Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Закон № 1621 и военный сбор: новое творение законодателя. Временно…
Татьяна Мойсеенко, бухгалтер-эксперт, налоговый консультант, специалист по трудовому праву

С 3 августа 2014 года вступил в силу Закон Украины от 31 июля 2014 года № 1621 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты", которым, в частности, временно (до 1 января 2015 года), установлен военный сбор, Однако известная всем пословица "нет ничего более постоянного, чем временное" уже сегодня наводит на мысль, а не оставит ли законодатель этот сбор и в дальнейшем, продлевая действие норм Кодекса еще на полгода или на год? Время покажет, а в этой статье ознакомимся с новым видом удержания – военным сбором.

Военный сбор похож на НДФЛ, но все же различия существуют.

Порядок начисления и уплаты военного сбора коротко (но по сути) описан в п. 161 подраздела 10 раздела ХХ "Переходные положения" НКУ.

Плательщики военного сбора

Плательщиками военного сбора названы те же лица, которые являются плательщиками НДФЛ в соответствии с п. 162.1 НКУ:

• физическое лицо – резидент, получающее доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы;

• физическое лицо – нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине;

• налоговый агент.

Физические лица названы плательщиками, с доходов которых будет осуществляться удержание.

Налоговые агенты названы плательщиками, ответственными за начисление и уплату военного сбора в государственный бюджет, удерживаемого с доходов физических лиц – резидентов и нерезидентов при их начислении (выплате).

С каких доходов удерживается военный сбор

Если перечитать еще раз пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ "Переходные положения" НКУ, то выстраивается последовательность выплат, с которых должен удерживаться военный сбор.

Объектом обложения сбором являются доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, начисляемых (выплачиваемых, предоставляемых) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; выигрыш в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыш игрока (участника), полученный от организатора азартной игры.

(пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ "Переходные положения" НКУ)

Таким образом, военный сбор удерживается с таких выплат:

• основная и дополнительная заработная плата (ее состав можно найти в п. п. 2.1 и 2.2 Инструкции № 5);

• другие поощрительные и компенсационные выплаты (перечень таких выплат, но не исчерпывающий, можно найти в п. 2.3 Инструкции № 5);

• другие выплаты и вознаграждения в связи с трудовыми отношениями (к таким выплатам относится пособие по временной нетрудоспособности);

• другие выплаты и вознаграждения по гражданско-правовым договорам (детально о них читайте ниже);

• выигрыш в государственную денежную лотерею;

• выигрыш в негосударственную денежную лотерею;

• выигрыш игрока (участника), полученный от организатора азартной игры.

Получается, что не подпадают под военный сбор следующие доходы:

• дополнительные блага, перечисленные в пп. 164.2.17 НКУ*;

• все необлагаемые доходы, перечисленные в ст. 165 НКУ, в том числе и пособие по беременности и родам, средний заработок мобилизованным работникам, алименты;

• предпринимательский доход (как на общей, так и на упрощенной системе налогообложения);

• как целевая, так и нецелевая благотворительная, в том числе материальная, помощь (п. 170.7 НКУ). Поэтому, выплачивая нецелевую материальную помощь, удерживать военный сбор не нужно;

• арендная плата. По мнению автора, хотя арендная плата является разновидностью договора гражданско-правового характера (п. 170.1 НКУ), условиями такого договора не предусмотрен труд физического лица (за который оно получило бы вознаграждение), поэтому военный сбор не удерживается (см. об этом ниже);

• дивиденды (п. 170.5 НКУ);

• роялти (п. 170.3 НКУ);

• проценты (п. 170.4 НКУ);

• иностранные доходы (п. 170.11 НКУ);

• инвестиционная прибыль (п. 170.2 НКУ).

* Хотя и не исключено, что у налоговых органов будет иное мнение относительно таких доходов.

Какие договоры ГПХ подпадают под военный сбор

Изучая процитированный выше пп. 1.2, объектом для удержания военного сбора являются вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, не конкретизированные в своих разновидностях. Вспомним: в Гражданском кодексе рассматривается большое количество разновидностей договоров ГПХ с выплатой вознаграждения (договоры аренды, комиссии, работ, услуг и др.). Следовательно, можно предположить, что с каждого вознаграждения по таким договорам возникает военный сбор.

Но, по мнению автора, это немного поспешные выводы, поскольку законодатель закладывал в объект военного сбора именно труд физического лица. Поэтому только договор подряда на работы и договор услуги, оформляемые с физическим лицом – не СПД, как считает автор, будут объектом военного сбора. А подтверждает такое мнение консультация в ресурсе «ЗІР» Миндоходов, в которой указано что обложению военным сбором подлежат доходы, полученные по гражданско-правовым договорам, которые относятся к фонду оплаты труда.

Порядок удержания военного сбора

Учитывая то, что военный сбор введен с 3 августа 2014 года, насчитывая заработную плату за август, логично было бы провести пропорциональное распределение дохода, суммы которого не облагаются (до 2 августа включительно) и облагаются (с 3 августа) военным сбором.*

Однако, как стало известно позднее, налоговая такое мнение не разделяет. Так, в разъяснении от 19.08.2014 г. ГФСУ настаивает на том, что доходы, начисленные, например, 29.08.2014 года, за период с 01.08.2014 по 03.08.2014 г., облагаются военным сбором.

Согласно п. 1.3 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ "Переходные положения" НКУ ставка сбора составляет 1,5 % от объекта обложения, определенного подпунктом 1.2 данного пункта. Итак, необходимо определить объект обложения.

Обращаемся к ст. 163 НКУ, которой определено, что является объектом обложения для резидентов и нерезидентов:

• общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход (пп. 163.1.1 НКУ), для нерезидентов – с источником его происхождения в Украине (пп. 163.2.1 НКУ);

• доходы с источником их происхождения в Украине, окончательно налогооблагаемые во время их начисления (выплаты, предоставления) (п. п. 163.1.2, 163.2.2 НКУ).

Итак, объектом военного сбора являются суммы начисленного дохода.

А вот базой обложения согласно п. 164.1 НКУ является общий налогооблагаемый доход с учетом особенностей, определенных этим разделом. Как предусмотрено в п. 164.6 НКУ:

Во время начисления доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, – обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, уплачиваемых согласно закону за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

При начислении доходов в виде вознаграждения по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (предоставление услуг) база налогообложения определяется как начисленная сумма такого вознаграждения, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

(п. 164.6 НКУ)

Поскольку для исчисления военного сбора применяется начисленный доход как объект налогообложения, а не база налогообложения, становится понятным, что, рассчитывая военный сбор, не нужно начисленный доход в виде зарплаты и вознаграждений по ГПД уменьшать на суммы единого социального взноса (и налоговой социальной льготы при зарплате)! Объект налогообложения не уменьшается и на сумму рассчитанного НДФЛ. Также считает и Государственная фискальная служба в своем ответе на вопрос в ресурсе "ЗІР" Миндоходов.

Итак, расчет и удержание военного сбора происходят аналогично расчету и удержанию ЕСВ, но…

Никаких ограничений, никаких предельных доходов

Если при исчислении ЕСВ действует ограничение в 17 прожиточных минимумов, определяющее максимальный фонд оплаты труда для взноса (20706 грн.), а в НДФЛ есть предельная база налогообложения 12180 грн. для применения ставок 15 и 17 %, то при исчислении военного сбора никаких ограничений в расчете нет.

1,5 % сбора рассчитывается с полной начисленной суммы дохода, и никакие известные ограничения при исчислении не действуют! Например, начисляя заработную плату в сумме 15000 грн., военный сбор составит 225 грн. Начисляя вознаграждение по ГПД в сумме 30000 грн., военный сбор составит 450 грн.

Уплата военного сбора

Аналогично правилам уплаты НДФЛ и согласно ст. 168 НКУ военный сбор уплачивается при каждой выплате дохода, с которого он удерживается. Поэтому и банки обязаны принимать платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление этого сбора в бюджет.

Итак, выплачивая заработную плату как за первую, так и за вторую половину месяца, сбор рассчитывается, удерживается и перечисляется одновременно со всеми другими обязательными удержаниями.

Согласно письму Главного управления Государственной казначейской службы Украины в г. Киеве от 06.08.2014 № 06-08/4011-11372 с 7 августа 2014 открыты счета для зачисления поступлений в общий фонд государственного бюджета по коду классификации доходов бюджета 11011000 "Военный сбор".

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет расчетов по военному сбору советуем вести на субсчете 642 "Расчеты по обязательным платежам", на котором в соответствии с Инструкцией № 291 ведется учет расчетов по сборам (обязательным платежам), взимаемым в соответствии с действующим законодательством и учет которых не ведется на счете 65 "Расчеты по страхованию" (см. таблицу 1).

Таблица 1

Бухгалтерский учет начисленного, удержанного и уплаченного военного сбора

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет, грн.

Дт

Кт

Сумма,
грн.

Доходы

Расходы

1

Начислена заработная плата

92

661

20000

20000

2

Рассчитан и удержан военный сбор в размере 1,5 %

661

642

300

3

Уплачен военный сбор

642

311

300

В ожидании отчетности

Налоговым агентам следует ожидать отчетность по военному сбора с целью выполнения требований, определенных в п. 176.2 НКУ. Однако, учитывая, что военный сбор введен временно, до 1 января 2015 года, успеет ли законодатель ввести отдельный отчет – расчет (или нечто другое?) и какой будет период для отчетности? Ожидаем ответных действий от Государственной фискальной службы.

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Гражданский кодексГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

3. Инструкция № 291 – Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

4. Инструкция № 5 – Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua