Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
НДС-дотация сельхозпроизводителям: общие моменты
Нина Дьяконова, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Адресную дотацию по НДС могут получить сельхозпроизводители – плательщики НДС, соответствующие критериям, установленным в ст. 161 Закона № 1877. И хотя она предоставляется еще с 2017 года, в нормативы периодически вносятся правки. В данной статье мы напомним основные правила предоставления дотации.

Кто имеет право на НДС-дотацию

Выплата дотаций сельхозпредприятиям предусмотрена ст. 161 Закона № 1877. Такие дотации планируется предоставлять в период с 01.01.2017 по 01.01.2022 (п. 51 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Право на бюджетную дотацию для развития сельхозтоваропроизводителей и стимулирования производства сельхозпродукции имеет сельхозтоваропроизводитель, основной деятельностью которого является поставка сельскохозяйственных товаров, произведенных им на собственных или арендованных основных средствах, который осуществляет виды деятельности, определенные в п. 161.3 Закона № 1877. При этом удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров должен составлять не менее 75 % стоимости всех товаров, поставленных им в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно (п. 161.1 Закона № 1877).

Бюджетная дотация предоставляется после включения сельхозпредприятия контролирующим органом в Реестр получателей бюджетной дотации (далее – Реестр). Налоговики ведут такой Реестр в соответствии с Порядком ведения реестра № 179.

Право на включение в Реестр предусмотрено для сельхозпредприятий, которые (п. 161.1 Закона № 1877, п. 5 Порядка ведения реестра № 179):

1) имеют удельный вес стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров на собственных или арендованных основных средствах не менее 75 % стоимости всех поставленных товаров:

– совокупно (суммарно) по результатам предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев), предшествующих месяцу, в котором подается заявление, – для сельхозтоваропроизводителя, зарегистрированного субъектом хозяйствования не менее 12 календарных месяцев;

– по результатам каждого отдельного отчетного налогового периода (месяца), начиная с месяца, в котором проведена государственная регистрация сельхозтоваропроизводителя как субъекта хозяйствования, – для вновь образованного сельхозтоваропроизводителя, который осуществляет хозяйственную деятельность менее 12 календарных месяцев;

С целью расчета удельного веса сельскохозяйственных товаров в состав основной деятельности сельхозтоваропроизводителя не включаются облагаемые НДС операции поставки основных средств, которые находились в составе его основных средств не менее 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно, если такие операции не были постоянными и не представляли отдельную предпринимательскую деятельность.

2) осуществляют виды деятельности, определенные в п. 161.3 Закона № 1877, что подтверждается данными Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, соответствуют другим критериям, установленным п. 161.3 Закона № 1877, и которые включены в реестр плательщиков НДС, при этом такая регистрация не аннулирована на дату подачи заявления о включении сельскохозяйственного товаропроизводителя в Реестр.

Порядок предоставления дотации

Дотация выплачивается ежемесячно на текущий банковский счет сельхозпредприятия, включенного в Реестр.

Конкретные сроки для выплаты дотации в нормативных актах не установлены.

Одно из главных условий для выплаты дотации состоит в том, что у товаропроизводителей не должно быть налогового долга по НДС на следующий день после предельного срока уплаты НДС за отчетный период, за который предоставляется бюджетная дотация (см. разъяснение из категории 101.21 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.sfs.gov.ua)).

Сумма дотации зависит от данных НДС-учета сельхозпредприятия, а именно от положительной разницы между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода по НДС согласно результатам деятельности по операциям, определенным ст. 161 Закона № 1877.

Сумма бюджетной дотации, подлежащей перечислению в отчетном налоговом периоде, рассчитывается согласно Порядку № 83. Эта сумма не может превышать сумму НДС к уплате в государственный бюджет, задекларированную сельхозтоваропроизводителем в налоговой декларации по НДС за такой отчетный (налоговый) период (см. ИНК ГФСУ от 24.05.2017 г. № 338/6/99-99-12-02-01-15/ІПК).

Необходимую для выплаты дотации информацию органы ГФС передают Казначейству в соответствии с Порядком предоставления информации № 179. Уплаченная сумма НДС по результатам операций по видам деятельности, определенным в п. 161.3 Закона № 1877, за соответствующий отчетный налоговый период (Сі) рассчитывается пропорционально объемам операций по видам деятельности, определенным п. 161.3 Закона № 1877, к общему объему операций поставки товаров (услуг) за такой отчетный налоговый период по формуле:

Сі = Чs х НДС,

где Чs – доля поставки товаров в разрезе операций по видам деятельности, определенным в п. 161.3 Закона № 1877, за отчетный налоговый период;

НДС – общая сумма НДС, уплаченная в бюджет за соответствующий отчетный налоговый период.

Доля поставки товаров по результатам деятельности по операциям, определенным в п. 161.3 Закона № 1877, в общем объеме поставки товаров (услуг) за отчетный налоговый период (Чs) рассчитывается с точностью до четырех знаков после запятой по формуле:

Чs = ОПs / ОП,

где ОПs – объем операций поставки товаров за отчетный налоговый период по результатам деятельности по операциям, определенным в п. 161.3 Закона № 1877. Рассчитывается по данным налоговых накладных за соответствующий отчетный налоговый период, зарегистрированных в ЕРНН;

ОП – объем всех операций поставки товаров (услуг) за отчетный налоговый период. Рассчитывается по данным налоговых накладных за соответствующий отчетный налоговый период, зарегистрированных в ЕРНН.

Как видим, всю информацию для расчета дотации налоговые органы берут из ЕРНН, а не приложения ДС9 к декларации по НДС.

Органы ГФС ежемесячно в течение трех рабочих дней после предельного срока уплаты НДС за текущий отчетный налоговый период формируют информацию и передают ее Казначейству для осуществления распределения бюджетной дотации между ее получателями (п. 12 Порядка предоставления информации № 179).

В свою очередь Казначейство ежемесячно на основании данных информации осуществляет в автоматическом режиме распределение средств между получателями бюджетной дотации в пределах средств, полученных от Минагрополитики (п. 13 Порядка предоставления информации № 179). Из Порядка № 83 следует, что для распределения дотации между сельхозпроизводителями Казначейство использует коэффициенты пропорциональности.

Приоритет в получении дотаций имеют сельхозпроизводители, которые занимаются разведением домашней птицы, и/или производством мяса домашней птицы, и/или производством яичных продуктов, яичного альбумина, яичного порошка (КВЭД 01.47, 10.12 и 10.80).

Птицеводы гарантированно получают дотацию в размере 50 % суммы выделенных ассигнований на бюджетную дотацию, при этом оставшиеся 50 % приходятся на всех остальных сельхозпроизводителей (п. 11 Порядка № 83).

Соответственно, ввиду изложенного не стоит рассчитывать на то, что сельхозпредприятие получит дотацию в размере 100 % суммы, рассчитанной по вышеприведенному алгоритму.

В случае уточнений объемов поставки, в результате чего произошло уменьшение суммы налоговых обязательств по НДС за уточняемый отчетный налоговый период, на сумму излишне выплаченной бюджетной дотации по определенному виду деятельности уменьшается бюджетная дотация такого сельхозпроизводителя в следующих отчетных налоговых периодах (п. 9 Порядка предоставления информации № 179).

В то же время возможность пересчета суммы бюджетной дотации в случае представления уточняющего расчета налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, которые привели к увеличению суммы налогового обязательства за прошлые отчетные периоды, не предусмотрена (см. по этому поводу ИНК ГФСУ от 09.11.2017 г. № 2566/6/99-99-12-02-01-15/ІПК).

Также следует учесть, что в отличие от других дотаций НДС-ные не имеют целевой направленности. Такая дотация предоставляется по программе "Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей" по направлению "Бюджетная дотация сельскохозяйственным товаропроизводителям для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулирования производства сельскохозяйственной продукции" (п. 7 Порядка № 83). Поэтому полученные на текущий счет дотационные деньги сельхозпредприятие может тратить по собственному усмотрению.

Налоговые накладные

Объем операций поставки сельхозпродукции по видам деятельности из п. 161.3 Закона № 1877 контролируется с помощью информации из налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН.

Для этого в форме налоговой накладной предусмотрено:

1) проставление во второй части номера налоговой накладной кода "2", который указывается сельхозпроизводителями, включенными в Реестр (п. 6 Порядка № 1307);

2) указание в гр. 12 "Код виду діяльності сільськогосподарського товаровиробника" раздела Б налоговой накладной соответствующего кода вида деятельности сельхозпроизводителя (пп. 10 п. 16 Порядка № 1307).

При этом такие операции отдельно выделяются в приложениях Д1 и Д5 к декларации.

Особенности оформления налоговых накладных по поставке сельхозпродукции неоднократно разъясняли налоговики (см., к примеру, ИНК ГФСУ от 15.06.2017 г. № 672/6/99-99-12-02-01-15/ІПК). А некоторые проблемные вопросы оформления расчетов корректировок к таким налоговым накладным освещались в ИНК ГФСУ от 24.07.2017 г. № 1326/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Также на эту тему читайте статьи:

"НДС-дотация сельхозпроизводителям: организационные вопросы";

"НДС-дотация сельхозпроизводителям: налоговый и бухгалтерский учет".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 1877Закон Украины " О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" от 24.06.2004 г. № 1877-IV.

3. Порядок № 83 – Порядок распределения бюджетной дотации для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулирования производства сельскохозяйственной продукции в 2017 году, утвержденный постановлением Кабмина от 08.02.2017 г. № 83.

4. Порядок предоставления информации № 179 – Порядок предоставления Государственной фискальной службой и Государственной Казначейской службой информации относительно бюджетной дотации, которая подлежит перечислению получателям бюджетной дотации, утвержденный постановлением Кабмина от 21.02.2017 г. № 179.

5. Порядок ведения реестра № 179 – Порядок ведения Реестра получателей бюджетной дотации, утвержденный постановлением Кабмина от 21.02.2017 г. № 179.

6. Порядок № 1037 – Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua