Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Прощаемся с кредиторкой: учет списания долга бюджетного учреждения
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Продолжая "долговую" тематику, начатую в статье "Прощаемся с дебиторкой: учетная судьба списания долга в бюджетном учреждении", рассмотрим порядок списания кредиторской задолженности.

На ровном месте списать кредиторскую задолженность бюджетное учреждение, конечно, не может. Для этого должны быть основания, а сам долг должен приобрести определенные признаки, которые позволят прибегнуть к таким действиям. Итак, разберемся что к чему, но сначала выясним, какой вообще бывает кредиторская задолженность.

Виды кредиторки

Как и в случае с дебиторкой, порядок работы с кредиторской задолженностью бюджетных учреждений определен Порядком № 372. В нем же можно найти и виды такого долга, в частности (п. 1.2 Порядка № 372):

просроченная кредиторская задолженность – сумма кредиторской задолженности, которая возникает на 30-й день после окончания срока обязательного платежа согласно заключенным договорам или если дата платежа не определена после получения подтверждающих документов за полученные товары, выполненные работы, предоставленные услуги;

кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, – просроченная кредиторская задолженность, по которой кредитором утрачено право обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.

Как видим, такая градация долга прочно привязана к течению исковой давности*, которую, как и в случае с дебиторкой, учреждение тоже должно обязательно отслеживать.

Напомним: по предписаниям Порядка № 372 списанию подлежит именно задолженность, срок исковой давности которой истек.

Готовим кредиторку к списанию

Общая схема подготовки кредиторской задолженности к списанию содержится в разд. IV Порядка № 372. Для удобства приведем ее в табличном виде (см. табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

Этап

Содержание

Основание

1

Проведение инвентаризации расчетов

Комиссия, назначенная распорядительным документом руководителя учреждения, проводит инвентаризацию расчетов в целях определения кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

Такую инвентаризацию может проводить как отдельно созданная комиссия, так и инвентаризационная комиссия в ходе проведения ежегодной инвентаризации.

Напомним: комиссия при инвентаризации проверяет задолженность в части:

• соблюдения срока исковой давности;

• обоснованности сумм, учитываемых на счетах учета расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, полученных и выданных векселей, полученных заемных средств, предоставленных кредитов (займов), с подотчетными лицами, депонентами, прочими кредиторами.

По результатам проверки состояния расчетов с кредиторами комиссия составляет Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами*.

К этому акту прилагается Справка о дебиторской и кредиторской задолженностях, по которым срок исковой давности истек*, с указанием наименования и местонахождения таких дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности, а также писем в учреждение вышестоящего уровня по поводу выделения средств для погашения такой задолженности.

Сведения о выявленной кредиторке, подлежащей списанию, фиксируют в Акте инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию*.

Такой акт утверждает руководитель учреждения.

Информацию о выявленном в ходе инвентаризации долге, подлежащем списанию, также обобщают в Протоколе инвентаризационной комиссии*.

п. 4.2 Порядка № 372, п. 7.3, абз. 2 п. 7.5 разд. ІІІ и п. 1 разд. IV Положения № 879

2

Подготовка и принятие решения о списании долга

Распорядители средств нижестоящего уровня передают по ведомственной подчиненности утвержденный акт учреждению вышестоящего уровня для принятия решения о целесообразности списания.

Для учреждений, имеющих двойную подчиненность, такое решение принимает учреждение вышестоящего уровня, которое утверждает смету.

Главные распорядители и ЦОИВ самостоятельно принимают подобные решения непосредственно на основании распорядительного документа руководителя.

Решение о списании кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, по собственным поступлениям принимает руководитель такого учреждения самостоятельно.

При этом информацию о списании с учета такого долга доводят до сведения учреждения вышестоящего уровня.

п. п. 4.3, 4.6 Порядка № 372

* Указанные акты и справки приведены в приложениях к Приказу № 572.

Стоит также учесть, что до сих пор законодательно не урегулирована ситуация касательно порядка проведения инвентаризации расчетов с контрагентами, находящимися на оккупированной территории и/или в зоне проведения АТО. Суть в том, что законодательных оснований списать такой долг без предварительного проведения инвентаризации нет. Для этого необходимо как минимум внести соответствующие правки в сам Порядок № 372. В свое время заостряли на этом внимание и сами казначеи.

...списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, учреждений и организаций, находящихся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции, возможно только в случае внесения изменений в законодательные и нормативно-правовые акты.

(письмо ГКСУ от 29.12.2018 г. № 16-08-06/22111)

Кроме того, напомним: работа с долгами бюджетного учреждения является базовой компетенцией бухгалтерской службы. В ее задачи, в частности, входит (пп. 7 п. 7 Типового положения № 59):

• анализ данных бухучета и отчетности, в частности о причинах роста кредиторской задолженности;

• разработка и осуществление мероприятий по погашению кредиторской задолженности;

• организация и проведение работы по ее списанию.

Причем контролировать весь этот процесс должен непосредственно главбух бюджетного учреждения (пп. 10 п. 13 Типового положения № 59).

Показываем списание в учете

После проведения инвентаризации и прохождения всех согласовательных процедур (при необходимости) по списанию кредиторки последствия этих мероприятий следует отразить в бухучете.

Для надлежащего отражения указанной операции в учетных регистрах следует использовать бухгалтерскую справку по форме, приведенной в приложении к Приказу № 755.

Наряду с этим напомним ключевые учетные правила обращения с кредиторкой бюджетного учреждения.

Во-первых, расчеты за выполненные работы, расчеты по налогам и сборам, расчеты по страхованию, расчеты по оплате труда, расчеты по другим операциям с кредиторами и внутренние расчеты отражают развернуто: кредитовое сальдо – в составе обязательств, а дебетовое – в составе оборотных активов (п. 4.8 Порядка № 372).

Во-вторых, кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фондам соответствующего бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений) списывается учреждениями ежеквартально (п. 4.2 Порядка № 372).

В-третьих, списанную кредиторку следует относить на увеличение финансового результата, то есть в кредит субсчета 5512 "Накопленные финансовые результаты выполнения сметы". По крайней мере именно такой порядок отражения зафиксирован в п. п. 6.5 и 6.6 Типовой корреспонденции № 1219.

Списывая кредиторскую задолженность, срок исковой давности которой истек, доход в бухучете не показываем.

В заключение приведем пример отражения в бухучете операций по списанию кредиторской задолженности.

Условие:

В ходе инвентаризации расчетов с контрагентами на балансе бюджетного учреждения выявлена кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, в частности:

• по расчетам с поставщиками на общую сумму 1175,30 грн;

• депонентскую задолженность на общую сумму 620,38 грн.

Задолженность возникла в части средств по собственным поступлениям. Решение о списании долга руководитель учреждения принимал самостоятельно.

Решение:

Отражение хозяйственных операций приведено в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

Дебет

Кредит

1

Отражено списание кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками, срок давности по которой истек

6211

5512

1175,30

2

Отражено списание сумм депонентской задолженности, срок исковой давности которой истек

6412

5512

620,38

1. Порядок № 372 – Порядок бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 02.04.2014 г. № 372.

2. Типовое положение № 59 – Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденное постановлением Кабмина от 26.01.2011 г. № 59.

3. Приказ № 755приказ Минфина "Об утверждении типовых форм мемориальных ордеров, других учетных регистров субъектов государственного сектора и порядка их составления" от 08.09.2017 г. № 755.

4. Положение № 879 – Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

5. Приказ № 572приказ Минфина "Об утверждении типовых форм для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации" от 17.06.2015 г. № 572.

6. Типовая корреспонденция № 1219 – Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua