Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ФЛП и импортные операции: валютное регулирование
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

При совершении импортных операций ФЛП необходимо учесть множество нюансов, поскольку за нарушение валютных правил предусмотрена ответственность. Об этом и пойдет речь в статье.

Порядок расчетов с нерезидентом

По импортным ВЭД-договорам расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются исключительно через банки (ч. 1 ст. 7 Закона № 2473, п. 31 Положения № 2, п. 16 Положения № 5).

В то же время согласно новому п. 321 Положения № 2 (вступил в действие с 14.06.2019 в соответствии с Постановлением № 77) субъекты хозяйствования, в том числе ФЛП, имеют право осуществлять расчеты по внешнеэкономическому договору (контракту, соглашению, другому документу, который применяется в международной практике и может считаться договором) по экспорту/импорту товаров с помощью электронного платежного средства, если операция по одному такому договору в один операционный день не превышает незначительный размер. Аналогичные нормы содержит и пп. 2 п. 109 Положения № 5.

Незначительный размер валютной операции – размер валютной операции (в эквиваленте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Нацбанком на дату осуществления операции), который меньше размера, установленного для финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу согласно законодательству в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

(пп. 2 п. 2 Положения № 2, пп. 7 п. 2 Положения № 5)

По нормам ч. 1 ст. 15 Закона № 1702 финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она осуществляется, равна или превышает 150000 грн либо равна или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную 150000 грн.

Таким образом, если сумма операции по ВЭД-контракту не превышает 150000 грн, расчеты по импортному контракту могут проводиться с помощью банковской карты. Однако нужно учесть, что применительно к ФЛП это должна быть карта, "привязанная" к счету, открытому именно в рамках предпринимательской деятельности. Ведь согласно п. 14 Инструкции № 492 запрещается использовать текущие счета физических лиц, которые открываются для собственных нужд, для проведения операций, связанных с осуществлением предпринимательской (и независимой профессиональной) деятельности.

Расчеты могут быть осуществлены и через валютный счет ФЛП, открытый за границей, что подтверждают и налоговики в разъяснении из категории 114.02 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.sfs.gov.ua). Причем с 07.02.2019 для открытия таких счетов лицензия Нацбанка не требуется.

Валюта расчетов

ФЛП-резидент может предусмотреть в ВЭД-договоре с нерезидентом расчет как в иностранной валюте, так и в гривнях. Это следует из того, что расчеты по импорту товара (включая уплату штрафов, пени, бонусов, возмещение сопутствующих расходов в связи с выполнением ВЭД-договора, возмещение убытков в связи с невыполнением ВЭД-договора), включая такие расчеты на территории Украины, относятся к текущим валютным операциям (пп. 1 п. 4 Положения № 2). А в п. 28 Положения № 2 указано, что в расчетах между резидентами и нерезидентами по текущим торговым операциям используются в качестве средства платежа иностранная валюта и гривня. Изложенное подтверждают и налоговики в разъяснении из категории 114.02 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.sfs.gov.ua).

Причем валюта платежа может отличаться от валюты цены (валюты контракта).

Валюта платежа – любая валюта, в которой согласно условиям договора осуществляется оплата товара.

(пп. 1 п. 3 разд. I Инструкции № 7)

Валюта цены – любая валюта, в которой согласно условиям договора устанавливается цена товара.

(пп. 2 п. 3 разд. I Инструкции № 7)

ВЭД-зачет

С 20.06.2019 разрешен ВЭД-зачет, с чем соглашаются и налоговики в разъяснении из категории 114.02 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.sfs.gov.ua). При этом контролеры подчеркивают, что должны выполняться совокупно требования, указанные в пп. 5 п. 10 Инструкции № 7:

– требования следуют из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, являющимися контрагентами по этим операциям;

– требования однородны;

– срок исполнения по встречным требованиям наступил или не установлен, или определен моментом предъявления требования;

– между сторонами не было спора относительно характера обязательства, его содержания, условий выполнения.

Порядок приобретения валюты

Клиенты-резиденты (в том числе ФЛП) осуществляют покупку иностранной валюты через один банк для расчетов по текущим торговым операциям с нерезидентом по каждому внешнеэкономическому договору (п. 8 Положения № 5).

Клиент для осуществления валютных операций по покупке иностранной валюты подает в банк заявление в произвольной форме. Реквизиты заявления, а также другие условия приобретения инвалюты определяются в договоре банковского счета или другом договоре, заключенном между банком и клиентом (п. п. 7 и 11 Положения № 2).

Клиенты осуществляют валютные операции по покупке и переводу иностранной валюты на основании оригиналов документов (включая электронные документы) или копий в электронной/бумажной форме с оригиналов документов на бумажных носителях информации (п. 7 Положения № 5).

Между тем, в соответствии с нормами абз. 1 п. 5 Положения № 5 клиенты не подают документы, которые свидетельствуют о наличии у них оснований/обязательств для осуществления валютных операций в незначительном размере по покупке иностранной валюты, переводу иностранной валюты/гривни (то есть на сумму в эквиваленте менее 150000 грн). По таким операциям банки не проводят анализ, предусмотренный в Положении № 8 (см. пп. 9 п. 4 Положения № 8). Исключение составляют операции, которые подвергались дроблению.

C 08.08.2019 Постановлением № 104 исключена норма п. 38 Положения № 5, которая устанавливала запрет на покупку иностранной валюты по доверенности/заявлению клиентов за счет средств в гривне, привлеченных этими клиентами в форме кредита. Поэтому сейчас инвалюту можно покупать и за счет кредитных средств.

Клиент-резидент обязан перевести купленную, обменянную на валютном рынке Украины иностранную валюту для исполнения собственных обязательств перед нерезидентами только с текущего счета резидента, открытого в банке, кроме расчетов по аккредитивам. В то же время иностранную валюту, обменянную на международном валютном рынке в целях исполнения резидентом обязательств перед нерезидентом по ВЭД-договору, разрешается переводить по назначению без промежуточного зачисления этой иностранной валюты на текущий счет резидента, открытый в банке (п. 46 Положения № 5).

Клиент-резидент обязан использовать иностранную валюту, купленную в установленном порядке через банк, не позднее чем за 10 рабочих дней после дня ее зачисления на его текущий счет на нужды, указанные в заявлении о покупке иностранной валюты (п. 44 Положения № 5). Если клиент нарушит указанный срок для перечисления валюты, банк продаст в течение 5 рабочих дней купленную иностранную валюту (пп. 1 п. 47 Положения № 5).

Банк также обязан продать без поручения клиента-резидента не позднее чем на следующий рабочий день после дня зачисления на распределительный счет возвращенные в адрес резидента (ввиду того, что взаимные обязательства частично или полностью не выполнены) средства в иностранной валюте, которые были куплены и переведены в пользу нерезидента (пп. 2 п. 47 Положения № 5). Однако вышеприведенные требования п. п. 47 – 49 Положения № 5 относительно срока продажи иностранной валюты не распространяются на иностранную валюту, которая не относится к 1 группе Классификатора № 34 (п. 50 Положения № 5).

Валютный надзор

Предельные сроки расчетов по операциям по импорту составляют 365 календарных дней (п. 21 Положения № 5). В то же время согласно п. 22 Положения № 5 эти сроки:

1) не распространяются на операцию по импорту товаров (включая незавершенные расчеты по операции), сумма которой (в эквиваленте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Нацбанком на дату осуществления операции) меньше размера, установленного для финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу (то есть равна или превышает 150000 грн либо равна или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную 150000 грн);

2) применяются с учетом установленных НБУ по представлению КМУ, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 2473, исключений и (или) особенностей для отдельных товаров, и (или) отраслей экономики (см. Порядок № 104, Постановление № 67 и Перечень № 76-р).

Банк осуществляет валютный надзор за соблюдением резидентом предельных сроков расчетов также по импортной операции резидента, если на дату оплаты резидентом продукции импортная операция без ввоза товара на территорию Украины не была завершена или в банке нет информации о завершении импортной операции без ввоза товара на территорию Украины (пп. 3 п. 6 Инструкции № 7).

В соответствии с п. 7 Инструкции № 7 по операциям по импорту товаров банк начинает отсчет установленных Нацбанком предельных сроков расчетов с даты осуществления платежа (списания денежных средств со счета клиента). Если же оплата обязательств резидента по операции по импорту товара осуществляется за счет денежных средств, полученных от банка на основании кредитного договора без зачисления этих средств на текущий счет такого резидента в банке, датой осуществления платежа в пользу нерезидента – поставщика товара считается дата осуществления банком платежа в пользу нерезидента – поставщика товара.

Банк завершает осуществление валютного надзора за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов в следующих случаях (см. таблицу).

Таблица

№ п/п

Ситуация

Порядок снятия операции с валютного надзора

Норма Инструкции № 7

1

Любые ситуации импорта товаров

Если сумма незавершенных расчетов по операции по импорту товаров не превышает незначительную сумму (150000 грн). При этом сумма незавершенных расчетов определяется по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Нацбанком на дату последнего события по соответствующей операции (последняя дата поставки товара, дата зачета встречных однородных требований)

пп. 1 п. 9 Инструкции № 7 

2

Импорт ввозимой в Украину продукции:

2.1

продукция подлежит таможенному оформлению

После получения информации из реестра таможенных деклараций об осуществлении поставки по импортной операции с оформлением таможенных деклараций типа ІМ-40 "Імпорт", ІМ-41 "Реімпорт", ІМ-51 "Переробка на митній території", ІМ-72 "Безмитна торгівля", ІМ-75 "Відмова на користь держави", ІМ-76 "Знищення або руйнування"*

пп. 3 п. 9 Инструкции № 7 

2.2

на импортируемую продукцию не оформляется таможенная декларация**

После предъявления резидентом документа (кроме таможенных деклараций), который используется для таможенного оформления продукции

пп. 3 п. 9 Инструкции № 7 

3

Импорт работ, услуг, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи (оплатной передачи)

После предъявления резидентом акта, счета (инвойса) или иного документа, который согласно условиям договора удостоверяет выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг, передачу прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи (оплатной передачи)

пп. 4 п. 9 Инструкции № 7 

4

Импорт продукции без ее ввоза на территорию Украины

После зачисления денежных средств от нерезидента на текущий счет резидента в банке в случае продажи нерезиденту продукции в полном объеме за пределами Украины или представления документов, подтверждающих использование резидентом продукции за пределами Украины на основании договоров (контрактов, соглашений), других форм документов, которые применяются в международной практике и могут считаться договором***

пп. 5 п. 9 Инструкции № 7 

* Контролеры в разъяснении из категории 114.03 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.sfs.gov.ua) подчеркивают, что, если товар поступил на территорию Украины, но его таможенное оформление не завершено, и при этом сумма расчетов по операции по импорту товаров превышает 150 тыс. грн, банк не завершает валютный надзор за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операции по импорту таких товаров.

** Напомним, что товары (кроме подакцизных), суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро, перемещаемые (пересылаемые) на таможенную территорию Украины в адрес одного получателя в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях, в адрес одного получателя в одном грузе экспресс-перевозчика от одного отправителя в международных экспресс-отправлениях, а также товары (кроме подакцизных), суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро, перемещаемые в несопровождаемом багаже, подлежат устному декларированию на основании товаросопроводительных документов и не являются объектами обложения таможенными платежами (ч. 1 ст. 234, пп. 1 ч. 1 ст. 277, ч. 6 ст. 374 ТКУ). То есть таможенная декларация в таких случаях не оформляется.

*** Банк, через который проводилась оплата импорта без ввоза продукции на территорию Украины, осуществляет валютный надзор за операцией по экспорту продукции, по которой продукция, которая была приобретена резидентом по соответствующему импортному договору, перепродается нерезиденту (п. 21 Инструкции № 7).

В заключение отметим, что за несоблюдение установленного срока поступления валютной выручки начисляется ВЭД-пеня за каждый день просрочки в размере 0,3 % от стоимости недопоставленного товара в национальной валюте (в случае осуществления расчетов по ВЭД-договору (контракту) в национальной валюте) или в иностранной валюте, пересчитанной в нацвалюту по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать сумму неполученных денежных средств по договору (п. 5 ст. 13 Закона № 2473).

Также на эту тему читайте статьи:

"ФЛП и экспортные операции: валютное регулирование";

"ФЛП и импортно-экспортные операции: налоговый учет".

1. ТКУ Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

2. Закон № 1702Закон Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" от 14.10.2014 г. № 1702-VII.

3. Закон № 2473Закон Украины "О валюте и валютных операциях" от 21.06.2018 г. № 2473-VIII.

4. Инструкция № 7 – Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденная постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 7.

5. Инструкция № 492 – Инструкция о порядке открытия и закрытия счетов клиентов банков и корреспондентских счетов банков – резидентов и нерезидентов, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

6. Положение № 2 – Положение об осуществлении операций с валютными ценностями, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 2.

7. Положение № 5 – Положение о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5.

8. Положение № 8 – Положение о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 8.

9. Порядок № 104 – Порядок выдачи заключения относительно продления предельных сроков расчетов по отдельным операциям по экспорту и импорту товаров, установленных Национальным банком, утвержденный постановлением КМУ от 13.02.2019 г. № 104.

10. Постановление № 67постановление Правления НБУ "Об установлении исключений и (или) особенностей внедрения предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты" от 14.05.2019 г. № 67.

11. Перечень № 76-р – Перечень товаров и (или) отраслей экономики, для которых Национальный банк имеет право устанавливать исключения и (или) особенности внедрения меры защиты, предусмотренной абзацем первым части первой статьи 13 Закона Украины "О валюте и валютных операциях", утвержденный распоряжением КМУ от 13.02.2019 г. № 76-р.

12. Классификатор № 34 – Классификатор иностранных валют и банковских металлов, утвержденный постановлением Правления НБУ от 04.02.98 г. № 34.

13. Постановление № 77постановление Правления НБУ "О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины" от 13.06.2019 г. № 77.

14. Постановление № 104постановление Правления НБУ "О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины" от 06.08.2019 г. № 104.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua