Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Инвентаризация-2018: оформляем результаты проведения
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

В продолжение инвентаризационной тематики рассмотрим типичное для бухгалтеров дело – документальное оформление результатов ежегодной инвентаризации.

Прежде всего напомним: к основным инвентаризационным документам профильное Положение № 879 относит:

• инвентаризационную опись;

акт инвентаризации;

сличительную ведомость;

протокол инвентаризационной комиссии.

Материалы инвентаризации могут быть заполнены как рукописным способом, так и с помощью электронных средств обработки информации (п. 14 разд. ІІ Положения № 879).

А сейчас давайте разберемся, какие из них и когда применяются.

Инвентаризационная опись

Инвентаризационные описи предназначаются для фиксирования:

• наличия, состояния и оценки собственного имущества предприятия;

• активов, которые принадлежат другим хозсубъектам и учитываются при этом на внебалансе.

Таким описанием удобно пользоваться при инвентаризации необоротных активов и запасов, в частности и материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.

Описи составляются отдельно по местонахождению активов и по лицам, которые отвечают за их хранение (далее – МОЛ).

На каждой странице инвентаризационной описи указывается число порядковых номеров активов и общее их количество прописью.

В описях активы отражаются по наименованиям в количественных единицах измерения, принятых в учете, с возможным выделением по субсчетам и номенклатуре, отдельно по:

• местонахождению таких ценностей;

• лицам, ответственным за их хранение.

Все активы, записанные на соответствующей странице, суммируются независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и т. д.) они отражены.

К инвентаризационным описям прилагаются акты обмеров и расчеты, производимые при обязательном подсчете, взвешивании и обмере активов в помещениях, где они хранятся.

МОЛ дают в инвентаризационной описи расписки о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на активы сданы в бухгалтерию, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны.

На активы, находящиеся в пути, не оплаченную в срок покупателями отгруженную продукцию (товары) и активы, находящиеся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке), составляются отдельные инвентаризационные описи (п. 10 разд. ІІ Положения № 879).

Во время перерыва в работе инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) инвентаризационные описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация (п. 8 разд. ІІ Положения № 879).

В описях записи делаются последовательно в каждой строке на отдельном листе (кроме последнего), должны быть заполнены все строки. На последних листах незаполненные строки прочеркиваются.

Акт инвентаризации

Еще одним документом, фиксирующим наличие и состояние объектов инвентаризации, является акт. Он, как правило, используется для инвентаризации:

• денежных средств, денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций;

• расчетов с дебиторами и кредиторами;

• дебиторской или кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию;

• расчетов по возмещению материальных убытков;

• доходов и расходов будущих периодов;

• резервов и обеспечений.

Акты инвентаризации заполняются с учетом объектов инвентаризации, при этом должны быть обеспечены их идентификация и сопоставление с данными бухгалтерского учета.

Составляется акт в том же порядке, что и инвентаризационные описи.

Сличительная ведомость

Окончательная проверка сведений об инвентаризованных объектах проводится с помощью сличительных ведомостей.

В них отражаются расхождения между данными бухучета и информацией, приведенной в описях и актах. Для этого оформленные надлежащим образом описи и акты передаются бухгалтерской службе (бухгалтеру) для проверки, выявления расхождений между данными бухучета и фактическими данными, установленными в процессе инвентаризации.

Стоимость излишков и недостач ценностей в сличительных ведомостях приводится в соответствии с их оценкой в регистрах бухгалтерского учета.

На активы, принадлежащие другим предприятиям, следует составить отдельные сличительные ведомости, копии которых необходимо направить собственнику (п. 20 разд. ІІ Положения № 879).

Во время работы с ведомостями бухгалтерия предприятия проверяет все расчеты в полученных актах и описях. Факт проведения таких проверок удостоверяется подписями лиц, их проводивших (на последних страницах документов).

Протокол инвентаризационной комиссии

Завершает цепочку инвентаризационных документов протокол, в котором фиксируются обобщенные данные и принятые решения по результатам инвентаризации.

В нем приводятся, в частности:

• причины недостач, потерь, излишков;

• предложения по зачету в результате пересортицы, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач.

Предприятия могут добавлять в протоколы другую информацию, являющуюся существенной для принятия решений о признании и оценке активов и обязательств и раскрытии соответствующей информации в финансовой отчетности (п. 1 разд. IV Положения № 879).

Протокол инвентаризационной комиссии утверждается руководителем предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации (п. 2 разд. IV Положения № 879).

На основании утвержденного протокола результаты инвентаризации отражаются в бухучете и финотчетности того отчетного периода, в котором завершена инвентаризация (п. 3 разд. IV Положения № 879).

Материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости, протоколы) нужно оформлять не менее чем в двух экземплярах.

Ищем типовые формы инвентаризационных документов

Данный вопрос субъекты хозяйствования вольны решать сами, ведь обязанности использовать какие-то конкретные формы инвентаризационных документов законодательство в настоящее время не содержит. Разве что имеется оговорка: данные формы необходимо составлять с учетом требований Положения № 88 (п. 14 разд. ІІ Положения № 879).

Итак, можно воспользоваться одним из трех способов.

Способ 1: "ретробланки"

Этот способ предусматривает, что предприятие использует инвентаризационные формы, утвержденные архаичным, но формально действующим Постановлением № 241*. Конечно, в данном случае типовые формы придется все же актуализировать, добавив в них необходимую детализацию и реквизиты.

* Законодательство не запрещает использовать эти формы (см. письмо Госкомстата от 30.01.2003 г. № 03-04-05/18).

Способ 2: "бюджетные" бланки

Предприятие вводит у себя "бюджетные" формы, предусмотренные Приказом № 572. Утвержденные данным Приказом типовые формы можно применять всем без исключения юрлицам (п. 2 Приказа № 572).

Способ 3: "крафтовые" бланки

Если ни один из этих вариантов не устраивает, то можно смело изобрести собственные формы или усовершенствовать под свои нужды предварительно предложенные. Главное – соблюдать вышеупомянутую оговорку относительно учета требований Положения № 88.

Собственные или усовершенствованные типовые формы стоит утвердить приказом руководителя предприятия. Чтобы не издавать отдельный приказ, предприятие может закрепить бланки данных форм, например приказом об утверждении положения об инвентаризации на предприятии. Для этих целей также может пригодиться приказ об организации бухучета или приказ (положение) об учетной политике предприятия. В данном случае "крафтовые" формы следует зафиксировать в виде приложений к приказу.

Инвентаризационные спецформы

Стоит также заметить, что не все типовые формы сосредоточены только в вышеупомянутой нормативке. Для оформления инвентаризации некоторых особых объектов существует специализированная документация, в частности:

• для денежных средств – акт о результатах инвентаризации имеющихся средств (приложение 7 к Положению № 637);

• для объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов – инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-4), утвержденная Приказом № 732;

• для госимущества на продажу – акт инвентаризации основных фондов (средств), предлагаемых к отчуждению (приложение 2 к Порядку № 803);

• для госимущества на списание – акт инвентаризации объектов государственной собственности, предлагаемых к списанию (приложение 2 к Порядку № 1314);

• для нефти и нефтепродуктов – акты и распоряжения, предусмотренные Инструкцией № 281/171/578/155;

• для сельскохозяйственных предприятий инвентаризационные формы можно найти в Методрекомендациях № 37.

Искореняем ошибки в документах

Напомним: помарки и подчистки в инвентаризационных документах не допускаются (п. 17 разд. ІІ Положения № 879). И все же, если уж такая неприятность случилась, ошибку обязательно необходимо исправить.

Для этого неправильная запись зачеркивается и пишется над ней правильная.

Исправить ошибку нужно во всех экземплярах инвентаризационного документа.

Если МОЛ обнаружат после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они должны немедленно (до открытия склада) заявить об этом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии), которая после проверки указанных фактов и их подтверждения производит исправление ошибок (п. 12 разд. ІІ Положения № 879).

Такие исправления обязательно должны подписать все члены инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и МОЛ.

Также на данную тему читайте статьи:

"Инвентаризация-2018: определяемся с составом комиссии";

"Инвентаризация у бюджетников: процедура, сроки, оформление";

"Организационные моменты проведения инвентаризации";

"Инвентаризационная комиссия: Кто? Где? Когда?";

"Деньги счет любят: инвентаризируем наличку и средства на счетах в банке";

"Заботимся о достоверности финотчетности – инвентаризируем активы и обязательства";

"Инвентаризация расходов и доходов будущих периодов, резервов и обеспечений: небюджетная специфика";

"Подводим итоги инвентаризации: излишки, недостача или пересортица?";

"Опись, прОтокол, сдал, принЯл...": оформляем результаты инвентаризации".

1. Положение № 879 – Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

2. Приказ № 572приказ Минфина "Об утверждении типовых форм для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации" от 17.06.2015 г. № 572.

3. Порядок № 1314 – Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

4. Порядок № 803 – Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.

5. Положение № 637 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Нацбанка от 15.12.2004 г. № 637.

6. Приказ № 732приказ Минфина "Об утверждении типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов" от 22.11.2004 г. № 732.

7. Положение № 88 – Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

8. Инструкция № 281/171/578/155 – Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины, утвержденная совместным приказом Минтопливэнерго, Минэкономики, Минтранссвязи, Госпотребстандарта от 20.05.2008 г. № 281/171/578/155.

9. Постановление № 241постановление Госкомстата СССР "Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций" от 28.12.89 г. № 241.

10. Методрекомендации № 37 – Методические рекомендации по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и незавершенного производства сельскохозяйственных предприятий, приведенные в приложении к письму Минагрополитики от 04.12.2003 г. № 37-27-12/14023.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua