются на все виды контрактов, заключенных в особый период, с учетом сроков военной службы, установленных ч. ч. 2 – 4 ст. 23 Закона № 2232.

Для граждан Украины, принимаемых на военную службу по контракту и назначаемых на должности, согласно ч. 2 ст. 23 Закона № 2232 устанавливаются следующие сроки военной службы в календарном исчислении:

для лиц рядового состава – 3 года;

для лиц сержантского и старшинского состава – от 3 до 5 лет;

для лиц офицерского состава, которым первичное воинское звание присвоено после прохождения полного курса военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса или в порядке аттестации лиц до присвоения первичных воинских званий офицерского состава запаса, – от 2 до 5 лет;

• для других лиц офицерского состава – от 1 до 5 лет.

Также с 07.01.2017 закреплена возможность в особый период (кроме проведения мобилизации и введения военного положения) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и срок контракта которых истек, продлить военную службу по новым контрактам на сроки, установленные ч. 4 ст. 23 Закона № 2232 (кроме случаев, определенных абз. 2 ч. 3 данной статьи).

Срок прохождения военной службы согласно ч. 4 ст. 23 Закона № 2232 может быть продлен по новому контракту до достижения предельного возраста пребывания на военной службе:

• для военнослужащих, проходящих военную службу на должностях рядового состава, – на 3 года;

• для военнослужащих, проходящих военную службу на должностях сержантского и старшинского состава, – на срок от 3 до 5 лет;

для лиц офицерского состава – на срок от 5 до 10 лет.

Для лиц офицерского состава, имеющих право на пенсию за выслугу лет, по их желанию срок прохождения военной службы по новому контракту может быть продлен на срок от 2 до 10 лет, но не более чем до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.

С 23.06.2017 ч. 4 ст. 23 Закона № 2232 дополнена новым абзацем шестым, где прописано: во время действия особого периода для военнослужащих по их желанию срок прохождения военной службы по новому контракту может быть продлен на срок от 1 до 10 лет, но не более чем до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.

Итак, на сегодняшний день за всеми работниками, которые во время особого периода на основании норм Закона № 2232 заключили контракты (в том числе и новые) на военную службу, сохраняются место работы, должность и средний заработок – до окончания особого периода или до дня фактического увольнения (ч. 3 ст. 119 КЗоТ). Аналогичную норму содержит и ч. 2 ст. 39 Закона № 2232 для работников, принятых на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности.

Увольнение на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ работника, принятого на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, является незаконным, поскольку в данном случае необходимо сохранять средний заработок согласно ч. 3 ст. 119 КЗоТ (постановление ВС (Вторая судебная палата Кассационного гражданского суда) от 30.05.2018 г. по делу № 554/1596/17).

Работника призвали на военную службу в первую волну мобилизации. Он демобилизовался через два года, а в начале 2017 г. поступил на военную службу, заключив трехлетний контракт. Через год его уведомили по электронной почте об увольнении на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ. Правомерны ли действия работодателя и какие санкции грозят, если увольнение было незаконным?

Начиная с 07.01.2017 в ч. 3 ст. 119 КЗоТ четко прописано, что место работы, должность и средний заработок сохраняются при приеме на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта, во время действия особого периода – до его окончания или до дня фактического увольнения. Поэтому независимо от того, продлено действие контракта или заключен новый контракт, средний заработок сохраняется по месту работы работника.

Можно ли уволить работника-совместителя, поступившего на военную службу по контракту, в связи с истечением действия срочного трудового договора?

Из содержания ч. 3 ст. 119 КЗоТ следует, что гарантии по сохранению места работы, должности, среднего заработка распространяются на всех без исключения работников, в частности совместителей, независимо от того, работают они по срочному или бессрочному трудовому договору. Право на указанные гарантии возникает в связи с наступлением юридического факта привлечения к исполнению обязанностей, предусмотренных Законом № 2232, на особый период.

Гоструда считает, что увольнение работника, с которым заключен срочный трудовой договор, возможно только по истечении действия контракта о прохождении военной службы. Такой же вывод сделал ВС (Первая судебная палата Кассационного гражданского суда) в постановлении от 28.03.2018 г. по делу № 761/8873/16-ц.

Итак, работника-совместителя, поступившего на военную службу по контракту, нельзя уволить до истечения действия контракта, даже если наступил срок окончания срочного трудового договора. Получается, что такой трудовой договор автоматически станет бессрочным и в дальнейшем увольнение работника возможно исключительно на общих основаниях (а не на основании п. 2 ч. 1 ст. 36 КЗоТ).

Необходимо ли рассчитывать новый размер средней зарплаты, если работник, призванный на срочную военную службу, не дослужив, заключил контракт на военную службу?

Работник, который был призван на срочную военную службу, может заключить контракт на продолжение военной службы, не увольняясь с военной службы.

Итак, если военнослужащего не увольняли с военной срочной службы, но он заключил контракт на военную службу, за ним продолжает сохраняться предыдущий средний заработок по месту работы (письмо Минсоцполитики от 07.07.2016 г. № 888/13/84-16).

Как определять размер средней зарплаты, если работник два года прослужил по призыву во время мобилизации, демобилизовался, а в марте 2017 г. заключил контракт на военную службу?

Если работник, который был призван во время мобилизации, на особый период, был уволен с военной службы и через определенный промежуток времени заключил новый контракт на продолжение военной службы, то ему необходимо рассчитывать новый размер средней зарплаты в соответствии с Порядком № 100. Исчисления проводятся исходя из выплат за последние два календарных месяца, предшествующих событию, то есть до начала военной службы по контракту (письмо Минсоцполитики от 07.07.2016 г. № 888/13/84-16).

Какие санкции грозят работодателю, если незаконно уволены работники, призванные на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава или принятые на военную службу по контракту, за которыми должен был сохраняться средний заработок?

При увольнении работника, призванного на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава или принятого на военную службу по контракту, будут нарушены его трудовые права. Если такие лица обращаются с иском в суд о защите своих прав, то суды восстанавливают их на работе с выплатой среднего заработка за дни вынужденного прогула.

В случае если факты увольнения указанных категорий лиц обнаружит инспектор по труду, то могут быть применены:

• к предприятию (предпринимателю) – финансовый штраф в размере 10 минимальных зарплат на дату выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абз. 5 ч. 2 ст. 265 КЗоТ);

• к должностным лицам юрлиц и физлиц-предпринимателей – административный штраф в размере от 850 до 1700 грн (ч. 7 ст. 41 КоАП).

За безосновательную невыплату заработной платы более чем за один месяц, совершенную умышленно руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности или предпринимателем, также могут наказать штрафом от 8500 до 17000 грн, или исправительными роботами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ст. 175 УКУ).

Также читайте на данную тему:

"Воинский учет на предприятии: расставляем акценты";

"Воинский учет на предприятии: отвечаем на вопросы";

"Особый период, АТО, ООС: что имеем сейчас";

"Трудовые и социальные гарантии (льготы) призванным на военную службу и контрактникам";

"Сохранение среднего заработка за военными";

"Сохранение среднего заработка за военными: расчет и корректировка";

"Гарантии и выплаты работнику после увольнения с военной службы".

1. КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

2. КоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

3. УКУУголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

4. Закон № 2232Закон Украины "О воинской обязанности и военной службе" от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ.

5. Закон № 1769Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка прохождения военной службы" от 06.12.2016 г. № 1769-VIII.

6. Закон № 2397Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных вопросов прохождения гражданами военной службы" от 05.04.2018 г. № 2397-VIII.

7. Закон № 1634Закон Украины "О внесении изменений в законы Украины "О воинской обязанности и военной службе" и "О принципах предупреждения и противодействия коррупции" от 12.08.2014 г. № 1634-VII.

8. Указ № 405Указ Президента Украины "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины" от 14.04.2014 г. № 405/2014.

9. Указ № 116Указ Президента Украины "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 30 апреля 2018 года "О широкомасштабной антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях" от 30.04.2018 г. № 116/2018.

10. Порядок № 100 – Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Кабмина от 08.02.95 г. № 100.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua