Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Недостачи товаров в ВЭД: особенности валютного надзора
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Недостача товаров – ситуация со всех сторон неприятная. В сфере ВЭД проблемы еще усугубляются и тем, что при тех или иных обстоятельствах такую операцию могут не снять с валютного надзора. А это чревато начислением ВЭД-пени. О том, как избежать таких неприятных последствий, издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет в статье.

Сроки расчетов

Напомним, что по нормам ч. 1 ст. 13 Закона № 2473 Национальный банк Украины вправе устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров. Нацбанк Украины имеет право устанавливать минимальные предельные суммы операций по экспорту и импорту товаров, на которые распространяются определенные в соответствии с настоящим Законом предельные сроки расчетов.

Предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров установлены в п. 21 разд. ІІ Положения № 5 и составляют 365 календарных дней.

Согласно п. 6 Инструкции № 7 банк осуществляет валютный надзор за соблюдением резидентом предельных сроков расчетов по:

1) операции резидента по экспорту товаров, если на дату таможенного оформления продукции расчеты по такой операции не завершены (средства от продажи нерезиденту товара на текущий счет резидента не поступили или поступили не в полном объеме) или в банке отсутствует информация о завершении расчетов по такой операции;

2) операции резидента по импорту товаров, если на дату оплаты резидентом товара [а в случае применения расчетов в форме документарного аккредитива – на дату осуществления банком платежа в пользу нерезидента (дату списания денежных средств со счета банка)] нерезидентом не была осуществлена поставка по операции по импорту товара с оформлением типов таможенных деклараций, указанных в пп. 3 п. 9 Инструкции № 7, и отражением информации о таком оформлении в реестре таможенных деклараций, или документов, указанных в пп. 3, 4 п. 9 Инструкции № 7, или в банке отсутствует информация об осуществлении поставки по такой операции.

По нормам ч. 5 ст. 13 Закона № 2473 нарушение резидентами срока расчетов, установленного в соответствии с данной статьей, влечет за собой начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте (при осуществлении расчетов по внешнеэкономическому договору (контракту) в национальной валюте) или в иностранной валюте, пересчитанной в национальную валюту по курсу Нацбанка Украины, установленному на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара).

Исключительные нормы

Из вышеприведенных правил о соблюдении предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров имеются исключения.

Во-первых, в соответствии с пп. 1 п. 22 разд. ІІ Положения № 5 предельные сроки расчетов, указанные в п. 21 разд. ІІ настоящего Положения, не распространяются на операцию по экспорту, импорту товаров (включая незавершенные расчеты по операции), сумма которой (в эквиваленте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Нацбанком Украины на дату совершения операции) меньше размера, установленного для финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу согласно законодательству в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма либо финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее в разд. ІІ настоящего Положения – незначительная сумма), кроме дробления операций по экспорту товаров или дробления валютных операций.

Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она совершается, равна либо превышает 150000 грн или равна либо превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную 150000 грн (ч. 1 ст. 15 Закона № 1702).

Таким образом, если сумма экспортной или импортной операции составляет менее 150000 грн, предельные сроки расчетов на нее не распространяются.

Но! Банк может проверить операцию на предмет дробления. В частности, в пп. 5 п. 3 Инструкции № 7 приведены признаки дробления операций по экспорту товара, под которым понимается искусственное деление поставки товара по операции по экспорту товара, предусматривающее одновременное наличие следующих признаков:

– операции по экспорту товара осуществляются одним резидентом;

– операции связаны между собой одним контрагентом-нерезидентом и договором (контрактом, соглашением, другим документом, который применяется в международной практике и может считаться договором);

– сумма каждой операции по экспорту товара меньше незначительной суммы (150000 грн);

– сумма операций по экспорту товара за календарный месяц превышает десятикратный размер операции на незначительную сумму (1500000 грн).

Признаки дробления валютной операции приведены в пп. 2 п. 2 Положения № 8. Согласно указанной норме таковым является искусственное деление общей суммы валютной операции, подлежащей анализу и проверке в соответствии с требованиями Положения № 8, предусматривающее одновременное наличие таких признаков:

– валютные операции осуществляются одним лицом;

– валютные операции связаны между собой одними контрагентами, основаниями (договором, контрактом, соглашением, другим документом, который применяется в международной практике и может считаться договором), назначением валютной операции;

– каждая валютная операция осуществляется на сумму, которая меньше незначительной суммы (150000 грн);

– валютные операции осуществляются не менее чем три раза в календарную неделю и/или десять раз в календарный месяц;

– общая сумма валютных операций за календарную неделю превышает двукратный размер (300000 грн) и/или за календарный месяц – восьмикратный размер (1200000 грн) незначительной суммы (в эквиваленте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Нацбанком Украины на дату совершения операции);

– другие признаки дробления валютных операций, которые установлены по собственному усмотрению уполномоченным учреждением.

Во-вторых, по нормам пп. 1 п. 9 Инструкции № 7 банк завершает осуществление валютного надзора за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов, если сумма незавершенных расчетов по операции по экспорту, импорту товаров не превышает незначительной суммы (150000 грн). При осуществлении расчетов по экспорту, импорту товаров в иностранной валюте сумма незавершенных расчетов по операции определяется по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Нацбанком Украины на дату последнего события по соответствующей операции (последняя дата платежа / поступления денежных средств, дата поставки товара, дата зачета встречных однородных требований).

Как видим, если стоимость недостающего товара в импортной операции или сумма недополученной валюты в экспортной операции не превышает 150000 грн, банк не осуществляет валютный надзор за такой операцией, а ВЭД-пеня на эту сумму не начисляется.

Документы для снятия недостач товаров с валютного надзора

Согласно п. 12 Инструкции № 7 уменьшение суммы денежных средств, которые должны поступить или в пользу резидента от нерезидента в качестве оплаты за экспорт товара либо стоимости импортируемых товаров, среди прочего допускается при условии, если в течение выполнения обязательств по договору:

1) происходит пересмотр цены товаров в связи с несоответствием их количественных и/или качественных характеристик условиям договора – на сумму недопоставленных (недополученных) и/или некачественных товаров. Решение о таком несоответствии принимается Международным коммерческим арбитражным судом либо Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате или другим органом, уполномоченным рассматривать споры или удостоверять такое несоответствие согласно правилам либо обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора;

2) происходит пересмотр цены товаров вследствие действий форс-мажорных обстоятельств, которые привели к изменению количественных и/или качественных характеристик товара, – на сумму недопоставленных (недополученных) и/или некачественных товаров. Изменение цены товара должно быть подтверждено Торгово-промышленной палатой или другим уполномоченным органом (экспертной организацией) согласно правилам либо обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора;

3) товары уничтожены, конфискованы, испорчены, украдены, утеряны – на сумму их стоимости (если право собственности на товар в соответствии с условиями договора принадлежит резиденту). Наличие таких обстоятельств должно быть подтверждено органами, уполномоченными осуществлять такое подтверждение согласно законодательству страны, на территории которой произошли такие события.

Подытожим: если сумма недостающего товара, который будет недополучен по импортному контракту или за который будет недополучена выручка по экспортному контракту, не превышает 150000 грн – волноваться не стоит. Банк снимет эту операцию без дополнительных документов на основании пп. 1 п. 9 Инструкции № 7. При этом ВЭД-пеня начисляться не будет, поскольку согласно пп. 1 п. 22 разд. ІІ Положения № 5 предельные сроки расчетов из п. 21 разд. ІІ настоящего Положения не распространяются на операцию по экспорту, импорту товаров (включая незавершенные расчеты по операции) с незначительной суммой.

Если же стоимость недостающего товара превышает порог в 150000 грн, то для снятия операции с валютного надзора резиденту необходимо будет получить дополнительные документы, указанные в п. 12 Инструкции № 7. Обычно в таких случаях приходится обращаться с соответствующим иском в Международный коммерческий арбитражный суд, Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате или другой орган, уполномоченный рассматривать споры или удостоверять такое несоответствие согласно правилам либо обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора.

Также на эту тему читайте статьи:

"Недостачи импортных товаров: если выявлены до пересечения границы";

"Недостачи импортных товаров: если выявлены после пересечения границы";

"Недостачи товаров в экспортно-импортных операциях: таможенное регулирование";

"Недостачи товаров в экспортно-импортных операциях: правовые аспекты";

"Недостачи экспортных товаров: налоговый и бухгалтерский учет".

1. Закон № 1702Закон Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" от 14.10.2014 г. № 1702-VII.

2. Закон № 2473Закон Украины "О валюте и валютных операциях" от 21.06.2018 г. № 2473-VIII.

3. Инструкция № 7 – Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденная постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 7.

4. Положение № 5 – Положение о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5.

5. Положение № 8 – Положение о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 8.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua