Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Осторожно, тролль! Теперь – торговых марок

Вслед за патентными троллями активизировались их "близкие родственники" – тролли по торговым маркам и авторскому праву.

Представьте, ваша компания достигла немалых успехов, качество конечного продукта – на высоте, каналы поставок отлажены, клиентская база растет, потенциал огромен. И вдруг вы получаете иск. Некая компания пытается заблокировать использование вами вашего же бренда, например, на рынках Азии – масштабирование бизнеса и выход на внешние рынки под угрозой...

О существовании патентных троллей знают все. Некоторые с ними даже сталкивались, становились их жертвой, платили вознаграждение или начинали судебные тяжбы. Но, помимо патентных троллей, существуют и другие "интеллектуальные виртуозы" – тролли по торговым маркам (trademark trolls) и по авторскому праву (copyright trolls).

В зоне риска

Бизнес-модель троллей достаточно проста – они регистрируют на себя. Например, торговую марку малоизвестной, но перспективной компании. Как правило, на быстрорастущем рынке или с хорошим продуктом. Также в зоне риска – успешные компании, которые попросту забыли зарегистрировать свою ТМ в той или иной стране. Это касается и компаний с большой продуктовой линейкой, которые много экспериментируют, выводят продукты на рынки, но не сразу регистрируют за собой все обозначения.

Дизайнеры, художники, музыкальные исполнители и прочие творческие и известные люди, для которых важен их псевдоним или фамилия, тоже становятся жертвами троллей. Кстати, зарегистрировать чью-либо фамилию на себя довольно непросто. Но тут далеко не каждый юрист может докопаться до сути и вовремя выявить потенциальные угрозы для бизнеса. А дальше – удачный момент для тролля. И требования выплат немалых гонораров и прочих вознаграждений.

Инструмент давления

Как, собственно, происходит троллинг? Например, тролль подает в суд на компанию, которая в действительности является автором названия, бренда. Или же отслеживает, когда компания подала заявку на регистрацию ТМ, после чего подает оппозицию против ее регистрации. Ну и, конечно же, внесение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр никто не отменял. А в последнее время наблюдается все больше действий еще и в сфере интернет-троллинга – подача жалоб в адрес Amazon, Etsy и других площадок на торговцев с целью блокировки их работы. Да, это может быть недобросовестный дистрибьютор.

Тактика и практика

Самый верный для бизнеса способ противостоять троллям – не допускать возможности "украсть" ТМ. В частности, своевременно подавать заявки на регистрацию ТМ в тех странах, где планируете свое присутствие. Анонсируете продукт? Сначала подайте заявку, а потом рассказывайте о нем всему миру, в том числе потенциальным партнерам, инвесторам и клиентам. Также весьма целесообразно ограничить доступ сотрудников к идеям новых продуктов, подписать с ними договор о неразглашении конфиденциальной информации. А в случае, когда работаете с рекламным агентством, копирайтером, дизайнером, не будет лишним обязательство подрядчика о неразглашении информации.

Обязательно подавайте заявки на ТМ не только в своей стране, но и в тех, где намерены вести бизнес. Среди прочего – не забывайте о транслитерации названий.

Еще одна мера – отслеживать поданные заявки на регистрацию ТМ и вовремя подавать оппозиции. Ведомства большинства стран официально публикуют поданные заявки. У компании, которая отследила момент, когда тролль по ТМ подал заявку на ее марку, еще есть шанс опять-таки подать оппозицию против регистрации ТМ. Обычно ведение оппозиции – менее затратный процесс, нежели судебный процесс по признанию недействительной ТМ.

Не менее важно бизнесу отслеживать уже зарегистрированные ТМ. Весьма желательно узнать информацию о зарегистрированной ТМ на имя тролля от своего патентного поверенного, а не от таможенного брокера при остановке продукции на таможне. Если ТМ уже зарегистрирована, то в большинстве стран, в том числе и в Украине, признать недействительным свидетельством можно будет только в судебном порядке. Основания могут быть разными. Например, введение в заблуждение о лице, производящем товар или предоставляющем услуги; схожесть с фирменным наименованием, которое известно в Украине. Кстати, в некоторых странах предусмотрено такое основание, как "недобросовестная регистрация" или "злоупотребление правом" владельца ТМ. В Украине, к сожалению, пока такого правила нет.

Кроме того, следует сохранять доказательства создания и использования ТМ: где и как компания впервые использовала обозначение, на протяжении какого периода и т. д. Таким образом, в случае возникновения проблем у компании всегда будут доказательства, что обозначение создала именно она или по ее заказу. К сожалению, в Украине пока многие предприниматели полагаются на добрые отношения с теми же подрядчиками.

Многие наивно полагают, что дизайнер сразу подпишет договор нужной датой при первом же обращении к нему. А полиграфия, которая получает тысячи заказов в неделю, сможет найти через три года мой макет и, соответственно, у меня будет доказательство того, что именно я его им отправлял. Практика же такова, что шансы на победу в суде таят на глазах просто из-за отсутствия надлежаще оформленных документов.

"Дорогой" урок

Одна из самых распространенных ошибок, которую допускает бизнес, узнав о регистрации ТМ сторонним лицом, – ждать. Пока тролль не начнет сам нападать. А тролль может просто-напросто выжидать. Так, несколько лет назад одна известная компания-производитель обнаружила на полках супермаркета чужую продукцию под ее брендом. Когда перепроверили, оказалось, что ТМ зарегистрирована еще на одно лицо. Директор компании решил самостоятельно написать письмо-претензию, в ответ на которое тролль сразу же прекратил продавать продукцию. Но на самом деле он выждал три года, после чего возобновил ее выпуск. Однако к тому времени уже истекли сроки исковой давности для признания ТМ недействительной. И это был тот случай, когда компании не оставалось больше ничего иного, как провести ребрендинг и извлечь урок.

Резюме статьи

Для любого бизнеса, независимо от его размера и сферы деятельности, важно защитить свои активы. То, что вы уверены в надежности и добросовестности ваших партнеров и дистрибьюторов – хорошо. Но это не дает вам основания пренебрегать грамотным управлением портфелем торговых марок или патентов. Тем более, если вы собираетесь расширяться и в обозримом будущем вести деятельность за рубежом. Без этого устойчивое развитие бизнеса невозможно.

Мария Ортинская, патентный поверенный, адвокат,
управляющий партнер патентно-юридической компании IPStyle

Источник: blog.liga.net

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua