Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Система электронного администрирования реализации спирта: новации 2019 года
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

К числу главных изменений в НКУ, которые были внесены Законом № 2628, можно отнести введение с 01.07.2019 системы электронного администрирования реализации спирта (СЭАРС). Поскольку с таким "ноу-хау" производители спирта еще не сталкивались, в настоящей статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН опишет общий порядок проведения данной процедуры.

Кого коснутся новшества относительно СЭАРС

Все "спиртовые" новшества заработают с 01.07.2019, поэтому время на подготовку еще есть. Сразу отметим, что они затронут не всех субъектов, проводящих операции со спиртом, а только производителей спирта этилового. Причем подкорректировано и само определение спирта этилового в пп. 14.1.237 НКУ, и теперь к нему относятся "все виды ректифицированного и дистиллированного спирта этилового, биоэтанол, другие виды спирта этилового, указанные в товарных позициях 2207 и 2208 согласно УКТ ВЭД".

А в соответствии с обновленным определением биоэтанола из пп. 14.1.14 НКУ названный продукт включает в себя "спирт этиловый обезвоженный, который изготовлен из биомассы или из спирта этилового-сырца для использования в качестве биотоплива либо биокомпонента и относится к товарной позиции 2207 согласно УКТ ВЭД".

Почему новшества касаются только производителей спирта этилового? Вывод можно сделать из определения плательщиков нового акцизного налога на реализацию спирта этилового.

Так, в соответствии с обновленными нормами пп. 212.1.15 НКУ (вступают в силу с 01.07.2019) плательщиком акцизного налога является лицо (в том числе юридическое лицо, ведущее учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без создания юридического лица), которое реализует горючее или спирт этиловый.

Согласно пп. 213.1.12 НКУ (от 01.07.2019) объектами налогообложения являются операции по реализации с акцизного склада / акцизного склада передвижного любых объемов спирта этилового сверх объемов, которые:

– получены с других акцизных складов / акцизных складов передвижных, что подтверждено зарегистрированными в ЕРАН акцизными накладными;

– ввезены (импортированы) на таможенную территорию Украины, что засвидетельствовано надлежащим образом оформленной таможенной декларацией;

– произведены в Украине, реализация которых является объектом налогообложения в соответствии с пп. 213.1.1 НКУ, или не подлежит налогообложению, или освобождается от налогообложения, или облагается налогом на условиях, установленных ст. 229 НКУ, что подтверждено зарегистрированными акцизными накладными в ЕРАН.

В свою очередь, согласно новой редакции пп. 14.1.212 НКУ (от 01.07.2019) реализацией спирта этилового для целей разд. VI НКУ считаются любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) спирта этилового с переходом права собственности на такой спирт этиловый или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без такой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада / акцизного склада передвижного:

– на акцизный склад;

– на акцизный склад передвижной;

– для собственного потребления или промышленной переработки;

– любым другим лицам.

Отдельно уточнено, что понятие "реализация спирта этилового" применяется исключительно для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по производству спирта этилового.

К тому же акцизные накладные в СЭАРС выписываются лицом, которое реализует спирт этиловый с акцизного склада (п. 231.3 НКУ).

А распорядителем акцизного склада согласно обновленному пп. 14.1.224 НКУ (от 01.07.2019) является субъект хозяйствования, который получил лицензию на право производства спирта этилового, алкогольных напитков, зарегистрирован плательщиком акцизного налога и имеет документы, подтверждающие право собственности или пользования помещениями и/или территорией, которые относятся к акцизному складу.

Распорядителем акцизного склада передвижного по нормам пп. 14.1.2241 НКУ в редакции с 01.07.2019 считается субъект хозяйствования – плательщик акцизного налога, который осуществляет деятельность по производству спирта этилового и который с использованием транспортного средства независимо от того, кому принадлежит такое транспортное средство, реализует или хранит спирт этиловый.

Не является распорядителем акцизного склада передвижного субъект хозяйствования (перевозчик, экспедитор), осуществляющий транспортировку спирта этилового.

Подытожим: регистрироваться в СЭАРС придется только производителям спирта этилового.

Правила учета спирта этилового в СЭАРС

Ведение учета объемов спирта этилового в СЭАРС будет осуществляться ГФСУ. Единицей учета объемов спирта этилового в СЭАРС будут декалитры 100-процентного спирта, приведенные к температуре 20° C.

По правилам обновленного п. 232.1 НКУ (от 01.07.2019) в системе СЭАРС учет объемов спирта этилового будет вестись отдельно по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД в разрезе:

– плательщиков налога – распорядителей акцизных складов / акцизных складов передвижных и

– акцизных складов / акцизных складов передвижных.

СЭАРС также будет обеспечивать автоматический учет в разрезе плательщиков налога – распорядителей акцизных складов / акцизных складов передвижных по каждому коду товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД:

– объемов спирта этилового в разрезе акцизных складов / акцизных складов передвижных, содержащихся в выданных и полученных акцизных накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в ЕРАН;

– объемов спирта этилового, произведенного на таможенной территории Украины или ввезенного на таможенную территорию Украины, с которых уплачен акцизный налог, которые облагаются налогом на условиях, установленных ст. 229 НКУ, не подлежат налогообложению или освобождаются от налогообложения в разрезе акцизных складов / акцизных складов передвижных;

– объемов спирта этилового, на которые плательщики налога зарегистрировали заявки на пополнение объемов остатка спирта этилового за счет средств, уплаченных в бюджет, в СЭАРС в разрезе акцизных складов / акцизных складов передвижных;

– сумм уплаченного акцизного налога, за счет которых плательщики налога могут зарегистрировать заявки на пополнение объемов остатка спирта этилового;

– объемов остатков спирта этилового в разрезе акцизных складов / акцизных складов передвижных, на которые плательщики налога имеют право зарегистрировать акцизные накладные и расчеты корректировки в ЕРАН.

Порядок электронного администрирования реализации спирта этилового и регистрации налогоплательщиков – распорядителей акцизных складов / акцизных складов передвижных, акцизных складов / акцизных складов передвижных в СЭАРС должен разработать Кабмин.

Оборудование акцизных складов

Нормы, касающиеся оборудования акцизных складов, приведены в п. 230.1 НКУ (от 01.07.2019). Так, акцизные склады, на территории которых производится спирт этиловый, должны быть оборудованы на каждом месте получения и отпуска спирта этилового, расположенного на акцизном складе, расходомерами – счетчиками спирта этилового, которые предназначены для непрерывного измерения, запоминания, фиксации и отражения в электронном виде данных об объеме получения или отпуска спирта этилового в декалитрах 100-процентного спирта, приведенных к температуре 20° С, и объеме содержимого денатурирующих добавок, зарегистрированными в Едином государственном реестре расходомеров – счетчиков объема произведенного спирта этилового (пп. 230.1.1 НКУ от 01.07.2019).

Плательщики налога – распорядители акцизных складов обязаны зарегистрировать:

а) все расположенные на акцизных складах расходомеры – счетчики спирта этилового в разрезе акцизных складов – в Едином государственном реестре расходомеров – счетчиков объема произведенного спирта этилового;

б) все акцизные склады – в СЭАРС.

Один акцизный склад может быть зарегистрирован исключительно одним распорядителем акцизного склада. Один распорядитель акцизного склада может зарегистрировать один и более акцизных складов.

С 01.07.2019 запрещается получение и реализация спирта этилового без наличия зарегистрированных расходомеров – счетчиков спирта этилового, без регистрации акцизного склада, а также через каждое место получения и отпуска спирта этилового, на котором вышел из строя или отсутствует расходомер – счетчик спирта этилового.

Расходомеры – счетчики спирта этилового должны соответствовать требованиям законодательства, иметь положительный результат поверки или оценку соответствия, которые проведены согласно законодательству. В случае отсутствия положительного результата поверки или оценки соответствия расходомеров – счетчиков спирта этилового для целей НКУ акцизные склады, на которых они расположены, считаются необорудованными расходомерами – счетчиками спирта этилового.

Распорядители акцизных складов будут обязаны на каждом акцизном складе ежедневно (кроме дней, в которые акцизный склад не работает) формировать данные о суточных фактических объемах полученного и реализованного спирта этилового в разрезе кодов товарных подкатегорий согласно УКТ ВЭД в декалитрах 100-процентного спирта, приведенных к температуре 20° С.

Данные об объеме обращения спирта этилового формируются после проведения последней операции обращения спирта этилового в отчетных сутках, но не позже 23 ч. 59 мин. этих суток, до начала осуществления операций обращения спирта этилового в сутки, которые следуют за отчетными сутками, и подаются в ГФСУ не позже 23 ч. 59 мин. суток, следующих за отчетными сутками.

Данные об объеме обращения спирта этилового подаются электронными средствами связи в форме электронных документов, которую предстоит утвердить Минфину. Электронные документы будут заполняться автоматически путем передачи в них данных из расходомеров – счетчиков спирта этилового. Также в электронных документах ответственным лицом распорядителя акцизного склада будут указываться данные об объемах остатков спирта этилового, находящихся на акцизном складе в таре, упаковке; о суточном объеме реализованного спирта этилового в таре, упаковке, а также информация о днях, в которые акцизный склад не работает.

Порядок ведения Единого государственного реестра расходомеров – счетчиков объема произведенного спирта этилового и передачи учетных данных с них электронными средствами связи в контролирующие органы должен установить Кабмин. Но уже сейчас известно, что в таком реестре будет содержаться:

налоговая информация о распорядителях акцизных складов;

имеющихся у них акцизных складах;

расположенных на акцизных складах расходомерах – счетчиках спирта этилового;

их серийные (идентификационные) номера, а также

данные о фактическом объеме обращения спирта этилового в разрезе кодов товарных подкатегорий согласно УКТ ВЭД, акцизных складов и распорядителей акцизных складов.

Данные о фактическом объеме обращения спирта этилового в разрезе кодов товарных подкатегорий согласно УКТ ВЭД, акцизных складов и распорядителей акцизных складов будут сопоставляться ГФСУ с показателями СЭАРС. Но такое сопоставление будет проводиться с 01.01.2020.

С 01.07.2019 согласно новой норме пп. 229.1.15 НКУ на акцизных складах, на которых осуществляется производство биоэтанола, запрещается:

а) производство и хранение других видов спирта этилового (кроме хранения спирта этилового-сырца, который используется для производства биоэтанола);

б) хранение биоэтанола без денатурации его бензином (1 – 10 %).

Аналогичный запрет вводится и в ст. 2 Закона № 481/95 (в редакции с 01.07.2019). В частности, указывается, что производство биоэтанола запрещается на акцизных складах, на которых осуществляется производство и/или хранение других видов спирта этилового (кроме хранения спирта этилового-сырца, используемого для производства биоэтанола). Производство спирта этилового денатурированного запрещается на акцизных складах, на которых осуществляется производство и/или хранение спирта этилового неденатурированного.

По нормам п. 24 подразд. 5 разд. ХХ НКУ в течение 20 календарных дней начиная с 01.07.2019 плательщик акцизного налога обязан подать контролирующему органу акт проведения инвентаризации объемов остатков спирта этилового по состоянию на начало дня 01.07.2019 с указанием:

– адресов объектов, на которых хранятся соответствующие объемы остатков спирта этилового,

– перечня резервуаров, в которых хранятся объемы остатков спирта этилового, их технических параметров (физическая вместимость, которая соответствует техническим паспортам),

– правоустанавливающих документов на соответствующие объекты и документов, удостоверяющих правовые основания эксплуатации таких объектов.

Указанные в таком акте инвентаризации объемы остатков спирта этилового контролирующий орган учитывает в формуле, приведенной в п. 232.3 НКУ (от 01.07.2019), как объем, на который плательщик акцизного налога имеет право зарегистрировать акцизные накладные и/или расчеты корректировки в СЭАРС.

Постоянный представитель контролирующего органа на акцизном складе участвует в проведении инвентаризации объемов остатков спирта этилового и удостоверяет акт проведения инвентаризации объемов остатков спирта этилового.

Форму акта проведения инвентаризации объемов остатков спирта этилового должен утвердить Минфин.

Перечень акцизных складов передвижных

Транспортные средства, получившие статус акцизных складов передвижных, а также транспортные средства, используемые субъектом хозяйствования, который не является распорядителем акцизного склада, для перемещения на таможенной территории Украины собственного спирта этилового для нужд собственного потребления или промышленной переработки, должны учитываться в перечне транспортных средств, перемещающих горючее или спирт этиловый. Создание и ведение такого перечня обеспечивается ГФСУ в порядке, утвержденном Минфином. Перечень транспортных средств, перемещающих горючее или спирт этиловый, размещается на официальном веб-сайте ГФСУ (пп. 230.1.5 НКУ от 01.07.2019).

Включение/исключение транспортных средств в/из перечня транспортных средств, перемещающих горючее или спирт этиловый, осуществляется автоматически на основании:

– данных акцизных накладных, зарегистрированных в ЕРАН, или

– заявок на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, не являющимися акцизными складами передвижными, с указанием периода перемещения такого горючего или спирта этилового, или

таможенных деклараций при перемещении горючего или спирта этилового таможенной территорией Украины проходным транзитом или внутренним транзитом, определенным пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 91 ТКУ.

Транспортные средства, используемые для перемещения на таможенной территории Украины спирта этилового, не обустраиваются расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками.

С 01.07.2019 запрещается перемещение спирта этилового транспортными средствами, не указанными:

– в акцизных накладных, зарегистрированных в ЕРАН, которые составлены на операции, при осуществлении которых перемещается спирт этиловый в таких транспортных средствах,

– в заявках на перемещение спирта этилового транспортными средствами, не являющимися акцизными складами передвижными.

За нарушение указанных норм предусмотрены жесткие наказания вплоть до конфискации соответствующего транспортного средства (см. об этом статью "Новые штрафы за нарушения оборота спирта этилового").

В то же время само функционирование СЭАРС в том виде, в котором предложили депутаты, вызывает вопросы. Предлагаем с ними ознакомиться в статье "Система электронного администрирования реализации спирта: проблемные моменты".

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua