Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Долгострой в подарок, или Как бюджетному учреждению показать полученную "незавершенку"
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Иногда по решению органов управления бюджетному учреждению передается определенное имущество. Хорошо, когда пользоваться им можно сразу, но что делать, когда в подарок достался недострой? Как учитывать такой объект? Ответы найдете в статье.

Одним из законных способов формирования имущества бюджетного учреждения является бесплатная передача имущества по решению субъекта управления (ст. 140 ХКУ). Таким имуществом вполне может оказаться недостроенный объект.

Как бы там ни было, однако для бухгалтера бюджетного учреждения важно понимать, к какому виду активов отнести то или иное "достояние". В большинстве случаев ориентиром будут именно бухстандарты.

Бухгалтерский учет

По определению объекты незавершенного строительства – это разновидность незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы.

Напомним: такими объектами являются капитальные инвестиции в строительство, изготовление, реконструкцию, модернизацию, приобретение объектов необоротных материальных активов, ввод в эксплуатацию которых на дату баланса не произошло (п. 4 разд. І НП(С)БУгс 121).

Подобное определение можно найти и в Методрекомендациях по учету ОС. В них, в частности, указано, что расходы на строительство, изготовление, приобретение и улучшение объектов основных средств с начала указанных работ и до ввод в эксплуатацию являются незавершенными капитальными инвестициями (п. 1 разд. IX Методрекомендаций по учету ОС).

Учреждения ведут бухгалтерский учет таких расходов на субсчете 1311 "Капитальные инвестиции в основные средства", то есть включают их в дебет данного субсчета. Напомним: он предназначается для учета расходов на приобретение, создание (изготовление) собственными силами и улучшение основных средств, а также расходов по незавершенным / завершенным, но не сданным в эксплуатацию объектам капитального строительства, реконструкции, модернизации основных средств.

Для учета указанных расходов целесообразно вести отдельный регистр аналитического учета незавершенных капитальных инвестиций. Можно, например, разработать специальную форму – карточку учета объектов необоротных активов в составе незавершенных капитальных инвестиций.

Дальнейшая учетная судьба таких активов будет зависеть от принятых управленческих решений. Давайте рассмотрим ситуацию, в которой бюджетное учреждение собирается достроить незавершенное строительство и ввести в эксплуатацию как объект основных средств.

Достраиваем недострой

Все расходы, связанные с достройкой незавершенного объекта строительства, бюджетное учреждение отражает как капитальные инвестиции на создание объекта основных средств, то есть продолжает накапливать их по дебету субсчета 1311.

Добавим, что бюджетным учреждениям следует учитывать указанные расходы по таким направлениям работ (расходов):

• проектно-изыскательские работы;

• строительные работы;

• работы по монтажу оборудования;

• приобретение оборудования, требующего монтажа;

• приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструментов и инвентаря;

• прочие капитальные работы и расходы.

После окончания всех работ, связанных со строительством, объект вводится в эксплуатацию. При этом оформляется акт ввода в эксплуатацию основных средств по форме, утвержденной Приказом № 818.

В бухучете такое событие будет сопровождаться включением объекта капитальных инвестиций в состав основных средств. То есть все расходы, признанные незавершенными капитальными инвестициями и накопленные по дебету субсчета 1311, в дальнейшем сформируют первоначальную стоимость построенного объекта.

Первоначальную стоимость вновь образованного (достроенного) объекта ОС будут составлять не только расходы, осуществленные в связи со строительством, но и приобретенная стоимость, возникшая во время непосредственной передачи капинвестиций бюджетному учреждению.

Для этого в бухгалтерском учете делают запись – Дт 1013 – Кт 1311, показывая увеличение внесенного капитала и уменьшение целевого финансирования – Дт 5411 – Кт 5111 (п. 5 разд. IX Методрекомендаций и п. 1.9 Типовой корреспонденции).

Для завершения работ, связанных со строительством полученного недостроя бюджетному учреждению может понадобиться проектно-сметная документация. Напомним: в зависимости от вида выполняемых работ учреждения осуществляют расходы на ее изготовление по следующим КЭКР:

2240 "Оплата услуг (кроме коммунальных)". Код предназначается для оплаты услуг по разработке проектно-сметной документации для текущего ремонта, монтажа оборудования или для платы за градостроительное обоснование и прочие передпроектные работы на проведение капитального ремонта (строительства, реконструкции), если такие работы не включены в проектно-сметную документацию (пп. 2.2.4 Инструкции № 333);

3131 "Капитальный ремонт жилищного фонда (помещений)". Он применяется для изготовления проектно-сметной документации на капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов, а также выполнения сопутствующих работ, являющихся согласно государственным строительным нормам частью общей стоимости указанных работ (пп. 3.1.3.1 Инструкции № 333);

3132 "Капитальный ремонт прочих объектов". Код предназначается для изготовления проектно-сметной документации на капитальный ремонт прочих объектов и выполнения сопутствующих работ, являющихся в соответствии с государственными строительными нормами частью общей стоимости указанных работ  (пп. 3.1.3.2 Инструкции № 333).

Собственно, по такому же принципу КЭКР применяется и к выполняемым работам, связанным с завершением строительства объекта (доведением до состояния, пригодного для использования).

Дополнительно о КЭКР читайте, в частности, в материалах:

"По какому КЭКР оплатить услуги по технадзору во время строительства";

"Выбираем код расходов на сертификацию завершенного строительства";

"При планировании расходов на установку ограждения применяют "капитальные" КЭКР".

Предлагаем закрепить информацию на практике.

Условие:

Бюджетное учреждение получило незавершенный объект строительства (незавершенные капитальные инвестиции) на основании решения органа управления. Стоимость объекта составляет 15000000,00 грн. Получение оформлено актом приемки-передачи.

Учреждение приняло решение о завершении строительства объекта и вводе его в эксплуатацию. Общая стоимость работ – 8000000,00 грн.

Решение:

Пример отражения указанных операций приведен в таблице.

Таблица

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

Дебет

Кредит

1

Отражено зачисление незавершенного объекта строительства на баланс на основании акта приемки-передачи

1311

5411

15000000,00

2

Получено финансирование для завершения объекта строительства

2313

5411

8000000,00

3

Включены в состав капитальных инвестиций строительно-монтажные работы

1311

2313

8000000,00

4

Введен объект строительства в эксплуатацию

1013

1311

23000000,00

5

Отражены изменения в капитале (одновременно с введением объекта в эксплуатацию)

5411

5111

23000000,00

На данную тему читайте также публикации:

"Какие строительные работы не требуют разрешительной документации";

"Ставим ОС на "паузу", Или как законсервировать имущество бюджетного учреждения";

"Ищем ответы на проблемные вопросы: бюджетные ОС и запасы";

"Подарки и внутриведомственная передача ОС: учетные нюансы у бюджетников";

"Бесплатное получение необоротных активов у бюджетников: берем на учет и начисляем амортизацию".

1. ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

2. НП(С)БУгс 121  – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

3. Приказ № 818 приказ Минфина "Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления" от 13.09.2016 г. № 818.

4. Инструкция № 333 – Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета и Инструкции по применению классификации кредитования бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

5. Методрекомендации по учету ОС – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua