Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Особенности налогового учета у ОСМД
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Налоговый учет у ОСМД имеет нюансы. Хотя ОСМД относятся к неприбыльным организациям и не являются плательщиками налога на прибыль, они должны соблюдать определенные условия для того, чтобы не утратить "неприбыльный" статус. К сожалению, в НКУ не оговорена специфика обложения операций у ОСМД налогом на добавленную стоимость, в связи с чем спорные вопросы разъясняют налоговики. Поэтому в статье рассмотрим данные моменты с учетом последних разъяснений налоговиков.

Неприбыльный статус

ОСМД отнесены к неприбыльным организациям, не являющимся плательщиками налога на прибыль (пп. 133.4.6 НКУ). Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

В частности, согласно нормам пп. 133.4.1 НКУ неприбыльной является организация, которая одновременно соответствует следующим требованиям:

1) создана и зарегистрирована в порядке, определенном законом, который регулирует деятельность соответствующей неприбыльной организации (см. статью "ОСМД: организационные вопросы");

2) учредительные документы которой содержат запрет распределения полученных доходов (прибылей) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц. На обязательность соблюдения данного требования обращают внимание и налоговики (см., к примеру, письмо ГФСУ от 19.01.2017 г. № 1026/6/99-99-15-02-02-15).

В то же время не считается распределением доходов (прибылей) неприбыльной организации финансирование расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализацию цели (целей, заданий) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами. Причем налоговики допускают возможность распределения части доходов неприбыльной организацией между членами такой организации на основании гражданско-правового договора (письма ГФСУ от 04.01.2017 г. № 28/6/99-99-15-02-02-15, от 06.02.2017 г. № 2114/6/99-99-15-02-02-15, от 17.02.2017 г. № 2422/Л/99-99-15-02-02-14, от 03.03.2017 г. № 4495/6/99-99-15-02-02-15, № 4494/6/99-99-15-02-02-15, ИНК ГФСУ от 06.11.2017 г. № 2529/С/99-99-15-02-02-14/ІПК, разъяснение из раздела 102.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ);

3) учредительные документы которой предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования).

Однако указанное ограничение не распространяется на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов. Объясняется это следующим. По мнению налоговиков, устав ОСМД для целей включения в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр) должен соответствовать Типовому уставу (письмо ГФСУ от 13.06.2017 г. № 15151/7/99-99-12-02-04-17). А в п. 4 разд. VIII Типового устава объединения совладельцев многоквартирного дома, утвержденного приказом Госкомитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 27.08.2003 г. № 141, содержится как раз подобная норма:

В случае ликвидации объединения средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, распределяются между всеми совладельцами пропорционально общей площади квартиры (квартир) и/или нежилых помещений в доме, находящихся в их собственности.

Поэтому с 01.01.2016 положения абз. 4 пп. 133.4.1 НКУ предусматривают исключение в применении обозначенной нормы для ОСМД;

4) внесена контролирующим органом в Реестр. Для внесения ОСМД в Реестр подается регистрационное заявление плательщика налога по форме № 1-РН, приведенной в приложении 1 к Порядку № 440, и копии учредительных документов неприбыльной организации (кроме тех, которые обнародованы на портале электронных сервисов в соответствии с Законом № 755).

Регистрационное заявление подается государственному регистратору во время государственной регистрации или контролирующему органу по основному месту учета в течение 10 календарных дней со дня государственной регистрации (разъяснение из раздела 102.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Регистрационное заявление и копии указанных документов могут быть поданы (направлены) неприбыльной организацией одним из следующих способов (п. 6 Порядка № 440):

– лично руководителем или представителем неприбыльной организации (в обоих случаях с документальным подтверждением личности и его полномочий) или уполномоченным на это лицом;

– по почте с уведомлением о вручении и описью вложения;

– средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством, если учредительные документы обнародованы на портале электронных сервисов в соответствии с Законом № 755;

– государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации создания юридического лица или изменений к сведениям о юридическом лице.

Если ОСМД не нарушает вышеприведенные условия, то оно не уплачивает налог на прибыль со всех операций, предусмотренных уставной деятельностью, которые направлены на обеспечение этой деятельности, что подтверждают и налоговики (см., к примеру, письмо Главного управления ГФС в г. Киеве от 16.03.2017 г. № 5414/10/26-15-12-05-11).

Заметим также, что, исходя из разъяснений налоговиков, неприбыльные организации (в том числе ОСМД) имеют право:

– получать кредит или безвозвратную финансовую помощь (разъяснение из раздела 102.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ);

– получать проценты от размещения свободных средств на банковском депозите (письмо ГФСУ от 19.10.2015 г. № 21971/6/99-99-19-02-02-15, ИНК ГФСУ от 23.08.2017 г. № 1732/6/99-99-15-02-02-15/ІПК);

– получать доходы от продажи собственных основных средств в случае, если такой доход направлен исключительно на финансирование расходов на свое содержание, реализацию цели (целей, заданий) и направлений уставной деятельности (письма ГФСУ от 24.12.2015 г. № 27588/6/99-95-42-03-15, от 14.01.2016 г. № 517/6/99-95-42-03-15, от 13.04.2017 г. № 7896/6/99-99-15-02-02-15, разъяснение из раздела 102.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ);

– получать доходы от сдачи имущества в аренду (письма ГФСУ от 24.12.2015 г. № 27588/6/99-95-42-03-15, от 21.03.2016 г. № 6053/6/99-99-19-02-02-15, от 11.04.2016 г. № 7970/6/99-99-19-02-01-15);

– получать членские взносы (письмо ГФСУ от 08.09.2016 г. № 19390/6/99-99-15-02-02-15);

– получать доходы от предоставления платных услуг от осуществления основной деятельности, предусмотренной уставом и законом (письма ГФСУ от 07.03.2017 г. № 4673/6/99-99-15-02-02-18, от 03.04.2017 г. № 6856/6/99-99-15-02-02-15).

Согласно п. 46.2 НКУ неприбыльные предприятия, учреждения и организации, определенные п. 133.4 НКУ, представляют Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (далее – Отчет) по форме, утвержденной приказом Минфина от 17.06.2016 г. № 553, и годовую финансовую отчетность.

Отчет представляется за базовый отчетный (налоговый) год в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года. Это подтверждают и налоговики (разъяснение из раздела 102.04 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

По мнению налоговиков, формирование доходов и расходов, которые показываются в Отчете, осуществляется по правилам бухгалтерского учета, то есть в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств (письмо ГФСУ от 19.07.2017 г. № 19001/7/99-99-15-02-01-17).

Исключение неприбыльной организации из Реестра осуществляется на основании решения контролирующего органа в случае (п. 16 Порядка № 440):

1) использования доходов (прибылей) неприбыльной организации для других целей, нежели содержание такой организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных пп. 133.4.2 НКУ;

2) распределения доходов (прибылей) неприбыльной организации или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц;

3) несоответствия неприбыльной организации и/или учредительных документов такой организации требованиям, установленным п. 133.4 НКУ;

4) утверждения ликвидационного баланса, передаточного акта или разделительного баланса неприбыльной организацией, прекращаемой в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения или преобразования) либо ликвидации;

5) по инициативе неприбыльной организации.

Решение об исключении неприбыльной организации из Реестра направляется такой организации в порядке, определенном ст. 42 НКУ, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

По нормам пп. 133.4.4 НКУ в случае исключения неприбыльной организации из Реестра при установлении контролирующим органом факта использования неприбыльной организацией доходов (прибылей) для целей иных, нежели предусмотрены пп. 133.4.2 НКУ, применительно к такой организации начисляются с первого числа месяца, в котором совершено такое нарушение:

– налоговое обязательство по налогу на прибыль предприятий;

– штрафные санкции;

– пеня.

Согласно пп. 133.4.3 НКУ в случае несоблюдения неприбыльной организацией требований, определенных п. 133.4 НКУ, она обязана представить в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода, Отчет за период с начала года (или с начала признания организации неприбыльной в установленном порядке, если такое признание произошло позже) по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, указать и уплатить сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль.

Налоговое обязательство рассчитывается исходя из суммы операции (операций) нецелевого использования активов. Такая неприбыльная организация исключается контролирующим органом из Реестра и считается плательщиком налога на прибыль для целей налогообложения с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение.

За период с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение, по 31 декабря налогового (отчетного) года такая неприбыльная организация обязана ежеквартально представлять в контролирующий орган налоговую декларацию по налогу на прибыль (с нарастающим итогом), уплачивать налог в срок, определенный для квартального периода, и подавать финансовую отчетность в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль.

Со следующего налогового (отчетного) года такая неприбыльная организация представляет налоговую декларацию по налогу на прибыль и финансовую отчетность и уплачивает налог на прибыль в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль.

НДС

ОСМД на общих основаниях регистрируются плательщиками НДС. В НКУ не освещена специфика обложения НДС операций у ОСМД, поэтому спорные вопросы разъясняют налоговики.

В частности, контролеры придерживаются позиции (ИНК ГФСУ от 27.06.2017 г. № 851/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, письма Главного управления ГФС в г. Киеве от 01.11.2016 г. № 7074/К/26-15-12-05-11, Главного управления ГФС в Ривненской области от 06.12.2016 г. № 2923/10/17-00-12-01-07), что:

– у ОСМД отсутствует объект обложения НДС по операциям по поставке воды, тепловой энергии, природного газа и электрической энергии, средства за которые собственники жилых и нежилых помещений перечисляют непосредственно на счета предприятий, организаций, поставляющих такие товары/услуги, или перечисляют на счет ОСМД для накопления и последующего перечисления предприятиям, организациям, поставляющим такие товары/услуги. Поэтому ОСМД не может избрать кассовый метод начисления налоговых обязательств для коммунальных услуг, предусмотренный п. 187.10 НКУ, п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ;

– средства, поступающие на банковский счет ОСМД от собственников жилых и нежилых помещений для компенсации расходов на содержание и ремонт помещений или другого имущества, находящегося в общей собственности ОСМД, не попадают под объект обложения НДС;

– при установлении ОСМД для собственников жилых и нежилых помещений отдельной платы за услуги по перечислению полученных от них средств предприятиям, организациям, предоставляющим услуги по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, горячему водоснабжению и другие услуги, у ОСМД возникает объект обложения НДС, исходя из стоимости предоставленных услуг. В гр. 3.3 "Код послуги згідно з ДКПП" налоговой накладной, оформленной на такие услуги, можно указать код 68.32.11 "Услуги подрядчиков по управлению жилой недвижимостью, кроме недвижимостью совместного пользования в режиме распределения времени (таймшера)".

Членские взносы, которые получает ОСМД в виде денежных средств, не попадают под объект обложения НДС, поскольку они не являются оплатой операций по поставке товаров или услуг (см. об этом письма Главного управления ГФС в г. Киеве от 01.11.2016 г. № 7074/К/26-15-12-05-11, Главного управления ГФС в Ривненской области от 06.12.2016 г. № 2923/10/17-00-12-01-07).

ОСМД могут осуществлять также облагаемые НДС операции, в частности, операции по сдаче в аренду объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома (ст. 26 Закона № 2866).

Поскольку облагаемых НДС операций у ОСМД немного, то под критерии обязательной регистрации плательщиками НДС из п. 181.1 НКУ (общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1000000 грн без учета НДС) ОСМД обычно не попадают. А в добровольном порядке плательщиками НДС ОСМД регистрируются редко.

Земельный налог

Земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовая территория, которые находятся в общей совместной собственности собственников квартир и нежилых помещений в доме, передаются бесплатно в собственность или в постоянное пользование совладельцам многоквартирного дома в порядке, установленном КМУ (ч. 2 ст. 42 ЗКУ). В то же время проблема заключается в том, что до сих пор такой порядок не принят, на что обратил внимание Минфин в ОНК по аренде № 602.

Объектом обложения земельным налогом выступают земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании (пп. 270.1.1 НКУ).

Базой налогообложения является (п. 271.1 НКУ):

– нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации;

– площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра (п. 286.1 НКУ).

Итак, до тех пор, пока в земельном кадастре земельный участок не будет переоформлен на ОСМД, уплачивать земельный налог оно не обязано. Это подтверждают и контролеры. Так, в разъяснении из раздела 112.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ налоговики ответили на вопрос о том, с какого времени ОСМД должны уплачивать земельный налог, если правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены. Контролеры отметили, что обязанность по уплате земельного налога у ОСМД возникает с момента государственной регистрации права на такой земельный участок, что предусмотрено ст. 125 ЗКУ. Такую же позицию высказал и Минфин в ОНК по недвижимости № 602, в которой, в частности, отмечено, что:

...лицо, владеющее недвижимым имуществом, расположенным на земельном участке, права на который для такого лица не оформлены, нельзя считать плательщиком земельного налога в понимании статьи 269 НКУ до момента возникновения соответствующих прав такого лица на этот земельный участок в соответствии с записью, сформированной в Государственном земельном кадастре в порядке, определенном законом. До такого момента указанное лицо в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины не должно уплачивать земельный налог.

Что касается лица, владеющего недвижимым имуществом в многоквартирном доме, то, исходя из вышеизложенного, права на земельный участок под многоквартирным домом и придомовую территорию возникают у всех совладельцев (собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме) с момента государственной регистрации таких прав на земельный участок под этим многоквартирным домом и соответствующую придомовую территорию в Государственном земельном кадастре в порядке, определенном законом. Поэтому непосредственным плательщиком земельного налога в данном случае будет выступать лицо, в отношении которого осуществлена государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным домом с учетом придомовой территории (учреждение или организация, осуществляющая управление многоквартирным домом государственной или коммунальной собственности; объединение совладельцев многоквартирного дома, выступающее субъектом регистрации в соответствии с решением совладельцев), с момента такой регистрации прав лица на земельный участок.

Суды также в основном придерживаются позиции, что до момента получения правоустанавливающих документов ОСМД не является плательщиком земельного налога (см., к примеру, определение ВАСУ от 14.04.2015 г. № К/800/38050/14, постановление Киевского апелляционного административного суда от 02.04.2018 г. по делу № 826/5830/17).

Между тем, если право пользования земельным участком ОСМД на себя зарегистрировало, оно является плательщиком земельного налога. При этом нередко случается, что право собственности на нежилые помещения в доме зарегистрировано за другими субъектами (физическими или юридическими лицами). Применительно к таким объектам получается двойное налогообложение.

Во-первых, за всю площадь земельного участка, предоставленную в пользование ОСМД, земельный налог уплачивает ОСМД. На это обращают внимание и налоговики. В частности, в разъяснении из раздела 112.05 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ контролеры ответили на вопрос, должно ли ОСМД уплачивать земельный налог за всю площадь земельных участков под многоквартирными домами с учетом придомовой территории, если часть нежилых помещений таких домов находится в собственности других лиц (документы на земельные участки у таких лиц отсутствуют).

По мнению налоговиков, ОСМД должны уплачивать земельный налог со всей площади земельных участков под многоквартирными жилыми домами с учетом придомовой территории, которые по данным Государственного земельного кадастра находятся у таких лиц в собственности или пользовании.

Во-вторых, собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме как один из совладельцев такого дома уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации таким субъектом права собственности на недвижимое имущество (п. 287.8 НКУ).

На это обращают внимание и налоговики (ИНК ГФСУ от 13.07.2017 г. № 1180/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, № 1181/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 14.07.2017 г. № 1189/6/99-99-12-02-03-15/ІПК). Причем в упомянутых разъяснениях контролеры ссылаются на постановление Судебной палаты по административным делам ВСУ от 07.07.2015 г. по делу № 21-775а15. В этом деле ВСУ пришел к выводу, что физическое лицо – собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме является плательщиком земельного налога с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

А впрочем, есть и другие судебные решения по данному вопросу. Например, в определении Одесского апелляционного административного суда от 01.03.2017 г. по делу № 815/3249/16 было отмечено следующее:

...взыскание земельного налога с истца по тому же объекту, а именно тому же земельному участку приведет к нарушению его прав, так как каждое лицо обязано уплачивать налоги и сборы, плательщиком которых оно является, и не может быть принуждено платить любые другие налоги или сборы.

В этом судебном решении Суд признал неправомерным начисление земельного налога физическому лицу – предпринимателю, собственнику нежилого помещения в жилом доме, в котором было создано ОСМД.

К слову, такой же точки зрения придерживаются и некоторые контролеры. В частности, в ИНК Главного управления ГФС в Днепропетровской области от 21.06.2017 г. № 759/ІПК/04-36-12-23-19 налоговики пришли к выводу, что земельный налог должно уплачивать ОСМД, а совладельцы, в том числе и юридические лица, владеющие нежилыми помещениями в таком доме, в свою очередь, компенсируют ОСМД расходы по уплате земельного налога на основании заключенных гражданско-правовых соглашений.

А в ИНК ГФСУ от 17.05.2018 г. № 2208/6/99-99-12-02-03-15/ІПК налоговики предписывали собственникам встроенных нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, урегулировать порядок начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по плате за землю за такие земельные участки с совладельцами таких домов.

В ОНК по ЕН № 602 Минфин пришел к следующему выводу:

В то же время абзац 4 пункта 297.1 статьи 297 НКУ не предусматривает освобождения от земельного налога для физического лица – предпринимателя – плательщика единого налога в случае, когда обязанность по уплате налога возникает у него как у совладельца многоквартирного дома в составе расходов на управление. Плательщиком налога за земельный участок под многоквартирным домом с учетом придомовой территории выступает лицо, в отношении которого осуществлена регистрация государственных прав на такой земельный участок (учреждение или организация, осуществляющая управление многоквартирным домом государственной или коммунальной собственности, объединение совладельцев многоквартирного дома, выступающее субъектом регистрации в соответствии с решением совладельцев). Все совладельцы многоквартирного дома (в том числе физические лица – предприниматели на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности) имеют равные обязанности по осуществлению расходов на управление домом (пропорционально своей доле в общем имуществе многоквартирного дома), в состав которых будет включаться предусмотренная законодательством плата за землю относительно земельного участка под таким домом и придомовой территорией.

Из этого можно заключить, что и, по мнению Минфина, земельный налог обязано уплачивать ОСМД, а собственник нежилого помещения (в том числе физическое лицо – предприниматель) должен компенсировать земельный налог ОСМД.

Подытожим: вопрос с "двойным" начислением земельного налога за нежилые помещения, находящиеся в собственности юридических или физических лиц в жилом доме, в котором создано ОСМД, на данный момент законодательно не урегулирован. В связи с этим заинтересованным лицам имеет смысл по данному вопросу получить письменную индивидуальную налоговую консультацию на основании ст. 52 НКУ. В запросе можно задать вопросы: может ли ОСМД заключить с собственником нежилого помещения гражданско-правовой договор о компенсации земельного налога, который ОСМД уплачивает за такое помещение? И необходимо ли в таком случае собственнику нежилого помещения еще самостоятельно уплачивать земельный налог в бюджет? Если будет получен отрицательный ответ, то его можно обжаловать в суде на основании п. 53.2 НКУ, где шансы на успешное разрешение дела достаточно велики.

ОСМД являются плательщиками всех "зарплатных платежей", если в их штате числятся физлица, выполняющие работы по трудовым договорам. Уплачивают ОСМД и все обязательные платежи при заключении с физлицами договоров гражданско-правового характера на выполнение работ (предоставление услуг).

Также на данную тему читайте статьи:

"Особенности бухгалтерского учета ОСМД";

"Как организовать расчеты с совладельцами в ОСМД".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. ЗКУЗемельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

3. Закон № 2866Закон Украины "Об объединениях совладельцев многоквартирного дома" от 29.11.2001 г. № 2866-III.

4. Закон № 755Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" от 15.05.2003 г. № 755-IV.

5. Порядок № 440 – Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра, утвержденный постановлением Кабмина от 13.07.2016 г. № 440.

6. ОНК по аренде № 602 – Обобщающая налоговая консультация по взиманию платы за землю в случае аренды площади в многоквартирном доме, утвержденная приказом Минфина от 06.07.2018 г. № 602.

7. ОНК по недвижимости № 602 – Обобщающая налоговая консультация по уплате земельного налога собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, права на который у такого лица не оформлены, утвержденная приказом Минфина от 06.07.2018 г. № 602.

8. ОНК по ЕН № 602 – Обобщающая налоговая консультация по взиманию земельного налога с физических лиц – предпринимателей – плательщиков единого налога, утвержденная приказом Минфина от 06.07.2018 г. № 602.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua