Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Финансовый лизинг: правовые аспекты
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Финансовый лизинг давно пользуется популярностью у субъектов хозяйствования. Ведь такие договоры позволяют приобрести "в рассрочку" объект основных средств. При этом в выигрыше как лизингодатель, который получает за свою услугу дополнительные комиссионные (проценты), так и лизингополучатель, который некоторое время пользуется объектом лизинга без уплаты за него полной стоимости. В то же время при заключении договоров финлизинга следует обратить внимание на те или иные нюансы, о чем и расскажет издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН.

Что относится к договорам финлизинга

Характеристику договоров финлизинга содержит целый ряд нормативных актов, а именно: ст. 1 Закона № 1381, ст. ст. 806 – 809 ГКУ, ст. 292 ХКУ, пп. 14.1.97 НКУ, п. 4 П(С)БУ 14. Однако договоры финлизинга в них определены по-разному.

Суды при решении спорных вопросов ориентируются на определение из ч. 1 ст. 806 ГКУ, согласно которому:

По договору лизинга одна сторона (лизингодатель) передает или обязуется передать другой стороне (лизингополучателю) в пользование имущество, которое принадлежит лизингодателю на праве собственности и было приобретено им без предварительной договоренности с лизингополучателем (прямой лизинг), или имущество, специально приобретенное лизингодателем у продавца (поставщика) в соответствии с установленными лизингополучателем спецификациями и условиями (непрямой лизинг), на определенный срок и за установленную плату (лизинговые платежи).

В положениях ч. 1 ст. 806 ГКУ и ч. 1 ст. 292 ХКУ выделены два вида договоров лизинга, по которым лизингодатель передает или обязуется передать лизингополучателю в пользование имущество, принадлежащее лизингодателю на праве собственности, на определенный срок и за установленную плату, а именно:

прямой лизинг – договор, предусматривающий передачу имущества, приобретенного лизингодателем без предварительной договоренности с лизингополучателем;

непрямой лизинг – договор, согласно которому лизингодатель передает лизингополучателю имущество, специально приобретенное им у продавца (поставщика) в соответствии с установленными лизингополучателем спецификациями и условиями.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона № 1381 по договору финансового лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность вещь у продавца (поставщика) в соответствии с установленными лизингополучателем спецификациями и условиями и передать ее в пользование лизингополучателю на определенный срок не менее одного года за установленную плату (лизинговые платежи). Как видим, в ст. 1 Закона № 1381 к финлизингу отнесен лишь непрямой лизинг. При этом в ч. 1 ст. 2 Закона № 1381 указано, что отношения, возникающие в связи с договором финлизинга, регулируются положениями ГКУ о лизинге, найме (аренде), купле-продаже, поставке с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом.

В то же время в определение финлизинга (финаренды) из пп. 14.1.97 НКУ и п. 4 П(С)БУ 14 попадают непрямой и прямой лизинг.

Так, согласно пп. 14.1.97 НКУ:

лизинговая (арендная) операция – хозяйственная операция (кроме операций по фрахтованию (чартеру) морских судов и других транспортных средств) физического или юридического лица (арендодателя), предусматривающая предоставление основных средств в пользование другим физическим либо юридическим лицам (арендаторам) за плату и на определенный срок.

Лизинговые (арендные) операции осуществляются в виде оперативного лизинга (аренды), финансового лизинга (аренды), обратного лизинга (аренды), аренды жилья с выкупом, аренды земельных участков и аренды зданий, в том числе жилых помещений.

Лизинговые операции делятся на:

а) оперативный лизинг (аренда) – хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая передачу арендатору основного фонда, приобретенного или изготовленного арендодателем, на условиях иных, нежели предусматриваемые финансовым лизингом (арендой);

б) финансовый лизинг (аренда) – хозяйственная операция, осуществляемая физическим или юридическим лицом и предусматривающая передачу арендатору имущества, которое является основным средством согласно настоящему Кодексу и приобретено или изготовлено арендодателем, а также всех рисков и вознаграждений, связанных с правом пользования и владения объектом лизинга.

В абз. "б" пп. 14.1.97 НКУ приведены критерии, при соблюдении которых лизинг (аренда) относится к финансовому (см. статью "Финансовый лизинг: налоговый учет по внутриукраинским договорам").

В свою очередь, в п. 4 П(С)БУ 14 финансовая аренда определена как аренда, предусматривающая передачу арендатору всех рисков и выгод, связанных с правом пользования и владения активом. В этой же норме указаны признаки, по которым аренда считается финансовой (см. публикацию "Бухгалтерский учет финансовой аренды по П(С)БУ: общие моменты").

Таким образом, для налогово-бухгалтерской классификации финлизинга не имеет значения, на каких условиях приобретался передаваемый по договору объект.

Характеристика договоров финлизинга

В соответствии с ч. 2 ст. 806 ГКУ к договору лизинга применяются общие положения о найме (аренде) с учетом особенностей, установленных этим параграфом и законом. К отношениям, связанным с лизингом, применяются общие положения о купле-продаже и положения о договоре поставки, если иное не установлено законом.

Суды подчеркивают, что договор лизинга по своей правовой природе является смешанным и содержит элементы договора аренды и договора купли-продажи. Это следует из содержания договора согласно ст. 628 ГКУ (см. по этому поводу, например, постановления ВС от 28.02.2018 г. № 451/525/16-ц, от 14.03.2018 г. № 173/124/16, от 08.05.2018 г. № 592/3746/16-ц, от 07.06.2018 г. № 598/754/16-ц, от 14.11.2018 г. № 630/59/16-ц, от 17.07.2019 г. № 529/918/16-ц).

Нотариальному удостоверению подлежат договоры:

• найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) сроком на 3 года и более (ч. 2 ст. 793 ГКУ);

• найма транспортного средства с участием физического лица (ч. 2 ст. 799 ГКУ);

• аренды жилья с выкупом (ч. 2 ст. 811 ГКУ).

Требования относительно нотариального удостоверения, по мнению судов, распространяются и на соответствующие договоры финлизинга. В частности, суды в упомянутых решениях придерживаются позиции, что в соответствии с ч. 1 ст. 220 ГКУ при несоблюдении сторонами требования закона о нотариальном удостоверении договора финлизинга он является ничтожным.

Кроме того, договоры финлизинга, заключенные с физическими лицами, суды исследуют на предмет соблюдения норм ст. 18 Закона № 1023. Согласно указанной норме продавец (исполнитель, производитель) не должен включать в договоры с потребителем условия, которые являются несправедливыми. Условия договора являются несправедливыми, если вопреки принципу добросовестности его следствием является существенный дисбаланс договорных прав и обязанностей во вред потребителю.

Приведем несколько судебных решений, в которых договоры финлизинга были признаны ничтожными (ст. ст. 215, 216 ГКУ).

В постановлении ВС от 23.01.2018 г. № 544/537/16-ц суд подчеркнул, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона № 1381 существенными условиями договора лизинга являются:

• предмет лизинга;

• срок, на который лизингополучателю предоставляется право пользования предметом лизинга (срок лизинга);

• размер лизинговых платежей;

• другие условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Кроме того, учитывая юридическую природу договора финлизинга и положения ст. 692 ГКУ, потребитель услуг при заключении такого договора имеет право знать объем своих финансовых обязательств и цену транспортного средства, которое лизингодатель передает ему в пользование за плату с правом выкупа. При этом цена предмета лизинга является существенным условием такого договора согласно требованиям ст. ст. 638, 655 и 691 ГКУ.

В соответствии с договором, который анализировался в данном деле, при изменении стоимости предмета лизинга с момента заключения договора стороны договорились и приняли на себя обязательство до покупки транспортного средства подписать приложение 3 к договору с установлением ежемесячных платежей, которые рассчитываются из цены транспортного средства на момент покупки.

Из содержания договора следует, что стороны не согласовали поставщика (продавца) автомобиля, окончательно не определили стоимость предмета лизинга, не согласовали график уплаты лизинговых платежей согласно приложению 3 к договору, на который дается ссылка в содержании договора финансового лизинга, однако который к договору не прилагается. При этом в соответствии с договором вместе с подписанным актом приема-передачи лизингодатель передает лизингополучателю график уплаты лизинговых платежей (приложение 3 к договору), который стороны обязаны подписать до момента подписания акта приема-передачи.

Исходя из этого, суд пришел к выводу, что на момент заключения договора финлизинга лизингополучатель был лишен возможности ознакомиться с объемом своих денежных обязательств и графиком лизинговых платежей, что свидетельствует о неопределенности общего объема денежных обязательств лизингополучателя.

Кроме того, суд обратил внимание на то, что согласно ч. 2 ст. 16 Закона № 1381 лизинговые платежи могут включать:

• сумму, которая возмещает часть стоимости предмета лизинга;

• платеж в качестве вознаграждения лизингодателю за полученное в лизинг имущество;

• компенсацию процентов по кредиту;

• прочие расходы лизингодателя, непосредственно связанные с исполнением договора лизинга.

В то же время административный платеж не относится к расходам лизингодателя, непосредственно связанным с исполнением договора лизинга. Ответчик не обосновал соразмерность размера административного платежа за проверку, рассмотрение и подготовку документов для заключения договора и стоимости выполненной услуги, которая в понимании ст. 16 Закона № 1381 не считается лизинговым платежом, а фактически состояла лишь в изготовлении типовой формы договора.

Исходя из этого, Верховный Суд согласился с решениями судов первой и апелляционной инстанций о признании договора финлизинга недействительным.

Такие же выводы Верховный Суд сделал в постановлении от 22.01.2018 г. № 450/375/16-ц. В нем суд также заметил, что в договоре не конкретизирован предмет лизинга (год выпуска, цвет, индивидуальные технические характеристики, индивидуальная комплектация и т. п.) и его цена, исключены и ограничены права лизингополучателя как потребителя относительно лизингодателя при ненадлежащем выполнении им обязанностей, предусмотренных договором и законом, сужены обязанности лизингодателя, которые регламентированы Законом № 1381 и нормами ГКУ, полностью исключена ответственность лизингодателя за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей касательно передачи предмета лизинга и передачи этой вещи надлежащего качества, одновременно существенно расширены права лизингодателя, что противоречит требованиям действующего законодательства. Установленные обстоятельства являются основаниями для заключения: оспариваемый договор не соответствует требованиям ч. 2 ст. 6 Закона № 1381 и нормам ГКУ о лизинге.

На эти обстоятельства Верховный Суд обратил внимание и в постановлении от 14.11.2018 г. № 630/59/16-ц. В нем суды, оценив условия договора финансового лизинга, установили, что они являются несправедливыми и создают существенный дисбаланс договорных прав и обязанностей во вред потребителю. В частности, лизингодатель согласно договору предоставил себе право не возвращать средства, уплаченные лизингополучателем за его услуги, при расторжении договора по инициативе лизингополучателя, в то время как при расторжении договора по инициативе лизингодателя никакие санкции не предусмотрены. К тому же договор финлизинга транспортного средства не был удостоверен нотариально, в связи с чем суд признал его ничтожным.

Финлизинг как финансовая услуга

Финлизинг отнесен к финансовым услугам (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона № 2664). Финансовые услуги предоставляются финансовыми учреждениями, а также, если это прямо предусмотрено законом, физическими лицами – предпринимателями (ч. 1 ст. 5 Закона № 2664). Суды также подчеркивают, что услуги по финлизингу могут предоставляться только финансовыми учреждениями, у которых имеется соответствующая лицензия (см., к примеру, постановления ВС от 28.02.2018 г. № 451/525/16-ц, от 14.03.2018 г. № 173/124/16, от 08.05.2018 г. 592/3746/16-ц, от 07.06.2018 г. № 598/754/16-ц).

Между тем, согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 2664, возможность и порядок предоставления отдельных финансовых услуг юридическими лицами, по своему правовому статусу не являющимися финансовыми учреждениями, определяются законами и нормативно-правовыми актами государственных органов, осуществляющих регулирование деятельности финансовых учреждений и рынков финансовых услуг, изданными в пределах их компетенции. В связи с этим в свое время Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины утвердила Положение № 21, регламентирующее порядок предоставления услуг по финансового лизингу юридическими лицами – субъектами хозяйствования, по своему правовому статусу не являющимися финансовыми учреждениями. Причем на этот документ дается ссылка и в нормативных актах, которые регулируют деятельность лизинговых компаний (см. Распоряжение № 102, Методрекомендации № 142).

В пп. 1.3.1 Положения № 21 финансовая услуга по финансовому лизингу (услуга по финансовому лизингу) определена как операции с финансовыми активами, которые заключаются в приобретении юридическим лицом (лизингодателем) в собственность вещи у продавца (поставщика) в соответствии с установленными лизингополучателем спецификациями и условиями и передаче этой вещи в пользование лизингополучателю на определенный срок не менее одного года за установленную плату (лизинговые платежи) на основании договора финансового лизинга.

Из этого определения следует, что к финансовым услугам относится лишь непрямой лизинг, но суды на данный нюанс обычно не обращают внимания. Они придерживаются позиции, что лизингодатели обязаны быть финансовыми учреждениями и иметь соответствующую лицензию на предоставление финансовых услуг. Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг) утверждены Постановлением № 913.

Лизингодатели обязаны зарегистрироваться в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, и представлять туда отчетность согласно Порядку № 3840. Также они подают квартальную отчетность в Нацкомфинуслуг, начиная с квартала, в котором было принято решение Нацкомфинуслуг относительно внесения информации о лизингодателе в Реестр лиц, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги (п. 2 разд. IV Порядка № 3840).

Если данное условие не будет соблюдено, то к лизингодателю может применяться ответственность.

В частности, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 41 Закона № 2664 на лизингодателя может быть наложен штраф в размере от 1000 до 10000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17000 до 170000 грн), а на его должностное лицо согласно ч. 1 ст. 43 настоящего Закона – штраф в размере от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 до 3400 грн).

При этом договор финлизинга может быть признан недействительным в судебном порядке, о чем свидетельствует вышеприведенная судебная практика.

Также на эту тему читайте статьи:

"Бухгалтерский учет финансовой аренды по П(С)БУ: общие моменты";

"Бухгалтерский учет финансовой аренды по П(С)БУ: учет у арендодателя";

"Бухгалтерский учет финансовой аренды по П(С)БУ: учет у арендатора";

"Финансовый лизинг: налоговый учет по внутриукраинским договорам".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

3. ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

4. Закон № 1023Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-XII.

5. Закон № 1381Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О лизинге" от 11.12.2003 г. № 1381-IV.

6. Закон № 2664Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" от 12.07.2001 г. № 2664-III.

7. П(С)БУ 14 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 "Аренда", утвержденное приказом Минфина от 28.07.2000 г. № 181.

8. Положение № 21 – Положение о предоставлении услуг по финансовому лизингу юридическими лицами – субъектами хозяйствования, по своему правовому статусу не являющимися финансовыми учреждениями, утвержденное распоряжением Госкомфинуслуг от 22.01.2004 г. № 21.

9. Порядок № 3840 – Порядок представления отчетности финансовыми компаниями, финансовыми учреждениями – юридическими лицами публичного права, доверительными обществами, а также юридическими лицами – субъектами хозяйствования, по своему правовому статусу не являющимися финансовыми учреждениями, но имеющими определенную законами и нормативно-правовыми актами Госфинуслуг или Нацкомфинуслуг возможность предоставлять услуги по финансовому лизингу, утвержденный распоряжением Нацкомфинуслуг от 26.09.2017 г. № 3840.

10. Распоряжение № 102распоряжение Нацкомфинуслуг "Об утверждении унифицированных форм актов, составленных по результатам проведения плановых (внеплановых) мероприятий государственного надзора (контроля) относительно соблюдения субъектами хозяйствования требований законодательства в сфере хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг" от 24.01.2019 г. № 102.

11. Методрекомендации № 142 – Методические рекомендации относительно аудиторских отчетов, которые подаются в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, по результатам аудита годовой отчетности и отчетных данных финансовых учреждений за 2017 год, утвержденные распоряжением Нацкомфинуслуг от 01.02.2018 г. № 142.

12. Постановление № 913постановление Кабмина "Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг)" от 07.12.2016 г. № 913.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua