Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Восстановление учета: организационные вопросы
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Иногда случается, что бухучет по каким-то причинам нарушен. Бывают и совсем "драматические" ситуации, когда на предприятии отсутствуют первичные документы. О том, что делать в такой ситуации, издание "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" расскажет в этой статье.

Когда может отсутствовать учет

Случаи нарушения на предприятии бухгалтерского учета могут быть разными. К примеру, это может произойти вследствие халатности предыдущего бухгалтера или руководителя. Ведь акт приема-передачи дел составляют далеко не всегда, и новый бухгалтер может обнаружить, что учета как такового нет. Иногда руководство предприятия не уделяет должного внимания организации учета, относясь к этому как к "второстепенному" процессу.

Может возникнуть и "форс-мажорная" ситуация, когда первичные документы и регистры учета исчезают либо вследствие кражи, либо при пожаре (наводнении).

В то же время независимо от причин нарушения учета можно выделить две ситуации, которые требуют разных усилий по его восстановлению, а именно:

1) на предприятии есть первичные документы, но нет регистров бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) на предприятии отсутствуют еще и первичные документы.

В первой ситуации восстановление учета сводится к тому, что на основании первичных документов фактически "заново" составляют по общей процедуре регистры бухгалтерского учета и финотчетность. С этим бухгалтер "со стажем" справится без особого труда.

Вторая ситуация сложнее, поэтому о ней дальше и поговорим.

С чего начать

Порядок действий в случае утраты первичных документов изложен в п. 6.10 Положения № 88 крайне лаконично. В частности, там сказано, что в случае пропажи или уничтожения первичных документов, учетных регистров и отчетов руководитель предприятия в письменном виде извещает об этом правоохранительные органы и приказом назначает комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи или уничтожения.

Для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора (в зависимости от обстоятельств, с которыми было связано уничтожение первичных документов).

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждает руководитель предприятия. Копию акта направляют в орган, в сфере управления которого находится предприятие, а также территориальный орган ГФСУ в десятидневный срок.

Обязанность уведомления налогового органа о факте потери, повреждения или досрочного уничтожения документов, связанных с исчислением налогов и сборов, установлена и в п. 44.5 НКУ. Согласно этой норме налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события в письменном виде уведомить территориальный орган ГФСУ по месту учета и восстановить потерянные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления такого уведомления в контролирующий орган.

Пренебрегать этой обязанностью не стоит по следующим причинам.

Во-первых, в случае своевременного направления такого уведомления может быть перенесен срок проведения проверки до даты восстановления и предоставления документов к проверке в пределах определенных п. 44.5 НКУ сроков. А вот если пятидневный срок уже истек, то направление уведомления не является основанием для переноса срока проведения проверки.

Во-вторых, если налогоплательщик не уведомит в указанный срок о пропаже и не восстановит документы, его могут ожидать следующие неприятные последствия:

• сделку с контрагентом контролирующие органы могут признать не имеющей реального характера, на основании чего лишить налогоплательщика права на налоговые расходы и на налоговый кредит по НДС (см., к примеру, постановление Запорожского окружного административного суда от 05.06.2013 г. по делу № 808/1801/13-а);

• может быть наложен штраф в размере 510 грн. согласно п. 121.1 НКУ за необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных ст. 44 НКУ сроков их хранения и/или непредоставление налогоплательщиком контролирующим органам оригиналов документов (кроме документов, полученных из Единого реестра налоговых накладных) или их копий при осуществлении налогового контроля. Причем суды, принимая решение о правомерности наложения этого штрафа, анализируют, направлялось ли в установленный срок уведомление о потере документов в контролирующий орган. Если нет – применение штрафов считают обоснованным (см., например, постановление Кировоградского окружного административного суда от 20.02.2013 г. по делу № 811/311/13-а);

• могут быть наложены также иные штрафные санкции, связанные с неподтверждением показателей налогового учета первичными документами (см. определение Львовского апелляционного административного суда от 28.02.2013 г. по делу № 170242/12);

• за необеспечение хранения "зарплатных" документов могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 41 КоАП (см. постановление Бахчисарайского районного суда АР Крым от 07.03.2013 г. по делу № 103/1177/2012).

Избежать этих неприятных последствий можно только при условии своевременного уведомления налогового органа о пропаже и восстановлении документов.

Об особенностях восстановления первичных документов узнайте из материала "Восстановление учета: практические рекомендации по восстановлению первичных документов" издания "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" (№ 39 за 2015 г.).

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua