Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Выход участника из ООО
Марина Костенко, АО "АФ "Ефимов и партнеры"

17.06.2018 вступил в силу Закон об ООО, частью 3 Заключительных и переходных положений которого предусмотрено, что в течение года со дня вступления в силу данного Закона положения устава общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, не соответствующие этому Закону, являются действующими в части, соответствующей законодательству по состоянию на день вступления в силу данного Закона. Этот пункт не применяется после внесения изменений в устав общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью.

То есть если не вносить изменения в устав, общества до 17.06.2018 руководствуются положениями собственных уставов, даже если они противоречат новому Закону об ООО. Если же изменения в устав вносятся после 17.06.2018, то в любом случае после 17.06.2019 применению подлежат нормы нового Закона об ООО, даже если устав содержит другие положения (кроме случаев, когда устав общества содержит другие положения, применяя диспозитивные положения нового Закона об ООО).

Сейчас рассмотрим порядок выхода участника из общества, предусмотренный новым Законом об ООО. Указанный вопрос урегулирован ст. 24 Закона об ООО, которая содержит много отличий от аналогичных предыдущих положений законодательства.

Действия участника, имеющего намерение выйти

Во-первых, определены 2 вида выхода из общества в зависимости от размера доли участника в уставном капитале общества:

• без согласия других участников, если доля участника в уставном капитале общества составляет менее 50 процентов;

• с обязательным согласием других участников, если доля такого участника в уставном капитале общества составляет 50 или более процентов.

Указанное положение является императивным, то есть участники не могут по своему усмотрению установить в уставе иное, например, что независимо от размера доли участника в уставном капитале для выхода из общества он обязан в любом случае получить согласие других участников.

Далее ч. 3 ст. 24 Закона об ООО определяет, что для получения такого согласия участник, который намерен выйти, подает другим участникам соответствующее заявление. После подачи такого заявления (обращаем внимание: именно подачи, а не получения его другими участниками) в течение месяца каждый участник принимает решение о предоставлении согласия на выход этого участника из общества, при этом указанный срок (один месяц) может быть изменен по соглаcию участников путем установления иного срока в уставе общества.

Подчеркиваем, что указанной частью статьи 24 Закона об ООО четко определено, что право на выход возникает только после предоставления согласия другими участниками, иное законом не предусмотрено, и участникам не разрешено урегулировать этот вопрос самостоятельно в уставе.

Следовательно, игнорирование другими участниками заявления участника, имеющего намерение выйти, неправомерно будет приравниваться к предоставлению ими согласия, поскольку отсутствуют основания для применения к указанным правоотношениям принципа "молчаливого согласия", наоборот, четко установлено, что все участники должны принять решение именно о предоставлении согласия.

Что касается формы такого согласия, то согласно ч. 5 ст. 17 Закона № 755 для проведения регистрационного действия о выходе участника предоставляется, в частности, согласие других участников (при его необходимости в соответствии с законом), подлинность подписей на котором должна быть нотариально засвидетельствована. Следовательно, форма согласия других участников – нотариальная.

Кроме того, обращаем внимание, что если для выхода участника необходимо согласие других участников общества, он может выйти из общества в течение одного месяца со дня предоставления такого согласия последним участником, если меньший срок не определен таким согласием в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона об ООО.

Соответственно, необходимо обратить внимание на такой срок, поскольку его пропуск может привести как минимум к отказу регистратора в проведении регистрационного действия, необходимости повторного проведения процедуры получения согласия других участников, чтобы осуществить выход в пределах установленного срока (поскольку участник считается вышедшим из общества со дня государственной регистрации его выхода), а как максимум – обжалованию такого выхода в судебном порядке с обязательством возвратить все полученное на основании такого выхода.

Для государственной регистрации выхода, являющейся необходимым условием выхода из общества, поскольку, как было указано выше, участник считается вышедшим из общества со дня государственной регистрации его выхода, такой участник (его представитель, правопреемник, наследник) предоставляет регистратору следующие документы (ч. 5 ст. 17 Закона № 755):

– заявление о государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице (форма 3 "Заявление о государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований");

– документ об уплате административного сбора в размере 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц (квитанцию / платежное поручение);

– заявление о выходе из общества, подлинность подписи на котором засвидетельствована нотариально;

– согласие других участников (если его наличие требуется в соответствии с законом), подлинность подписей на котором удостоверяется нотариально.

В день проведения государственной регистрации изменений к сведениям Единого государственного реестра субъект государственной регистрации должен выдать (отправить почтовым отправлением с описью вложения) выписку из Единого государственного реестра заявителю, обществу, лицам, которые были указаны в этом реестре как участники общества до проведения регистрационного действия. Если субъекту государственной регистрации известна электронная почта лиц, которым направляется эта выписка, он в тот же день дополнительно отправляет копию выписки указанным лицам по электронной почте (ч. 4 ст. 25 Закона № 755).

Действия общества, из которого вышел участник

После вышеуказанных действий – проведения государственной регистрации изменений – вышедший участник не обязан совершать активные действия, теперь наступает очередь общества.

А именно часть 6 ст. 24 Закона об ООО закрепляет, что не позднее 30 дней со дня, когда общество узнало или должно было узнать о выходе участника, оно обязано сообщить такому бывшему участнику стоимость его доли, предоставить обоснованный расчет и копии документов, необходимых для расчета. Поскольку указанное положение не определено в законодательстве подробно, считаем, что это необходимо закрепить в уставе общества, а именно какой орган общества (например, общее собрание, директор) и в каком порядке должен сообщить бывшему участнику вышеуказанную информацию.

Касательно определения "дня, когда общество узнало или должно было узнать о выходе участника", считаем, такой день нужно определить как день получения обществом оригинала выписки от субъекта государственной регистрации или как день получения обществом копии выписки по электронной почте – в зависимости от того, какой день наступил раньше. Если общество не получило ни оригинала, ни копии выписки, но указанные документы были направлены субъектом государственной регистрации, а не были получены по вине общества, то указанным днем необходимо считать день, в который не произошла доставка отправления, поскольку именно в этот день общество должно было узнать об изменениях.

Итак, на всякий случай, рекомендуем хотя бы раз-два в неделю проверять сведения о своем обществе в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (https://usr.minjust.gov.ua/ua/freesearch), чтобы выход участника не стал неожиданностью и было время согласовать с вышедшим участником все его имущественные требования к обществу.

Что касается определения стоимости доли участника, согласно частям 6, 8 ст. 24 Закона об ООО она определяется по следующим правилам:

– по состоянию на день, предшествующий дню подачи участником соответствующего заявления для проведения госрегистрации (ч. 6 ст. 24 Закона об ООО);

– исходя из рыночной стоимости совокупности всех долей участников общества пропорционально размеру доли такого участника (ч. 8 ст. 24 Закона об ООО).

По поводу механизма определения рыночной стоимости, то новым Законом об ООО прямо не установлено каких-либо обязательных требований к ее определению. Обусловлено только, что уставом общества может быть предусмотрен порядок выбора субъекта оценочной деятельности – именно порядок выбора, а не вообще право закрепить в уставе, что определение рыночной стоимости осуществляется именно субъектом оценочной деятельности, что косвенно подтверждает то, что определение рыночной стоимости должно осуществляться именно субъектом оценочной деятельности. И вместе с этим Законом об оценке имущества (ст. 7) установлено, что проведение оценки имущества является обязательным в случае выхода участника из состава общества, в которое внесено имущество хозяйственных обществ с государственной долей (долей коммунального имущества).

Таким образом, в законодательстве отсутствует прямая норма, которая обязывала бы все ООО определять рыночную стоимость совокупности всех долей участников общества только субъектами оценочной деятельности, оценщиками.

В то же время считаем правильным применить в таком случае аналогию закона согласно ч. 1 ст. 8 ГКУ, и для урегулирования указанного вопроса применить ч. 1 ст. 8 Закона № 514, которой предусмотрено, что рыночная стоимость имущества в случае его оценки в соответствии с данным Законом, другими актами законодательства или уставом акционерного общества определяется на принципах независимой оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности. Соответственно, считаем обоснованным проводить оценку рыночной стоимости совокупности всех долей участников общества именно на основании Закона об оценке имущества.

При этом подчеркиваем, что возможна ситуация, когда такая рыночная стоимость значительно превышает номинальную стоимость доли участника, и у общества просто может не быть средств для ее выплаты. В таком случае, если стороны согласовали выплату именно в денежной форме, после истечения срока исполнения обязательства у общества возникает задолженность, а у такого участника – право взыскать такую задолженность, в том числе и в судебном порядке. Законодательство не определяет особых правил по такой задолженности или ее рассрочку/отсрочку и т. д. по сравнению с другими долгами общества.

По согласованию вышедшего участника общества и общества обязательство по уплате денежных средств может быть заменено обязательством по передаче иного имущества в соответствии с ч. 9 ст. 24 Закона об ООО.

При этом часть 10 ст. 24 Закона об ООО определяет, что общество обязано выплатить вышедшему участнику стоимость его доли или передать имущество только пропорционально размеру оплаченной части доли такого участника. И общество обязано предоставлять участнику, вышедшему из общества, доступ к документам финансовой отчетности, другим документам, необходимым для определения стоимости его доли.

Что касается сроков проведения выплаты, то, по общему правилу, общество обязано в течение одного года со дня, когда оно узнало или должно было узнать о выходе участника, выплатить такому бывшему участнику стоимость его доли. Но уставом общества, действующим на момент выхода участника, может устанавливаться иной срок для осуществления такой выплаты.

Опять же, необходимо обратить особое внимание, что Закон об ООО разрешает в уставе определить по своему усмотрению срок, порядок, размер и способ проведения расчетов с участником, выходящим из общества, а также порядок выбора субъекта оценочной деятельности (соответствующие положения могут быть внесены в устав, изменены или исключены из него единогласным решением общего собрания участников, в котором участвовали все участники общества). Считаем, что указанные положения необходимо прописать в соответствии со структурной собственностью общества, его деятельностью, хотя бы для того, чтобы выход участника не смог привести к банкротству общества, но в то же время чтобы сохранялся баланс между интересами общества, других участников и вышедшего участника, чтобы такой участник не дожидался проведения расчета 10 лет.

Вместе с тем отметим, изложенные выше правила применяются также к отношениям по выходу из общества наследника или правопреемника участника, что определено частью 14 ст. 24 Закона об ООО.

Также на эту тему читайте статьи:

"Выход участника из ООО: налоговый учет у эмитента";

"Выход участника из ООО: бухгалтерский учет у эмитента";

"Выход участника из ООО: налоговый и бухгалтерский учет у инвестора".

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua