Продавать товары без ценников запрещается действующим законодательством. За это нарушителю грозит ответственность. О том, как правильно оформить ценники в розничной торговле, какую информацию указывать в них в зависимости от того, какие товары (продовольственные или непродовольственные, поштучно или фасовано) реализует субъект хозяйствования, расскажем в данной статье.
Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной или безналичной форме при продаже товаров в сфере торговли, обязаны реализовывать товары при условии наличия ценника на товар. Это – прямое требование п. 8 ст. 3 Закона о РРО.
Что следует указывать на ценнике
Четко определенного перечня информации, которая должна быть на ценнике, не предусмотрено. Однако Закон о РРО, Закон № 1023 и Инструкция № 2 дают возможность установить определенные правила обозначения цены. Следовательно:
1. цена должна отражаться в гривнях;
2. продавец обязательно указывает цену каждой единицы реализуемой продукции или одной категории продукции и цену одной стандартной единицы данной продукции;
3. в цену продукции должны входить все налоги и неналоговые обязательные платежи, которые потребитель уплатит при приобретении соответствующей продукции (НДС, акцизный налог и т. п.);
4. цена товара указывается за одну упаковку, а если товар поставляется без упаковки – за единицу измерения, обычно применяемую к данному товару.
Если за одну цену предлагается несколько товаров или если продавец (исполнитель) при реализации одной продукции предоставляет потребителю право получить иную продукцию по сниженной цене, следует информировать покупателя относительно:
1) содержания и стоимости предложения, а в случае предложения нескольких товаров, работ или услуг за одну цену – стоимости таких товаров, работ или услуг, взятых отдельно;
2) условия принятия предложения, в частности срока его действия и любых ограничений, (включая ограничения относительно количества).
Если предприятие проводит скидки или распродажи, данные мероприятия должны быть ограничены во времени, а старую цену на ценнике (до скидки/распродажи) следует изменить на новую. Естественно, новая цена должна быть меньше.
Закон № 1023 позволяет употреблять понятие "скидка" относительно продукции, непосредственно реализуемой субъектом хозяйствования, а понятие "распродажа" – при осуществлении распродажи всех товаров в пределах конкретного места или четко определенной группы товаров.
При переоценке/уценке предыдущая цена зачеркивается и указывается новая цена, а также ставится подпись работника, ответственного за установку цен (п. 11 Инструкции № 2).
...субъект хозяйствования должен перемаркировать цены путем зачеркивания предыдущей цены и обозначения новой цены на ярлыках цен (ценниках), товарных ярлыках, этикетках предприятий-производителей, упаковке и т. п. каждой единицы товара и заверить подписью работника, ответственного за формирование, установку или применение цен.
Если старые цены на товарах зачеркнуть невозможно, новые ценники наклеиваются на предыдущие.
При перемаркировании цен на товарах, уцененных в связи с частичной потерей качества, на товарных ярлыках, упаковке или ярлыках цен (ценниках) ставится буква "П".
Объявления о новых ценах сохраняются до окончательной продажи соответствующих товаров.
Розничные цены также могут указываться на товарных ярлыках, этикетках предприятий-производителей, упаковке, в которой товар продается населению, или непосредственно на самом товаре, если обозначение цены не портит его товарного вида и не снижает качества товара.
Обязательные реквизиты ценника
Если вы реализуете продовольственные товары, укажите на ценнике:
• для весовых товаров – название товара, сорт, цену за 1 кг или за 100 г;
• для товаров или напитков, продаваемых на разлив, – название товара или напитка, сорт, цену за единицу вместимости или единицу веса;
• для штучных товаров и напитков в бутылках – название товара или напитка, вес или вместимость, сорт, цену за штуку;
• для расфасованных товаров – название товара, сорт, цену за 1 кг или за 100 г, вес единицы расфасовки, цену за единицу расфасовки;
Если вы реализуете непродовольственные товары, на ценнике обязательно должны быть указаны:
• для товаров, цены на которые установлены в зависимости от сортности, – название товара, сорт, цена за 1 м, 1 кг, штуку или единицу расфасовки;
• для товаров, цены на которые по сортам не установлены, – название товара, цена за 1 м, 1 кг, штуку или единицу расфасовки;
• для мелких штучных товаров (парфюмерные, галантерейные и др.) – название товара, вес или вместимость, цена за штуку или единицу упаковки.
Для продажи печатной продукции ценники оформляются на ее образцах с указанием цены издания и даты проставления. При продаже периодики (газет, журналов, бюллетеней) цены обозначаются непосредственно на образцах, которые сохраняются до конца продажи.
При реализации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения через сеть аптечных заведений цены указываются непосредственно на оригинальной упаковке изделия.
Все ценники на товары изготовляются печатным или иным способом, надписи наносятся четко и эстетично (чернилами, пастой, штемпельной краской (штампом) и т. п.) согласно действующему законодательству. Запрещается указывать цены карандашом.
Руководитель субъекта хозяйствования определяет способ обозначения розничных цен на конкретные товары (штамп*, чернило, паста, маркировка этикетпистолетом и т. п.).
* Мы помним, что субъекты хозяйствования согласно Закону № 1982 могут работать без печати (штампа).
При обозначении цен этикетпистолетом или путем наклеивания ленты с ценой дата и подпись работника, ответственного за формированиие и установление цен, не обязательны.
Где разместить ценник
Оформить ценники необходимо до поступления товара в торговый зал. Если определенных товаров уже нет в продаже, ценники надо своевременно уничтожить.
Размещать ценники можно возле товара (на полках, стеллажах, на образцах товаров или над выкладкой). Они должны находиться непосредственно рядом с товаром, чтобы не вводить покупателей в заблуждение беспорядочно разбросанными ценниками.
Ответственность
Если окажется, что в предназначенном месте ценника на товар нет, предпринимателя оштрафуют на сумму в размере 30 % от стоимости соответствующих товаров, работ, услуг, но не менее 85 грн (п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023, в котором идет речь об отсутствии нужной, доступной, достоверной и своевременной информации о товаре). Указанный штраф накладывают контроллеры Госпотребслужбы, а вопрос о его наложении рассматривают при участии предпринимателя.
А поскольку требование о ценниках прописано в правилах торговли*, за отсутствие таковых к предпринимателю также могут применить админштраф в сумме от 17 до 170 грн, а за повторное нарушение в течение года – от 85 до 459 грн (ст. 155 КУоАП).
Согласно ст. 1551 КУоАП за нарушение порядка проведения расчетов в сфере торговли предусматривается штраф в размере от 34 до 85 грн, за повторное нарушение в течение года – от 85 до 170 грн (оштрафуют налоговики).
И это еще не все. На основании ст. 1561 КУоАП за представление недостоверной информации о продукции субъекта хозяйствования могут оштрафовать на сумму от 170 до 850 грн, а за повторное нарушение – от 850 до 3400 грн.
Ни на ГФС, ни на Госпотребслужбу не распространяется действие моратория на проверки, поэтому получить штраф за отсутствие или неправильное оформление ценников вполне реально.
1. КУоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
2. Закон о РРО – Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
3. Закон № 1023 – Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-XII.
4. Инструкция № 2 – Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли и заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Министерства внешних экономических связей и торговли от 04.01.97 г. № 2.
5. Правила № 104 – Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики от 19.04.07 г. № 104.
6. Правила № 185 – Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.03 г. № 185.
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.