Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Особенности бухгалтерского учета ОСМД
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Как юридическое лицо ОСМД обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. Между тем, порядок составления такой финотчетности вызывает вопросы, поскольку П(С)БУ не описывают специфику деятельности неприбыльных организаций. Некоторые моменты разъясняют налоговики, о чем и расскажем в статье.

Какую финотчетность составляют ОСМД

ОСМД является юридическим лицом – неприбыльной организацией, поэтому обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность согласно законодательству (ч. 1 ст. 2 Закона № 996).

Положения ч. 3 ст. 11 Закона № 996 определяют, что неприбыльные предприятия, учреждения и организации представляют сокращенную по показателям финансовую отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Соответственно, неприбыльные организации должны представлять финотчетность согласно П(С)БУ 25.

Между тем, Минфин до сих пор не подкорректировал нормы П(С)БУ 25, и в нем указанные условия не реализованы. Тем не менее приоритет в данном вопросе имеет Закон № 996, что подтверждают и контролеры, которые предписывают составлять неприбыльным организациям сокращенную финотчетность (см. разъяснение из раздела 102.23.02 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

Как правило, ОСМД составляют Упрощенный финансовый отчет СМП (ф. № 1-мс и № 2-мс). Связано это с тем, что согласно пп. 2 п. 2 разд. І П(С)БУ 25 Упрощенный финансовый отчет СМП (ф. № 1-мс и № 2-мс) представляют СМП – юридические лица, соответствующие критериям микропредпринимательства.

Однако следует иметь в виду, что с 01.01.2018 для классификации субъектов хозяйствования в целях составления финансовой отчетности используется термин "микропредприятия" (ч. 2 ст. 2 Закона № 996). На этот термин сейчас необходимо ориентироваться и применительно к представлению финансовой отчетности согласно П(С)БУ 25.

К предприятиям в ч. 1 ст. 1 Закона № 996 причисляют юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. К микропредприятиям относят предприятия, показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, соответствуют по меньшей мере двум из следующих критериев:

– балансовая стоимость активов – до 350 тыс. евро (по результатам 2017 года – 10501470 грн);

– чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 700 тыс. евро (по результатам 2017 года – 21002940 грн);

– среднее количество работников – до 10 человек.

Исходя из этого, ОСМД, соответствующие указанным критериям для микропредприятий, должны представлять Упрощенный финансовый отчет СМП (ф. № 1-мс и № 2-мс).

Кроме того, на ОСМД распространяются послабления в ведении бухгалтерского учета, предусмотренные п. 8 разд. І П(С)БУ 25. В частности, они могут:

– учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;

– не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на выплату будущих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;

– текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме.

Отметим также, что в Порядке № 419 по-старому говорится о субъектах микропредпринимательства. Однако, несмотря на эти терминологические нестыковки, ОСМД как неприбыльные организации теперь попадают в исключительные нормы, предназначенные для субъектов микропредпринимательства. В частности, ОСМД могут представлять в госорганы только годовую финотчетность, предусмотренную для СМП (ч. 2 Порядка № 419). В органы статистики годовую финотчетность представляют не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным.

В налоговые органы ОСМД представляют финотчетность вместе с Отчетом об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной приказом Минфина от 17.06.2016 г. № 553 (далее – Отчет), один раз в год в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

Следует учесть, что финотчетность является неотъемлемой частью Отчета, поэтому за ее непредставление в налоговый орган могут наложить штраф, предусмотренный п. 120.1 НКУ, в размере 170 грн, за каждое такое непредставление или несвоевременное представление. Это подчеркивают и налоговики в разъяснении из раздела 102.25 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ.

Особенности применения Плана счетов

ОСМД имеет право использовать упрощенный План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства. Для юрлиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, это предусмотрено в ч. 2 Приказа № 186. Впрочем, на практике упрощенный План счетов применяют редко.

Если ОСМД использует "общий" План счетов, необходимо обратить внимание на следующее. Согласно разделу І Инструкции № 291 организации, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности (в том числе ОСМД), счета класса 9 "Расходы деятельности" могут не вести. ОСМД имеют право учитывать расходы с использованием только счетов класса 8 "Расходы по элементам". Вместе с тем по собственному желанию ОСМД могут вести учет с использованием 8-го и 9-го классов счетов. Выбранный вариант учета следует указать в распорядительном документе об учетной политике (п. 2.1 разд. II Методрекомендаций № 635).

Проблемные вопросы бухгалтерского учета ОСМД

Главная особенность ОСМД состоит в том, что их деятельность не направлена на получение прибыли. А нормы П(С)БУ сформулированы исходя из предположения, что предприятие получает экономические выгоды, под которыми понимается потенциальная возможность получения предприятием денежных средств от использования активов (ст. 1 Закона № 996).

Поэтому применительно к бухгалтерскому учету любых неприбыльных операций, в том числе и ОСМД, приходится делать некоторые допущения.

В официальном издании налоговиков "Вестник. Официально о налогах", 2018, № 4, с. 34, было указано, что, учитывая специфику деятельности неприбыльных организаций, целесообразно признавать все поступления неприбыльных организаций целевым финансированием и целевыми поступлениями, включая арендные платежи, проценты, полученные по депозитам, курсовые разницы. Причем специалисты в данной публикации высказывают мнение, что и в бухгалтерском учете такие поступления показывают как целевое финансирование на субсчете 484, на котором они рекомендуют завести соответствующую аналитику, например, субсчет 4843 "Целевое финансирование от арендной платы".

В то же время по нормам П(С)БУ 15 в бухгалтерском учете указанные платежи не классифицируются как целевые поступления. Поэтому у тех бухгалтеров, которые скрупулезно соблюдают нормы П(С)БУ, могут возникать расхождения между данными финотчетности и Отчета.

В упомянутой публикации также было отмечено, что доходы неприбыльных организаций признаются ежемесячно на уровне понесенных расходов, поэтому в бухгалтерском учете и финансовой отчетности неприбыльных организаций прибыли по таким операциям быть не может. Тем не менее и данный вывод не вполне "стыкуется" с нормами П(С)БУ 15. В частности, целевое финансирование для:

– компенсации расходов (убытков), возникших у предприятия;

– предоставления поддержки предприятию без установления условий его расходования на выполнение в будущем определенных мероприятий

признаются дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода (п. 19 П(С)БУ 15). При этом расходы, связанные с таким целевым финансированием, могут быть признаны до или после возникновения доходов.

Учитывая изложенное, главбух ОСМД на основании своего профессионального суждения вправе принять решение:

1) вести бухгалтерский учет в строгом соответствии с нормами П(С)БУ, но тогда для составления Отчета данные финотчетности придется подкорректировать, либо

2) сделать предложенные налоговиками "послабления" в ведении бухгалтерского учета и составлять Отчет исключительно на основании данных бухучета.

Первый вариант ближе соответствует нормативным актам в сфере бухгалтерского учета, поэтому далее мы будем следовать ему.

Учет основных операций ОСМД

Взносы в ОСМД. Положения ст. 16 Закона № 2866 предусматривают, что ОСМД имеет право согласно уставу устанавливать порядок уплаты, перечень и размеры взносов и платежей совладельцев, в том числе отчислений в резервный и ремонтный фонды. Порядок уплаты, перечень и размеры взносов и платежей совладельцев, в том числе отчислений в резервный и ремонтный фонды, устанавливаются общим собранием ОСМД (ст. 21 Закона № 2866).

Поступление таких взносов отражают по кредиту субсчета 484 "Прочие средства целевого финансирования и целевых поступлений". На этом субсчете целесообразно завести аналитику в разрезе отдельных направлений финансирования.

В соответствии с п. 17 П(С)БУ 15 полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех периодов, в которых были признаны расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования.

Целевое финансирование для компенсации расходов (убытков) и финансирование для предоставления поддержки предприятию без установления условий его расходования на выполнение в будущем определенных мероприятий признают дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода (п. 19 П(С)БУ 15).

Доходы от целевого финансирования, связанного с операционной деятельностью, учитывают на субсчете 718 "Доход от безвозмездно полученных оборотных активов".

1

Условие:

ОСМД получает от владельцев квартир взносы для компенсации текущих расходов.

Решение:

Учет указанных операций представлен в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Бухгалтерский учет

Д-т

К-т

Сумма,
грн

1

Понесены расходы на текущее содержание ОСМД (зарплата работникам, уборка территории и т. п.)

949

651, 661, 685

20000,00

2

Начислены взносы, выплачиваемые владельцами квартир для компенсации текущих расходов ОСМД

377

484/1

20000,00

3

Признан доход в сумме целевого финансирования

484/1

718

20000,00

4

Получены взносы от владельцев квартир для компенсации текущих расходов ОСМД

301, 311

377

20000,00

Специальные фонды. Процедура создания спецфондов в ОСМД регламентируется Порядком № 1521, согласно п. 2 которого специальные фонды ОСМД создаются для выполнения мероприятий, связанных со значительным расходованием средств, в частности для:

– оборудования дома средствами учета и регулирования тепловой энергии, холодной и горячей воды, внедрения энергосберегающих мероприятий;

– оборудования подъездов местами для охраны;

– проведения работ по усовершенствованию эксплуатации внутридомовых инженерных систем;

– капитального ремонта дома;

– других мероприятий, определенных общим собранием.

В письме Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 15.09.2006 г. № 5/3-2226 было указано, что резервный фонд ОСМД включает:

– расходы будущих периодов,

– средства для оплаты отпусков,

– расходы по форс-мажорным обстоятельствам.

Учет отчислений в такой фонд было предложено вести на счете 43 "Резервный капитал".

Вместе с тем в Инструкции № 291 указано, что счет 43 предназначен для обобщения информации о состоянии и движении резервного капитала предприятия, созданного в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами за счет нераспределенной прибыли.

В связи с этим на счете 43 следует отражать только те средства резервного фонда, которые накоплены за счет отчислений из нераспределенной прибыли, полученной, в частности, от предоставления услуг ОСМД или от сдачи в аренду общего имущества.

Если же отчисления в резервный фонд уплачивают владельцы квартир, правильнее такие взносы учитывать на отдельном субсчете 484, поскольку они представляют целевые поступления.

Ремонтный фонд, средства которого используются для проведения плановых капитальных ремонтных работ, в упомянутом письме предлагалось отражать на счете 39 "Расходы будущих периодов". Однако такой подход представляется спорным, поскольку согласно Инструкции № 291 счет 39 предназначен для обобщения информации относительно осуществленных расходов в отчетном периоде, которые подлежат отнесению на расходы в будущих отчетных периодах. А смысл создания ремонтного фонда состоит в том, что на нем накапливаются средства для того, чтобы иметь источник оплаты будущих расходов.

Исходя из этого, отчисления в ремонтный фонд, которые уплачивают владельцы квартир, также можно учитывать на отдельном субсчете 484. Если же в ремонтный фонд проводятся отчисления из суммы нераспределенной прибыли, такие средства можно отражать на субсчете 425 "Прочий дополнительный капитал".

2

Условие:

ОСМД создает резервный и ремонтный фонды за счет взносов владельцев квартир и нераспределенной прибыли. Доходы ОСМД получает от сдачи общего имущества в аренду. ОСМД не является плательщиком НДС.

Решение:

Учет указанных операций представлен в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Бухгалтерский учет

Д-т

К-т

Сумма,
грн

1

Отражены доходы от сдачи общего имущества ОСМД в аренду

377

713

30000,00

2

Получены средства от сдачи имущества в аренду

301, 311

377

30000,00

3

Отражены финансовые результаты от сдачи имущества в аренду

713

791

30000,00

791

441

30000,00

4

Отражены отчисления в резервный фонд за счет нераспределенной прибыли

441

43

6000,00

5

Отражены отчисления в ремонтный фонд за счет нераспределенной прибыли

441

425

6000,00

6

Получены взносы от владельцев квартир в резервный фонд

311

484/2

15000,00

7

Получены взносы от владельцев квартир в ремонтный фонд

311

484/3

15000,00

8

Оплачены работы по ликвидации аварийной ситуации (за счет средств резервного фонда)

377

311

21000,00

9

Отражены понесенные расходы по ликвидации аварийной ситуации (за счет резервного фонда, созданного из отчислений из прибыли)

43

377

6000,00

10

Отражены понесенные расходы по ликвидации аварийной ситуации (за счет резервного фонда, созданного из взносов владельцев квартир)

977

377

15000,00

11

Признан доход от целевого финансирования

484/2

745

15000,00

12

Оплачена замена оборудования для охраны подъездов (за счет средств ремонтного фонда)

685

311

28000,00

13

Отражены расходы на замену оборудования для охраны подъездов (за счет средств ремонтного фонда, созданного из отчислений из прибыли)

425

685

8000,00

14

Отражены расходы на замену оборудования для охраны подъездов (за счет средств ремонтного фонда, созданного из взносов владельцев квартир)

152

685

20000,00

15

Отнесено к доходам будущих периодов полученное целевое финансирование

484/3

69

20000,00

16

Введено оборудование в эксплуатацию

104

152

20000,00

17

Начислена амортизация на оборудование, условно (ежемесячно)

949

131

1000,00

18

Признан доход от полученного целевого финансирования (ежемесячно)

69

745

1000,00

Также на эту тему читайте статьи:

"ОСМД: организационные вопросы";

"Особенности налогового учета у ОСМД";

"Как организовать расчеты с совладельцами в ОСМД".

1. Закон № 996Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

2. Закон № 2866Закон Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома" от 29.11.2001 г. № 2866-III.

3. Порядок № 419 – Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 г. № 419.

4. Приказ № 186 приказ Минфина "Об утверждении упрощенного Плана счетов бухгалтерского учета" от 19.04.2001 г. № 186.

5. Порядок № 1521 – Порядок создания специальных фондов объединения совладельцев многоквартирного дома, утвержденный постановлением Кабмина от 11.10.2002 г. № 1521.

6. Инструкция № 291 – Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.

7. П(С)БУ 15 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 "Доход", утвержденное приказом Минфина от 29.11.99 г. № 290.

8. П(С)БУ 25 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 "Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства", утвержденное приказом Минфина от 25.02.2000 г. № 39.

9. Методрекомендации № 635 – Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua