Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Учетная политика – 2019: бюджетные мотивы
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

В продолжение темы, начатой в статье "Учетная политика – 2019: актуальные решения для предприятия", рассмотрим, как бюджетному учреждению внести изменения в учетную политику и что при этом учесть.

Каких-либо значительных изменений в бухучетном законодательстве для госсектора в течение 2018 года не было. Гораздо больше внимания в прошлом году уделено актуализации действующих норм.*

И хотя непосредственно в учетно-политических аспектах изменений не было, но все же на некоторые моменты стоит обратить внимание. О них и поговорим далее.

Какие изменения учесть уже сейчас?

Медзаведение: было бюджетным учреждением, стало КНП

Напомним: в течение 2018 года многим медзаведениям в рамках автономизации пришлось изменить свою организационно-правовую форму с бюджетного учреждения на коммунальное некоммерческое предприятие. Это, в свою очередь, обязательно нашло свое отражение и в изменении учетных подходов. А раз так, то на новые хозрасчетные рельсы следует перевести и учетную политику.

Здесь необходимо отметить, что учетная политика изменяется только в случае (п. 2 р. III НП(С)БУгс 125):

• если изменяются требования положения (устава), Минфина или если изменения обеспечат достоверное отражение событий или хозяйственных операций в финотчетности;

• перехода на применение нового принципа бухучета;

• изменения подхода к признанию или измерению хозоперации или события в рамках одного принципа бухучета.

Как видим, оснований для изменения учетной политики в данном случае более чем достаточно. Собственно, таким заведениям следует разрабатывать учетную политику фактически с нуля.

Подробнее о том, как перенастроить бухполитику с бюджета на хозрасчет, читайте в публикации "Заведение здравоохранения стало предприятием: разбираем учетно-политический ребус".

Пересмотр корреспонденции субсчетов

Не лишним для учреждения будет провести "инвентаризацию" собственной типовой корреспонденции субсчетов. То есть если в течение года учреждение приняло решение ввести определенную специфическую для него корреспонденцию, то такое решение следует закрепить на бумаге.

И хотя такие подходы к отражению учетной информации в большей степени относятся к организации бухгалтерского учета, но все же многие бюджетники закрепляют собственную корреспонденцию бухгалтерских счетов тем же документом, которым фиксируют учетную политику (как правило, в приложении к нему).

Кстати, на таком подходе настаивает сам Минфин.

Субъекты государственного сектора в случае необходимости могут применять корреспонденцию субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами, не предусмотренную Типовой корреспонденцией <...>, которая определяется в распорядительном документе об учетной политике.

(последний абзац к табличной части Типовой корреспонденции № 1219)

Следовательно, если в течение года появилась необходимость изменить часть типовых проводок, то придется внести соответствующие правки и в распорядительный документ об учетной политике.

Это же касается введения новых аналитических субсчетов или пересмотра существующих, разумеется, если их перечень был составляющей распорядительного документа об учетной политике.

В конечном счете такие правки, по своей сути, не являются изменением учетной политики, поэтому и не требуют исправлений в бухучете.

Нужно ли согласовывать изменения в бухполитике?

Многие внутренние распорядительные документы, утверждаемые бюджетным учреждением, требуют отдельного согласования главного распорядителя (конечно, если таковой имеется). Учетная политика в данном случае тоже не будет исключением.

Прежде всего это связано с тем, что в пределах главного распорядителя бюджетных средств должны применяться единые подходы к учетной политике (п. 4 разд. І Методрекомендаций № 11).

Достигается такое единство благодаря тому, что учреждения нижестоящего уровня передают распорядительный документ об учетной политике на согласование по ведомственной подчиненности учреждению вышестоящего уровня.

Так же – путем согласования – утверждают и изменения к учетной политике учреждения.

В случае если бюджетное учреждение имеет двойную подчиненность, согласование учетно-политических изменений осуществляет тот распорядитель бюджетных средств, который утверждает смету.

Кто инициирует внесение изменений?

Напомним: руководитель учреждения должен (п. 6 ст. 8 Закона о бухучете):

• создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета;

• обеспечить неукоснительное исполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и предоставления для учета первичных документов.

В то же время обязанность инициировать изменения в учетную политику возложена именно на главбуха учреждения.

13. Главный бухгалтер: <...>

7) подает руководителю бюджетного учреждения предложения по:

определению учетной политики, изменению выбранной учетной политики с учетом особенностей деятельности бюджетного учреждения и технологии обработки учетных данных, в том числе системы и форм внутрихозяйственного (управленческого) учета и правил документооборота, дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета, отчетности и контроля за хозяйственными операциями; <...>

(пп. 7 п. 13 Типового положения № 59)

Таким образом, фактически для прохождения полного цикла создания учетной политики (в частности и внесения изменений в нее) главбух сначала подает на утверждение руководителю учреждения проект документа (приказа или положения), а после утверждения учетная политика направляется в вышестоящее по подчиненности учреждение (главному распорядителю средств) для согласования.

Главные распорядители бюджетных средств самостоятельно утверждают учетную политику на основании распорядительного документа руководителя.

И уже после согласования такую учетную политику учреждение берет на вооружение и доводит до сведения всех соответствующих структурных подразделений.

Как раскрывается информация об изменениях в учетной политике?

В общем, информацию об изменении учетной политики достаточно привести в примечаниях к финотчетности. В них нужно раскрыть, в частности (п. 3 разд. IV НП(С)БУгс 125):

1) причины и суть изменения;

2) сумму корректировки финансового результата предыдущих периодов на начало отчетного года или обоснование невозможности ее достоверного определения;

3) факт повторного представления сравнительной информации в финансовых отчетах или нецелесообразность ее перерасчета.

Следует подчеркнуть, что обновленная* форма Примечаний к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс) построена в основном в табличном формате и не содержит отдельных полей для раскрытия информации об изменениях в учетной политике учреждения.

Поэтому к указанной выше форме "табличных" примечаний достаточно будет приложить описательную часть (в произвольной форме) со всеми необходимыми сведениями, раскрывающими учетно-политические аспекты.

Чем грозит учреждению отсутствие учетной политики?

Как мы уже выяснили, принятие учетной политики – дело достаточно серьезное. Очевидно, что и последствия за отсутствие распорядительного документа о бухполитике и невыполнение ее может повлечь негативные последствия в виде применения мер воздействия со стороны бюджетного законодательства и наложения административных санкций.

Напомним, что нарушение установленного порядка ведения бухучета, в частности отсутствие учетной политики, может стать причиной привлечения должностных лиц бюджетного учреждения к административной ответственности по ст. 1642 КоАП.

Такое нарушение влечет за собой наложение штрафа от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн), а при повторном в течение года нарушении – от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн).

(ст. 1642 КоАП)

Правом привлечь к ответственности по этой статье наделена Госаудитслужба (бывшая Госфининспекция) (ст. 2341 КоАП).

В то же время упомянутое выше нарушение может стать причиной применения бюджетных мер воздействия, в частности приостановления операций с бюджетными средствами на счетах бюджетного учреждения – нарушителя бюджетного законодательства до исправления ситуации на срок до 30 дней в пределах текущего бюджетного периода (пп. 2 п. 1 ст. 117 БКУ).

Такие меры воздействия к нарушителю могут применить Минфин, органы ГКСУ, органы Госаудитслужбы, а также главные распорядители бюджетных средств в пределах своих полномочий. Механизм приостановления операций с бюджетными средствами определен Порядком № 21.

На эту тематику также полезными будут следующие материалы:

"Учетная политика учреждения – 2018: приспосабливаемся к новым веяниям";

"Учетная политика бюджетного учреждения: организационные моменты";

"Учетная политика бюджетного учреждения: от аналитики до рабочего плана счетов";

"Учетная политика бюджетного учреждения: образец приказа и положения";

"Приказ об организации бухгалтерского учета: что учесть";

"Как составить график документооборота бюджетного учреждения".

1. БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

2. КоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

3. Закон о бухучетеЗакон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

4. НП(С)БУгс 125 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 125 "Изменения учетных оценок и исправление ошибок", утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

5. Порядок № 21 – Порядок приостановления операций с бюджетными средствами, утвержденный постановлением Кабмина от 19.01.2011 г. № 21.

6. Постановление № 59постановление Кабмина "Об утверждении Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения" от 26.01.2011 г. № 59.

7. Типовая корреспонденция № 1219 – Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

8. Методрекомендации № 11 – Методические рекомендации по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua