Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Отчет об управлении: исторические и законодательные предпосылки составления
Сергей Рогозный, аудитор, САР, DipIFR, руководитель комитета по финансам, член Совета ФПБАУ, аудитор, консультант по МСФО Алла Озеран, аудитор, д.э.н., профессор кафедры учета и налогообложения ГВУЗ "КНЭУ имени Вадима Гетьмана"

Действующей редакцией Закона о бухучете предусмотрено составление отчета об управлении. Он должен содержать финансовую и нефинансовую информацию, которая характеризует состояние и перспективы развития предприятия и раскрывать основные риски и неопределенности его деятельности. Отчет обязаны представлять вместе с финансовой и консолидированной финансовой отчетностью только крупные предприятия, в частности субъекты, представляющие общественный интерес, а средние предприятия имеют право представлять его в сокращенном виде (без нефинансовой информации). В нашей публикации рассматриваются историческая и нормативная основа, а также цель и сроки составления нового отчета украинскими компаниями и холдингами.

Законодательная коллизия

Необходимость введения отчета об управлении вызвана процессами имплементации законодательства Европейского Союза по бухгалтерскому учету, в частности Директивы 34/ЕС и МСФО, в национальную нормативную базу. Однако следует обратить внимание на терминологическую несогласованность между различными нормативными актами Украины. В частности, Закон о бухучете предусматривает составление отчета об управлении, а Закон о ценных бумагах требует составлять отчет руководства как составляющую часть годовой и промежуточной информации об эмитенте. По сути речь идет об одном и том же отчете, который должен отражать мнение руководства о состоянии и развитии предприятия, но несогласованность в терминах необходимо устранить как можно быстрее.

Исторические предпосылки представления отчетности и международное регулирование

Финансовая отчетность как инструмент публичного контроля за деятельностью бизнеса возникла в начале 19 столетия. Позднее общее движение за большую прозрачность в корпоративном управлении привело к составлению отчета руководства – описательного документа, подготовленного советом директоров, в котором приводится дополнительная финансовая информация, не регулируемая стандартами учета и отчетности, и различная нефинансовая информация, связанная с корпоративной социальной ответственностью. Отчет руководства предоставляет возможность управленческому персоналу пересмотреть достигнутые результаты деятельности и объяснить, почему они отличаются от запланированных, а также предоставляет инвесторам информацию о том, как внешние и внутренние факторы могут повлиять на результаты деятельности субъекта хозяйствования и способствовали ли достижению поставленных целей принятые руководством меры.

Тысячи предприятий по всему миру готовят и обнародуют собственные годовые отчеты, частью которых является Отчет руководства. Однако в разных странах он может иметь другие названия. Например, в Канаде и США этот документ носит название Management Discussion and Analysis (MD&A), что на русский можно перевести как Отчет руководства и анализ, в Великобритании до 2006 года он имел название Operational and Financial Review (OFR) – Оценка деятельности и финансовый обзор, с 2006 года в связи с принятием Закона о компаниях – Director's Report – Отчет директоров, в Германии – Management Report – Отчет руководства.

Уместно отметить, что в п. 13 МСБУ 1 "Представление финансовой отчетности" указывается, что многие предприятия представляют кроме финансовых отчетов финансовый обзор, составленный управленческим персоналом. В нем приводится описание и объяснение основных характеристик финансовых результатов деятельности и финансового состояния субъекта хозяйствования, а также основные неопределенности, связанные с ним.

В целях обобщения действующей практики составления такого финансового обзора в декабре 2010 года Совет по МСФО принял Положение "Комментарии руководства". Оно не относится к МСФО и имеет лишь рекомендательный характер по подготовке Отчета руководства для компаний, представляющих отчетность по МСФО.

Требование приведения в годовом отчете компании достоверного анализа развития деятельности субъекта хозяйствования и его текущего состояния содержалось в ст. 46 Четвертой Директивы Совета ЕС. В соответствии с данной Директивой в отчете также необходимо было приводить информацию о важных событиях, произошедших после отчетного года, возможных перспективах дальнейшего развития обществ, деятельности в сфере исследований и развития, информацию о выкупе собственных акций. Эти требования стали основой для формирования Отчета руководства согласно Директиве 34/ЕС, принятие которой отменило Четвертую Директиву Совета ЕС. Однако в соответствии с современными тенденциями ведения бизнеса и представления отчетности, а также запросами сообщества в Отчете руководства согласно разделу 5 Директивы 34/ЕС необходимо приводить также основные риски и неопределенности деятельности предприятий, информацию по вопросам окружающей среды, персонала и корпоративного управления.

Таким образом, мировая практика приведения в годовом отчете компании параллельно с финансовыми отчетами описательной информации имеет почти полувековую историю и является традицией финансового представления отчетности.

Повышение интереса к информации об окружающей среде, персонале и корпоративном управлении имеет свою историю. В 80-х годах прошлого столетия в США и Великобритании общественность начала активно интересоваться социальными и экологическими аспектами деятельности компаний, постепенно распространив новые правила на листинговые и другие публичные компании. В результате этих инициатив был разработан ряд систем стандартов по подготовке нефинансовой отчетности социально-экологического характера (см. табл.).

Таблица

Признанные стандарты составления нефинансовой отчетности

Название

Год принятия

Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий (Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) Guidelines for Multinational Enterprises)

1976

Система экологического менеджмента и аудита (Eco-Management and Audit Scheme (EMAS))

1993

Руководство по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative (GRI))

1997

Глобальный договор ООН ((UN) Global Compact)

1999

Стандарт ISO 26000 "Руководство по социальной ответственности" (International Organization for Standardization's ISO 26000)

2010

Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека (Guiding Principles on Business and Human Rights)

2011

В 2009 году по инициативе Принца Уэльского в присутствии инвесторов, представителей ООН, руководящих органов Международной федерации бухгалтеров (IFAC), Инициативы по устойчивому развитию (GRI) и других организаций был создан Международный комитет по интегрированной отчетности (IIRC). Цель нового органа заключалась в создании глобальных стандартов Интегрированной отчетности. Новые стандарты были опубликованы в декабре 2013 года. А новая интегрированная отчетность как альтернативный формат действующей бизнес-отчетности должна объединить финансовую отчетность и отчетность по устойчивому развитию (информацию об экологических, социальных, этических аспектах деятельности предприятия) в единое взаимосвязанное информационное поле.

Учитывая возрастающую социальную направленность учета и отчетности, Совет Европейского Парламента в 2014 году принял Директиву 95/ЕС, которая вносит изменения в Директиву 34/ЕС и определяет круг вопросов к раскрытию в Отчете руководства, среди которых и требования к раскрытию информации о мерах по защите прав рабочих и борьбе с коррупцией и взяточничеством.

Цель Отчета руководства (отчета об управлении)

Отчет руководства (отчет об управлении), который будет готовить субъект хозяйствования, должен содержать достоверный обзор его развития, деятельности и состояния, а также описание основных рисков и неопределенностей в его работе.

Отчет об управлении является сопроводительным документом к годовым финансовым отчетам: балансу (отчету о финансовом состоянии), отчету о финансовых результатах (отчету о совокупном доходе), отчету о собственном капитале, отчету о движении денежных средств и примечаниям к финансовым отчетам. Итак, основное предназначение Отчета об управлении заключается в следующем:

1) обеспечить информацией инвесторов, заимодателей и других кредиторов для интерпретации и оценивания соответствующих финансовых отчетов в контексте среды, в которой работает субъект хозяйствования. Такая информация освещает мнение руководства не только о положительных и отрицательных результатах деятельности, но и объясняет их причину и возможные последствия;

2) определить самые важные проблемы, возникающие перед субъектом хозяйствования, и способы их решения руководством субъекта хозяйствования;

3) объяснить основные тенденции и факторы, которые могут повлиять на продуктивность деятельности субъекта хозяйствования, его состояние и развитие, дать оценку стратегиям, принятым субъектом хозяйствования, и оценить вероятность того, что эти стратегии будут иметь успех.

Достижение этой цели будет означать, что Отчет руководства (отчет об управлении) содержит толкование содержания смежных с ним финансовых отчетов путем предоставления основным пользователям финансовой и операционной информации и приведения ключевых аналитических показателей, что, считается, будет полезным при оценке перспектив будущих чистых денежных поступлений и ответственного управления экономическими ресурсами субъекта хозяйствования.

Пользователи Отчета руководства (отчета об управлении)

Поскольку Отчет руководства является сопроводительным документом к годовым финансовым отчетам общего назначения, очевидно, основными пользователями его информации являются поставщики рискового капитала, то есть действительные и потенциальные инвесторы, заимодатели и другие кредиторы. Однако тенденции к построению социально ориентированного учета и отчетности, которая отражает степень влияния деятельности компании на окружающую среду, а также все большее привлечение и контроль общественности за деятельностью субъектов хозяйствования расширяют диапазон информации, отраженной в финансовой отчетности. Поэтому можно предположить, что сфера применения и целевая аудитория, на которые рассчитывает управленческий персонал, раскрывая информацию в Отчете руководства, могут быть шире.

Когда отчитываться?

Отчет об управлении содержит важную информацию о состоянии и перспективах деятельности предприятия, которую, как правило, не найдешь в финансовой отчетности. Однако он является органичным дополнением к годовой финансовой отчетности, вместе с которой его должны представлять и размещать предприятия на собственной веб-странице или веб-сайте в сети Интернет уже по результатам 2018 года. Если не будет специальных официальных разъяснений, срок представления отчета об управлении в государственные органы – до 1 марта 2019 года. Однако, учитывая необходимость аудиторской проверки приведенной в отчете информации, как это предусмотрено ст. 14 Закона об аудите, мы надеемся, что предельные сроки подготовки в соответствии со ст. 14 Закона о бухучете будут следующие:

– до 30 апреля для предприятий, представляющих общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг), публичных акционерных обществ, предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых общегосударственного значения, а также субъектов природных монополий на общегосударственном рынке;

– до 1 июня – для крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг, и средних предприятий.

Как минимум до указанных дат официального обнародования отчеты могут быть уточнены и дополнены.

В случае представления консолидированной финансовой отчетности предприятие подает и консолидированный отчет об управлении. Если кроме отчета об управлении необходимо составлять консолидированный отчет об управлении, эти два отчета можно представить как одно целое.

Предприятие, являющееся дочерним предприятием, освобождается от обязанности представлять собственный консолидированный отчет, если такое предприятие и его дочерние предприятия включены в консолидированный отчет об управлении или в отдельный отчет другого предприятия.

Также на эту тему читайте статьи:

"Отчет об управлении: общие рекомендации по структуре";

"Отчет об управлении: и снова о финансах";

"Отчет об управлении: риск-менеджмент, инновации, прогнозы";

"Отчет об управлении: экологические и социальные аспекты";

"Отчет об управлении: управление бизнесом".

1. Закон о бухучетеЗакон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

2. Закон об аудитеЗакон Украины "Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности" от 21.12.2017 г. № 2258-VIII.

3. Закон о ценных бумагахЗакон Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке" от 23.02.2006 г. № 3480-IV.

4. Четвертая Директива Совета ЕСЧетвертая директива, базирующаяся на статье 54 (3) (g) Договора, о годовой отчетности отдельных видов компаний.

5. Директива 34/ЕСДиректива 2013/34/ЕС Европейского Парламента и Совета о ежегодной финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанных с ними отчетах определенных типов компаний, вносящая поправки в Директиву 2006/43/EC Европейского Парламента и Совета и отменяющая Директивы Совета 78/660/EEC и 83/349/EEC.

6. Директива 95/ЕС – Директива 2014/95/ЕС Європейского Парламента и Совета О внесении изменений в Директивы 2013/34/ЕС "Относительно раскрытия нефинансовой и разнообразной информации крупными предприятиями и группами" (неофициальный текст).

7. Положение "Комментарии руководства" – Положение из практики "Комментарии руководства", утвержденные Советом по МСФО, декабрь 2010 / IFRS Practice Statement "Management commentary: a framework for presentation": International Accounting Standards Board (December, 2010) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eifrs.ifrs.org/eifrs/PdfAlone?id=18230&sidebarOption =UnaccompaniedPractice

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua