Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
"Кодекс экономического развития" наоборот
Юрий Цыганок, сертифицированный специалист IAS IPFM, САР, руководитель бухгалтерского направления, ЛІГА:ЗАКОН

Не прошло и полгода с тех пор, как премьер-министр обещал взамен нынешнего Налогового кодекса подарить стране Кодекс экономического развития. Но то, что было внесено в парламент под видом законопроектов № 5079 и № 5080, этому определению соответствует с точностью до наоборот. Давайте разберемся, что нас ждет в случае их принятия.

В основу правительственных законопроектов положена Концепция реформирования налоговой системы (далее – Концепция), которую уже презентовала Государственная фискальная служба. Проект Закона № 5079 объемом 161 страница предлагает множество изменений в НКУ. Проектом № 5080 предложены изменения в Закон о ЕСВ и ряд других актов законодательства о труде.

 

Сокращение количества налогов: "усушка и утруска"

Как и презентовалось в Концепции, количество налогов предлагается сократить с 22 до 9. Из них 7 общегосударственных: налог на прибыль, НДФЛ, НДС, акцизный налог, экологический налог, рентная плата и пошлина. Местных остается всего два: налог на недвижимость и единый налог.

Сокращение достигнуто искусственно. Например, под общим названием "акцизный налог" находим таких старых знакомых, как сбор за первую регистрацию транспортных средств и сбор за заготовку ценных лесных пород. Земельный налог, сбор за спецводопользование и некоторые другие перекочевали в рентную плату. Фиксированный сельскохозяйственный налог предложено считать одним из видов единого – для него выделена отельная группа единоналожников. В общем, видим все то, за что специалисты критиковали и Концепцию.

Налог на прибыль: фокусы с авансами и три большие разницы

Предложена новая редакция раздела III НКУ.

В ст. 134 указано, что налогооблагаемая прибыль определяется путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности предприятия согласно П(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие согласно положениям этого раздела. Как видим, у предприятий остается свобода в выборе формата финансовой отчетности для целей налогообложения.

Обещанные три налоговые разницы при более детальном рассмотрении, как и следовало ожидать, подразделяются на ряд более мелких.

Так, в части основных средств налоговые разницы могут возникать вследствие:

– установления различных сроков полезного использования (для целей налогообложения сохранены ныне действующие ограничения);

– уценки/дооценки и уменьшения полезности ОС;

– ликвидации или продажи отдельного объекта ОС на сумму его остаточной стоимости.

В части резервов тоже видим несколько источников возникновения налоговых разниц:

– резерв сомнительной задолженности, который для целей налогообложения признается только в сумме безнадежной задолженности;

– резервы и обеспечения будущих операционных расходов;

– резервы банков и небанковских кредитных учреждений.

А по финансовым операциям и подавно может возникать до десятка налоговых разниц. И среди них спряталась такая разница, как уменьшение текущего финансового результата на сумму отрицательного объекта налогообложения предыдущего года.

Радует также то, что налоговые разницы разрешат не учитывать предприятиям, чей годовой налогооблагаемый доход не превышает 20 млн. грн. И, кстати, до такой же величины хотят поднять планку, после достижения которой предприятия должны уплачивать авансовые взносы.

Тем же, кто все-таки будет уплачивать авансовые взносы, совершенно неожиданно сдвигают расчетный период. Если сейчас 12-месячный период для уплаты авансов начинается с марта текущего года, и заканчивается февралем следующего, то будет – с июня текущего года по май следующего. И что неприятно, до июня 2015 года предприятия заставят платить авансовый взнос в том же размере, что и в 2014-м, т. е. исходя из результатов 2013 года. И это несмотря на то, что тогда и ставка налога была выше, и результаты были получше. Такой вот изощренный способ дополнительно "выжать" налог на прибыль наперед.

Можно еще много рассказывать о новшествах налога на прибыль, но, пожалуй, это пока преждевременно.

Налог на доходы физлиц: "все карты на стол"

Самой крупной новацией в части НДФЛ можно считать предложение единоразово задекларировать доходы, имущество и финансовое состояние физлиц, в том числе полученные с нарушением норм налогового и валютного законодательства. Чтобы впоследствии не было лишних вопросов о происхождении таких средств. То есть это своего рода налоговая амнистия для физлиц.

Что касается остальных изменений, то они немногочисленны. Правительство решило отказаться от идеи ввести прогрессивную шкалу ставок налога на доходы. По крайней мере, в части налогообложения оплаты труда. Здесь все остается практически по-прежнему – ставка 15 % и налоговая социальная льгота.

А вот по пассивным доходам предложена такая шкала: до 500 тыс. грн. в год – 15 %, от 500 тыс. до 1 млн. грн. – 20 %, и свыше 1 млн. грн. – 25 %.

Единый налог: "смешались в кучу кони, люди…"

Вероятно, памятуя о прежних "налоговых майданах", авторы законопроекта № 5079 побоялись дразнить малый и средний бизнес. Ему предложили "конфету" в виде повышения предельного дохода и снижение ставок. При этом сокращается количество групп единоналожников:

– 1-я группа (физлица, доход до 300 тыс. грн.) – ставка до 10 % МЗП;

– 2-я группа (физлица, доход до 1,5 млн. грн., до 10 сотрудников) – ставка до 20 % МЗП;

– 3-я группа (физлица и юрлица, доход до 20 млн. грн.) – 2 % дохода в случае уплаты НДС в общем порядке; 4 % дохода – без уплаты НДС;

– 4-я группа (сельскохозяйственные товаропроизводители с долей сельхозпроизводства свыше 75 %) – от 0,03 % до 1 % за 1 га нормативной денежной оценки земли.

При таких ставках и отсутствии запрета на включение оплат единоналожникам в состав налоговых расходов единый налог снова станет внутренним офшором, почти как во времена единого налога по 200 грн. в месяц. Так за что боролись?

Единый социальный взнос и другие "социальные" новации

Давно обещанное снижение ставки ЕСВ в части начислений, без которого ни о какой легализации теневых зарплат не стоит и говорить, реализовано в законопроекте № 5080 весьма странным образом.

По основному месту работы на доходы в пределах 2 минимальных зарплат ЕСВ будет начисляться по ныне действующей ставке – в зависимости от категории профессионального риска. В этой части – без изменений. А вот на сумму превышения вместо обещанной ставки 15 % будет применяться (внимание!) та же общая ставка, но с коэффициентом 0,4.

В среднем это и будут те же 15 % (+/–), но ведь нельзя же, чтобы было все просто. Авторы законопроекта не успокоились и на этом. На работе по совместительству будет применяться полная ставка ЕСВ на всю сумму зарплаты. То есть авторы законопроекта реанимировали такие архаичные понятия, как работа по основному месту работы и по совместительству. И кто после этого захочет брать совместителей?

Частичное снижение ставки ЕСВ – это только "пряник" для работодателей. Но есть и "кнут" – дополнительные санкции.

Так, предусматриваются финансовые санкции для юридических лиц и физических лиц – предпринимателей в виде штрафа в размере от 1 до 30 минимальных зарплат, а также административные санкции на должностных лиц за целый ряд нарушений:

– допуск работника к работе без оформления трудовых отношений (а стоит отметить, что при приеме работника необходимо будет обязательно заключать трудовой договор в письменном виде и уведомлять об этом органы ГФСУ);

– оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы неполное рабочее время;

– выплату заработной платы без начисления и уплаты ЕСВ и налогов;

– нарушение сроков выплаты заработной платы более чем за один месяц, выплаты не в полном объеме;

– несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда и нарушение других требований трудового законодательства.

Планируется также увеличить в 1,3 – 2 раза штрафы за нарушение порядка начисления ЕСВ, нарушения при представлении отчетности по ЕСВ, представление недостоверных сведений, неуплату или несвоевременную уплату единого взноса.

А чтобы сэкономить бюджетные средства, законопроектом № 5080 предложено объединить все фонды социального страхования (по временной утрате трудоспособности, по профзаболеваниям, по безработице) в один единый Фонд социального страхования, как это было до 2001 года. Ну что ж, здравая мысль.

Сбор при покупке валюты, ограничение наличных расчетов и многое другое

В рамках одной небольшой заметки невозможно даже перечислить, не то что описать все изменения, предложенные законопроектами. За кадром осталось подробное рассмотрение предложений по акцизному налогу, экологическому налогу, ресурсным платежам. Изменений по НДС предусмотрено немного, поскольку его и так уже сильно "перекроили" Законом № 1621.

Стоит отдельно упомянуть еще предложения:

– повысить до 2 % ставки пенсионного сбора при покупке валюты;

– внести непосредственно в Гражданский кодекс изменение, предусматривающие ограничение на сумму наличных расчетов, между предприятиями, предприятиями и физлицами, и физлицами между собой (по нотариально заверяемым сделкам) – на уровне 15 минимальных зарплат в день;

– отменить необлагаемый налогом на недвижимость минимум площади жилья (вместо этого право устанавливать льготы делегируется местным советам);

– продлить взимание военного сбора еще на год.

Нельзя пройти и мимо того, что текст законопроекта № 5079 содержит явные ошибки. Так, подпункт 14.1.84 НКУ предлагается изложить в новой редакции дважды, причем эти две редакции отличаются между собой. И это только то, что лежит на поверхности. Можно предположить, сколько неожиданностей еще обнаружится в процессе кодификации.

Поэтому не случайно депутаты отказались включать оба законопроекта в повестку дня. Возможно, они просто побоялись брать на себя ответственность за принятие достаточно одиозных законов, которые к тому же вносились без обсуждения с налогоплательщиками. Так что рассматривать их будет, скорее всего, уже парламент следующего созыва.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua