Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Товарные ценники: что нужно знать об оформлении
Елена Лутай, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Продавать товары без ценников запрещается действующим законодательством. За это нарушителю грозит ответственность. О том, как правильно оформить ценники в розничной торговле, какую информацию указывать в них в зависимости от того, какие товары (продовольственные или непродовольственные, поштучно или фасовано) реализует субъект хозяйствования, расскажем в данной статье.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной или безналичной форме при продаже товаров в сфере торговли, обязаны реализовывать товары при условии наличия ценника на товар. Это – прямое требование п. 8 ст. 3 Закона о РРО.

Что следует указывать на ценнике

Четко определенного перечня информации, которая должна быть на ценнике, не предусмотрено. Однако Закон о РРО, Закон № 1023 и Инструкция № 2 дают возможность установить определенные правила обозначения цены. Следовательно:

1. цена должна отражаться в гривнях;

2. продавец обязательно указывает цену каждой единицы реализуемой продукции или одной категории продукции и цену одной стандартной единицы данной продукции;

3. в цену продукции должны входить все налоги и неналоговые обязательные платежи, которые потребитель уплатит при приобретении соответствующей продукции (НДС, акцизный налог и т. п.);

4. цена товара указывается за одну упаковку, а если товар поставляется без упаковки – за единицу измерения, обычно применяемую к данному товару.

Если за одну цену предлагается несколько товаров или если продавец (исполнитель) при реализации одной продукции предоставляет потребителю право получить иную продукцию по сниженной цене, следует информировать покупателя относительно:

1) содержания и стоимости предложения, а в случае предложения нескольких товаров, работ или услуг за одну цену – стоимости таких товаров, работ или услуг, взятых отдельно;

2) условия принятия предложения, в частности срока его действия и любых ограничений, (включая ограничения относительно количества).

Если предприятие проводит скидки или распродажи, данные мероприятия должны быть ограничены во времени, а старую цену на ценнике (до скидки/распродажи) следует изменить на новую. Естественно, новая цена должна быть меньше.

 Закон № 1023 позволяет употреблять понятие "скидка" относительно продукции, непосредственно реализуемой субъектом хозяйствования, а понятие "распродажа" – при осуществлении распродажи всех товаров в пределах конкретного места или четко определенной группы товаров.

При переоценке/уценке предыдущая цена зачеркивается и указывается новая цена, а также ставится подпись работника, ответственного за установку цен (п. 11 Инструкции № 2).

...субъект хозяйствования должен перемаркировать цены путем зачеркивания предыдущей цены и обозначения новой цены на ярлыках цен (ценниках), товарных ярлыках, этикетках предприятий-производителей, упаковке и т. п. каждой единицы товара и заверить подписью работника, ответственного за формирование, установку или применение цен.

(п. 11 Инструкции № 2)

Если старые цены на товарах зачеркнуть невозможно, новые ценники наклеиваются на предыдущие.

При перемаркировании цен на товарах, уцененных в связи с частичной потерей качества, на товарных ярлыках, упаковке или ярлыках цен (ценниках) ставится буква "П".

Объявления о новых ценах сохраняются до окончательной продажи соответствующих товаров.

Розничные цены также могут указываться на товарных ярлыках, этикетках предприятий-производителей, упаковке, в которой товар продается населению, или непосредственно на самом товаре, если обозначение цены не портит его товарного вида и не снижает качества товара.

Обязательные реквизиты ценника

Если вы реализуете продовольственные товары, укажите на ценнике:

• для весовых товаров – название товара, сорт, цену за 1 кг или за 100 г;

• для товаров или напитков, продаваемых на разлив, – название товара или напитка, сорт, цену за единицу вместимости или единицу веса;

• для штучных товаров и напитков в бутылках – название товара или напитка, вес или вместимость, сорт, цену за штуку;

• для расфасованных товаров – название товара, сорт, цену за 1 кг или за 100 г, вес единицы расфасовки, цену за единицу расфасовки;

Если вы реализуете непродовольственные товары, на ценнике обязательно должны быть указаны:

• для товаров, цены на которые установлены в зависимости от сортности, – название товара, сорт, цена за 1 м, 1 кг, штуку или единицу расфасовки;

• для товаров, цены на которые по сортам не установлены, – название товара, цена за 1 м, 1 кг, штуку или единицу расфасовки;

• для мелких штучных товаров (парфюмерные, галантерейные и др.) – название товара, вес или вместимость, цена за штуку или единицу упаковки.

Для продажи печатной продукции ценники оформляются на ее образцах с указанием цены издания и даты проставления. При продаже периодики (газет, журналов, бюллетеней) цены обозначаются непосредственно на образцах, которые сохраняются до конца продажи.

При реализации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения через сеть аптечных заведений цены указываются непосредственно на оригинальной упаковке изделия.

Все ценники на товары изготовляются печатным или иным способом, надписи наносятся четко и эстетично (чернилами, пастой, штемпельной краской (штампом) и т. п.) согласно действующему законодательству. Запрещается указывать цены карандашом.

Руководитель субъекта хозяйствования определяет способ обозначения розничных цен на конкретные товары (штамп*, чернило, паста, маркировка этикетпистолетом и т. п.).

* Мы помним, что субъекты хозяйствования согласно Закону № 1982 могут работать без печати (штампа).

При обозначении цен этикетпистолетом или путем наклеивания ленты с ценой дата и подпись работника, ответственного за формированиие и установление цен, не обязательны.

Где разместить ценник

Оформить ценники необходимо до поступления товара в торговый зал. Если определенных товаров уже нет в продаже, ценники надо своевременно уничтожить.

Размещать ценники можно возле товара (на полках, стеллажах, на образцах товаров или над выкладкой). Они должны находиться непосредственно рядом с товаром, чтобы не вводить покупателей в заблуждение беспорядочно разбросанными ценниками.

Ответственность

Если окажется, что в предназначенном месте ценника на товар нет, предпринимателя оштрафуют на сумму в размере 30 % от стоимости соответствующих товаров, работ, услуг, но не менее 85 грн (п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023, в котором идет речь об отсутствии нужной, доступной, достоверной и своевременной информации о товаре). Указанный штраф накладывают контроллеры Госпотребслужбы, а вопрос о его наложении рассматривают при участии предпринимателя.

А поскольку требование о ценниках прописано в правилах торговли*, за отсутствие таковых к предпринимателю также могут применить админштраф в сумме от 17 до 170 грн, а за повторное нарушение в течение года – от 85 до 459 грн (ст. 155 КУоАП).

Согласно ст. 1551 КУоАП за нарушение порядка проведения расчетов в сфере торговли предусматривается штраф в размере от 34 до 85 грн, за повторное нарушение в течение года – от 85 до 170 грн (оштрафуют налоговики).

И это еще не все. На основании ст. 1561 КУоАП за представление недостоверной информации о продукции субъекта хозяйствования могут оштрафовать на сумму от 170 до 850 грн, а за повторное нарушение – от 850 до 3400 грн.

Ни на ГФС, ни на Госпотребслужбу не распространяется действие моратория на проверки, поэтому получить штраф за отсутствие или неправильное оформление ценников вполне реально.

1. КУоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

2. Закон о РРОЗакон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

3. Закон № 1023Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-XII.

4. Закон № 1982Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями" от 23.03.17 г. № 1982-VIII.

4. Инструкция № 2 – Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли и заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Министерства внешних экономических связей и торговли от 04.01.97 г. № 2.

5. Правила № 104 – Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики от 19.04.07 г. № 104.

6. Правила № 185 – Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.03 г. № 185.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua