Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Переоценка ОС в бюджетных учреждениях: процедурные аспекты и учетные нюансы
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Несмотря на то что переоценка ОС для бюджетных учреждений – мероприятие добровольное, все же уметь это делать для бухгалтера будет совсем не лишним навыком. Соответственно, предлагаем вместе с нами разобраться в дебрях данной процедуры и особенностях ее отражения в учете.

Прежде всего напомним: главными нормативными документами, регулирующими на сегодняшний день вопрос формирования в бухучете и финотчетности информации по переоценке объектов основных средств, являются НП(С)БУгс 121 и Методрекомендации № 11.

Именно в этих документах следует искать ответы на большинство "переоценочных" вопросов.

В каких случаях проводится переоценка?

Бюджетные учреждения могут переоценивать объект ОС, если его остаточная стоимость существенно отличается от справедливой на годовую дату баланса (п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУгс 121).

Здесь сразу же важно прояснить три момента.

Во-первых, словосочетание "могут переоценивать" предусматривает право, а отнюдь не обязанность осуществлять такую процедуру. То есть бюджетные учреждения самостоятельно принимают решение о том, стоит ли им браться за это дело. В свое время акцентировало на этом и главное финансовое ведомство (см. письмо Минфина от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145).

Во-вторых, стандартный случай решения вопроса о проведении переоценки требует опираться на показатель "существенности". Это означает, что в случае с переоценкой бухстандарт устанавливает определенный порог существенности, а именно: 10-процентное отклонение остаточной стоимости от справедливой стоимости объекта ОС (п. 4 разд. ІІІ НП(С)БУгс 121).

То есть в случае, если остаточная стоимость объекта ОС отличается от справедливой больше чем на 10 %, учреждение может утвердить решение о переоценке таких активов.

Не подлежат переоценке МНМА и библиотечные фонды, если амортизация их стоимости осуществляется по методу "50 % / 50 %" (то есть когда амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости начисляется в первом месяце передачи в использование, а остальные 50 % – в месяце исключения из активов).

В-третьих, переоценка ОС осуществляется на годовую дату баланса, то есть в конце календарного года.

В дальнейшем переоценка объектов той группы, которые ранее уже были переоценены, проводится с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на годовую дату существенно не отличалась от справедливой (п. 2 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11).

Необходимо также помнить, что в случае переоценки ОС одновременно осуществляется переоценка всех объектов соответствующей группы ОС*.

* Под группой подразумевается совокупность однотипных по техническим характеристикам, назначению и условиям использования ОС.

Классифицировать ОС можно по группам, предусмотренным Методрекомендациями № 11, или в случае более глубокой их детализации – по самостоятельно разработанной классификации. Высший пилотаж – зафиксировать такую классификацию в распорядительном документе об учетной политике учреждения.

Кто решает, проводить переоценку или нет?

Решение относительно переоценки принимается непосредственно руководителем бюджетного учреждения. Однако такое решение необходимо обязательно согласовать с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности. На этом настаивает абз. 4 п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУгс 121.

Другими словами, учреждения нижестоящего уровня согласовывают такое решение с учреждениями вышестоящего уровня по ведомственной подчиненности.

Учреждения двойного подчинения обязаны согласовывать решения относительно переоценки с учреждением вышестоящего уровня, утверждающим смету (п. 1 разд. VII Методрекомендаций № 11).

Кто осуществляет оценку?

Здесь все предельно просто: для оценки объектов ОС необходимо обратиться к профессиональному оценщику. Такое требование установлено абз. 7 ч. 2 ст. 7 Закона № 2658.

В соответствии со ст. 5 Закона № 2658 к таким профессионалам относятся:

• субъекты хозяйствования – зарегистрированные в установленном законодательством порядке физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие хозяйственную деятельность, в составе которых работает хотя бы один оценщик и которые получили сертификат субъекта оценочной деятельности согласно Закону № 2658;

• органы государственной власти и органы местного самоуправления, получившие полномочия на осуществление оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным имуществом и (или) имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и в составе которых работают оценщики.

Результаты оценки подтверждаются соответствующим отчетом об оценке имущества (актом оценки имущества), подписанным оценщиком и руководителем субъекта оценочной деятельности (ст. 12 Закона № 2658). Собственно, справедливая стоимость, указанная в таком отчете, и будет взята за основу для дальнейшей переоценки ОС.

Как рассчитать переоцененную стоимость?

Получив необходимую величину справедливой стоимости ОС, можно приступать к непосредственным расчетам. Для этого следует определить переоцененную стоимость и сумму износа соответствующих ОС.

Переоцененная стоимость и сумма износа определяются путем умножения соответственно первоначальной стоимости и суммы износа на индекс переоценки. При этом индекс переоценки рассчитывается путем деления справедливой стоимости переоцениваемого объекта на его остаточную стоимость (абз. 1 п. 5 разд. ІІІ НП(С)БУгс 121).

В результате переоценки стоимость объекта ОС может увеличиться (дооценка) или уменьшиться (уценка). Для этого необходимо сравнить первоначальную стоимость имущества до проведения переоценки с его переоцененной стоимостью и одновременно сравнить соответствующие суммы износа (до и после их переоценки).

В данном контексте несколько слов следует сказать и об объектах ОС, изношенных "в нуль". А именно, если остаточная стоимость ОС равняется нулю, то его переоцененная остаточная стоимость определяется путем сложения справедливой стоимости этого объекта и его первоначальной стоимости без изменения суммы износа (абз. 2 п. 4 разд. VII Методрекомендаций № 11).

Итак, остаточная стоимость переоцененного объекта будет равняться его справедливой стоимости.

Для объектов, которые продолжают использоваться, в обязательном порядке определяется ликвидационная стоимость.

Напомним, что переоцененные объекты ОС подлежат амортизации. Поэтому после переоценки следует установить новый срок эксплуатации для каждого объекта с учетом их технического состояния и степени износа. Такой срок может установить соответствующая комиссия учреждения.

В дальнейшем амортизация на переоцененный объект ОС начисляется исходя из нового срока эксплуатации.

Какие бухгалтерские проводки используются?

Для наглядности продемонстрируем правила отражения результатов переоценки ОС в бухгалтерском учете в табличном формате (см. табл. 1).

Таблица 1

Результат переоценки

Последствия в бухгалтерском учете

Дооценка

Увеличивается капитал в дооценках.

Бухгалтерские проводки (п. 1.20 Типовой корреспонденции):

• Дт 10, 11* – Кт 5311 (на сумму дооценки первоначальной стоимости объекта);

• Дт 5311 – Кт 1411 (на сумму откорректированного износа объекта)

Уценка

Отражается в составе расходов периода.

Бухгалтерские проводки (п. 1.21 Типовой корреспонденции):

• Дт 8411 – Кт 10, 11* (на сумму уценки остаточной стоимости объекта);

• Дт 1411 – Кт 10, 11* (на сумму откорректированного износа объекта)

В таком же порядке отражаются результаты всех переоценок, проведенных в одном направлении, то есть при дооценке ранее дооцененных объектов или при уценки ранее уцененных объектов.

Дооценка ранее уцененных объектов

Сумма очередной (последней) дооценки в пределах превышения включается в состав доходов отчетного периода. При этом разница направляется на увеличение капитала в дооценках.

Бухгалтерские проводки (п. 1.23 Типовой корреспонденции):

• Дт 10, 11* – Кт 7411 (на сумму дооценки остаточной стоимости в пределах предыдущих уценок, которые были включены в состав расходов);

• Дт 10, 11* – Кт 5311 (на сумму превышения дооценки остаточной стоимости над суммой предыдущих уценок, которые были включены в состав расходов);

• Дт 10, 11* – Кт 1411 (на сумму откорректированного износа объекта)

Уценка ранее дооцененных объектов

Сумма очередной (последней) уценки в пределах превышения направляется на уменьшение капитала в дооценках.

При этом разница включается в расходы отчетного периода.

Бухгалтерские проводки (п. 1.22 Типовой корреспонденции):

• Дт 5311 – Кт 10, 11* (на сумму уценки остаточной стоимости в пределах суммы предыдущих дооценок);

• Дт 8411 – Кт 10, 11* (на сумму превышения уценки остаточной стоимости объекта над предыдущими дооценками этого объекта);

• Дт 1411 – Кт 10, 11* (на сумму откорректированного износа объекта)

* Конкретный субсчет выбирается бюджетным учреждением в зависимости от переоцененной группы ОС.

Как оформить и показать в отчетности?

Информация о переоценке основных средств вносится в акт* с указанием, в частности, названия объекта, инвентарного (номенклатурного) номера, первоначальной (переоцененной) и справедливой стоимости, суммы износа, индекса переоценки, суммы переоцененной стоимости и износа после проведения переоценки, суммы изменения в стоимости объекта и его износа, ликвидационной стоимости.

* Форма акта переоценки основных средств утверждена Приказом № 818.

Акт в одном экземпляре составляется комиссией, назначенной распоряжениям (приказом) руководителя субъекта государственного сектора, и утверждается руководителем субъекта государственного сектора.

В дальнейшем акт передается в бухгалтерскую службу для переноса информации в учетные регистры, о чем делается отметка.

Сведения о проведенной переоценке фиксируются в регистрах аналитического учета ОС (п. 6 разд. ІІІ НП(С)БУгс 121).

В частности, данные об изменении стоимости и суммы износа переоцененных ОС вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств.

После завершения всех формальностей итоговые цифры переоценки ОС попадут в финансовую отчетность бюджетного учреждения.

В бюджетной отчетности полученные от переоценки результаты не фиксируются.

Где именно отражаются результаты переоценочных операций, покажем в таблице (см. табл. 2).

Таблица 2

№ п/п

Форма

Строка

Содержание операции

1

Баланс (форма № 1-дс) 

графа 4, строки 1000, 1001, 1002

Вносятся данные о переоцененной стоимости основных средств на конец отчетного периода

графа 4, строка 1410

Отражается результат дооценки (уценки) ОС, повлиявший на капитал в дооценках на конец отчетного периода

2

Отчет о финансовых результатах (форма № 2-дс) 

графа 3, строка 2050

В составе прочих доходов от обменных операций отражается сумма дооценки остаточной стоимости в пределах предыдущих уценок, которые были включены в состав расходов

графа 3, строка 2250

В составе прочих расходов по обменным операциям на сумму превышения уценки остаточной стоимости объекта над предыдущими дооценками данного объекта

3

Отчет о собственном капитале (форма № 4-дс) 

графа 4, строка 4100

Вносятся суммы дооценок (уценок) основных средств на конец отчетного периода

4

Примечания к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс) 

графы 5, 6 раздела І "Основні засоби"

Это только одна статья, больше на эту тему читайте в издании БУХГАЛТЕР&ЗАКОН

https://bz.ligazakon.net/#/journals/list 

Полезными также будут другие публикации, в частности:

"По какому КЭКР планировать приобретение МНМА и ОС: правильно "просеиваем" расходы";

"Учетные тонкости бесплатной передачи ОС от одного учреждения другому";

"Для госсектора модернизировали бухстандарты и финотчетность".

1. НП(С)БУгс 121 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

2. Закон № 2658Закон Украины "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине" от 12.07.2001 г. № 2658-III.

3. Приказ № 818 приказ Минфина "Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления" от 13.09.2016 г. № 818.

4. Типовая корреспонденция – Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

5. Методрекомендации № 11 – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua