Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Учет в розничной торговле: порядок документооборота
Нина Дьяконова, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Документам в розничной торговле следует уделять пристальное внимание, поскольку обычно контролеры проверяют их с особой тщательностью. В данной статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет, на чем нужно сделать акцент при оформлении первичной документации в рознице.

Оприходование товара

Состав документов, которые оформляются при оприходовании товара, прежде всего зависит от условий доставки товара в магазин. Как правило, такой товар доставляется в магазин автомобильным транспортом. В данном случае оформляется товарно-транспортная накладная (далее – ТТН).

Следует заметить, что определение ТТН, приведенное в разд. 1 Правил № 363, с 12.07.2019 изменилось. Согласно указанной норме ТТН – единый для всех участников транспортного процесса документ, который предназначен для учета товарно-материальных ценностей на пути их перемещения, расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы, и является одним из документов, который может использоваться для списания товарно-материальных ценностей, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные настоящими Правилами.

Как видим, по новым правилам ТТН можно оформлять и в электронном виде. Такая ТТН подписывается с помощью электронной подписи водителя и/или экспедитора, ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя.

Создание, отправка, передача, получение, хранение, обработка, использование, уничтожение ТТН в электронном виде осуществляются в соответствии с Законом № 851 и Законом № 2155. При оформлении ТТН в электронном виде сопроводительные документы прилагаются также в электронной форме (п. 11.1 Правил № 363).

В случае оформления ТТН в бумажной форме субъект хозяйствования может:

1) использовать форму, приведенную в приложении 7 к Правилам № 363;

2) оформить документ в произвольной форме при условии наличия в ТТН информации о:

– названии документа,

– дате и месте его составления,

– наименовании (фамилия, имя, отчество) перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя,

– наименовании и количестве груза, его основных характеристиках и признаках, которые позволяют однозначно идентифицировать данный груз,

– автомобиле (марка, модель, тип, регистрационный номер), прицепе/полуприцепе (марка, модель, тип, регистрационный номер),

– пунктах погрузки и разгрузки с указанием полного адреса, должности, фамилии и подписей ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора.

При составлении ТТН в бумажной форме сопроводительные документы прилагаются в бумажной форме за подписью ответственных лиц (п. 11.1 Правил № 363).

ТТН является основным документом на перевозку грузов, и ранее на необходимость ее наличия обращали внимание официальные органы (см. письма Мининфраструктуры Украины от 11.03.2014 г. № 2455/25/10-14, от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14, ГФСУ от 29.10.2015 г. № 22911/6/99-99-19-02-02-15, от 15.01.2016 г. № 621/6/99-99-19-02-02-15).

Сейчас налоговики не рискуют отвечать на вопрос об обязательности наличия ТТН для подтверждения права на расходы и направляют за ответом в Минфин (см. ИНК ГФСУ от 10.04.2018 г. № 1513/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 23.06.2018 г. № 2801/6/99-99-15-02-01-15/ІПК, от 01.02.2019 г. № 355/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 11.05.2019 г. № 2092/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 05.06.2019 г. № 2547/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

При этом налоговики отмечают, что ТТН, составленная в предусмотренных законодательством случаях:

– подтверждает факт предоставления услуг по перевозке товаров;

– является одним из дополнительных документальных свидетельств реальности осуществления хозяйственной операции по поставке товаров.

При получении товара другим способом для подтверждения факта реальности осуществления хозяйственной операции у налогоплательщика должны иметься другие первичные документы, свидетельствующие о транспортировке товара к месту назначения (см. ИНК ГФСУ от 19.02.2018 г. № 654/6/99-99-14-03-03-15/ІПК, от 17.04.2019 г. № 1637/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Заметим, что ТТН не нужно оформлять и при автомобильных перевозках в ситуации, когда покупатель приобретает товар у поставщика на условиях EXW "Франко-завод". Тогда товар переходит в собственность покупателя на территории поставщика, и покупатель его уже перевозит собственным транспортом. Водитель при этом обязан иметь при себе документы, указанные в п. 2 Перечня № 207, в число которых ТТН не входит. То, что в таком случае оформлять ТТН необязательно, подтверждало ранее и Мининфраструктуры Украины в письме от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14.

Расходная накладная при наличии ТТН обязательно нужна только в том случае, когда в ТТН нет возможности перечислить все наименования груза. Тогда к ТТН заказчик приобщает документ произвольной формы с обязательным указанием сведений о грузе (графы 1 – 10 ТТН). При этом в ТТН отмечается, что к ней прилагается как товарный раздел документ в бумажной или электронной форме, без которого ТТН считается недействительной и не может использоваться для расчетов с заказчиком (п. 11.6 Правил № 363). В качестве такого дополнения можно использовать и расходную накладную.

После внесения изменений в приведенное в Правилах № 363 определение ТТН некоторые специалисты стали утверждать, что наличия одной ТТН недостаточно для подтверждения факта приобретения ТМЦ и необходимо дополнительно оформлять еще и расходную накладную. Нам такой подход представляется ошибочным, поскольку ТТН является полноценным первичным документом, подтверждающим хозяйственную операцию по перемещению товара. Ведь данный документ соответствует всем признакам первичного документа из ч. 2 ст. 9 Закона № 996 и п. 2.4 Положения № 88. Вместе с тем осторожные плательщики с целью подстраховки могут оформить дополнительно к ТТН еще и расходную накладную, но повторим, что это не является обязательным.

Если же ТТН не оформляется (например, при доставке товара на условиях EXW), то для перевозки и оприходования товара необходимо составить расходную накладную.

В ситуации, когда товары поступают на склад, материально ответственное лицо может также выписать приходный ордер формы № М-4, утвержденный приказом Минстата Украины от 21.06.96 г. № 193, или акт приема. Об этом сказано в п. 2.1 Методрекомендаций № 157. Там же указано, что согласно установленному графику документооборота материально ответственные лица должны сдавать в бухгалтерию товарные отчеты, к которым прилагаются все приходные и расходные документы. Форма товарного отчета содержится в приложении 6 к Методрекомендациям № 157. Его приходная часть заполняется на основании приходных документов, а расходная – на основании Z-отчетов, расчетных квитанций и возвратных накладных.

Товарный отчет составляется в двух экземплярах: первый экземпляр с документами, которые прилагаются к нему, сдается в бухгалтерию; второй остается у материально ответственного лица. Оба экземпляра подписываются материально ответственным лицом.

Сертификаты на товар

После утраты силы Декретом № 46-93 (с 01.01.2018) государственная система обязательной сертификации была отменена. В связи с этим с 16.03.2018 был отменен Перечень № 28.

В то же время есть некоторые сферы деятельности, в которых сертификация применяется. В частности, такие требования Законом № 2496 введены с 02.08.2019 в отношении органической продукции.

Перемещение, хранение и реализация маркированной органической продукции субъектами хозяйствования, которые занимаются розничной торговлей, не подлежат сертификации (ч. 1 ст. 27 Закона № 2496). Но! Лица, реализующие продукцию, маркированную как органическая, несут ответственность за введение в оборот или реализацию продукции без сертификата, удостоверяющего соответствие процесса производства продукции и/или ее оборота требованиям законодательства в сфере органического производства, оборота и маркировки органической продукции или требованиям законодательства государства происхождения такой продукции (пп. 1 ч. 3 ст. 40 Закона № 2496).

За такое нарушение предусмотрен штраф, который налагается на юридических лиц в размере восьми минимальных зарплат (в 2019 году – 33384 грн), а на физических лиц – предпринимателей – в размере пяти минимальных зарплат (в 2019 году – 20865 грн). Поэтому факт наличия сертификата у производителя органической продукции розничному продавцу нужно проверить. А впрочем, на сегодняшний день отсутствуют подзаконные нормативные акты в данной сфере, следовательно получить сертификат производителю практически невозможно, а вот ответственность формально уже действует.

Ценники на товар

Порядок заполнения ценников на товар регламентируется Инструкцией № 2, п. 5 которой предусматривает, что цены должны фиксироваться в реестре розничных цен. В нем указываются: название товара, артикул, марка, тип, оптовая отпускная цена (цена поставщика) со ссылкой на документ, удостоверяющий ее, размер торговой надбавки, установленная розничная цена.

Цены продажи с целью информирования покупателей согласно Инструкции № 2 могут указываться в розничной торговле на:

– ярлыках цен (ценниках), приведенных на образцах товаров;

– указателях цен (аналог прейскуранта);

– товарных ярлыках;

– этикетках предприятий-производителей;

– упаковке, в которой продается товар;

– непосредственно на самом товаре, если обозначение цены не повреждает его товарный вид и не снижает качество товара.

Если предприятие принимает решение об указании цен на ценниках или указателях цен, то в них обязательно следует отметить такую информацию (п. 7 Инструкции № 2, см. табл.).

Таблица

№ п/п

Вид товара

Информация на ценнике или указателе цен

Непродовольственные товары

1

Товары с ценами, установленными в зависимости от сортности

Название товара, сорт, цена за единицу или единицу расфасовки

2

Товары с ценами, не зависящими от сортности

Название товара, цена за единицу

3

Мелкие штучные товары

Название товара, вес или объем, цена за штуку или единицу упаковки

Продовольственные товары

4

Весовые товары

Название товара, сорт, цена за 1 кг или 100 г

5

Товары или напитки, продаваемые на разлив

Название товара или напитка, сорт, цена за единицу объема или веса

6

Штучные товары или напитки в бутылках

Название товара или напитка, сорт, вес или объем, цена за штуку

7

Фасованные товары

Название товара, сорт, цена за 1 кг или 100 г, вес единицы расфасовки, цена за единицу расфасовки

Ярлыки цен (ценники), прейскуранты цен на покупные товары, указатели цен обязательно подписываются работником, ответственным за формирование, установление или применение цен, с указанием даты подписания (п. 9 Инструкции № 2).

В то же время на предприятиях розничной торговли, которые при расчетах с потребителями применяют современную технологию автоматизированной идентификации товаров по их штриховым кодам, а значение цен товаров хранится в памяти регистратора расчетных операций (далее – РРО) или компьютера, подписывать ярлыки цен (ценники) с датой необязательно. В отделах и секциях торговых залов таких предприятий в доступном для потребителей месте должен быть прейскурант цен, подписанный работником, ответственным за формирование, установление или применение цен, с указанием даты подписания.

В передвижной мелкорозничной торговой сети ярлыки цен (ценники), прейскуранты цен на покупные товары, указатели цен обязательно подписываются работником, ответственным за формирование, установление или применение цен, с указанием даты подписания (п. 10 Инструкции № 2).

К остальным способам обозначения цены особые требования не предъявляются, поэтому субъекты хозяйствования вправе указывать на этикетках, товарных ярлыках и упаковке любую информацию, которая информирует покупателя о цене на товар, в том числе и одну только цену.

Отсутствуют специальные требования и к оформлению таких документов, посему ими могут выступать и ярлыки-липучки, надпись на товаре, сделанная фломастером или ручкой, но только не карандашом.

В особом порядке цены обозначаются при уценке товаров, в том числе при частичной утрате их качеств (п. 11 Инструкции № 2), а также при продаже комиссионных товаров (см. Правила № 37).

Среди прочих нюансов оформления ценников следует отметить то, что цены должны быть указаны с учетом НДС и прочих косвенных налогов (ч. 3 ст. 15 Закона № 1023). Однако отдельного выделения суммы НДС в ценниках не требуется (см. письмо Минэкономики Украины от 17.01.2001 г. № 55-38/15).

Документы на выбытие товара

Документальное оформление операций по выбытию товаров зависит прежде всего от формы расчетов за проданный товар. Большинство субъектов хозяйствования в розничной торговле обязаны применять РРО. Так, субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т. д.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов (ч. 1 ст. 3 Закона № 265/95).

Исключения в сфере розничной торговли составляют лишь продавцы, физические лица – предприниматели, плательщики единого налога первой группы, а также плательщики единого налога второй – четвертой групп, независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 грн (п. 6 ст. 9 Закона № 265/95, п. 296.10 НКУ). При этом такие лица не должны продавать технически сложные бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту (см. Перечень № 231), а также лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Кроме того, в соответствии с п. 14.19 Закона № 2346 субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств (далее – ЭПС) расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием ЭПС не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины.

Электронное платежное средство – платежный инструмент, который предоставляет его держателю возможность с помощью платежного устройства получить информацию о принадлежащих держателю средствах и инициировать их перевод.

(п. 1.14 Закона № 2346)

На данный момент это преимущественно банковские платежные карты.

Платежное устройство – техническое устройство (банковский автомат, платежный терминал, программно-технический комплекс самообслуживания и т. д.), которое позволяет пользователю осуществить операции по инициированию перевода средств, а также выполнить другие операции согласно функциональным возможностям данного устройства.

(п. 1.322 Закона № 2346)

Обычно на практике эти функции выполняют платежные терминалы.

Обязанность субъектов хозяйствования обеспечить возможность использования ЭПС при осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) в соответствии с законодательством следует также из ч. 2 ст. 17 Закона № 1023 и п. 21 Порядка № 833. Случаи, когда использовать платежные терминалы необязательно, приведены в п. 2 Постановления № 878.

Итак, субъекты хозяйствования обязаны в определенных законодательством случаях использовать РРО и установить платежные терминалы для приема банковских платежных карт. Расчетным документом при этом является фискальный чек РРО и квитанция (слип) платежного терминала. Перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в чеке РРО, приведен в Положении № 13.

Субъекты, определенные в ст. 9 Закона 265/95, имеют право не применять при расчетах с покупателями РРО, но обязаны выдавать покупателям расчетный документ (ч. 11 ст. 8 Закона № 1023, п. 22 Порядка № 833). Конкретная форма такого документа отсутствует, обычно для этих целей используется товарный чек. При проведении расчетов с покупателями через кассу с оформлением приходных кассовых ордеров выдается квитанция к такому ордеру (см. Положение № 148).

Также на данную тему читайте статьи:

"Налоговый учет в розничной торговле";

"Бухгалтерский учет в розничной торговле";

"Учет в розничной торговле: проблемные ситуации";

"Учет гарантийных обязательств в розничной торговле";

"Учет гарантийных ремонтов и замены товаров в розничной торговле";

"Розничная торговля табаком и алкогольными напитками: как организовать работу";

"Возврат товаров в розничной торговле: особенности учета и использования РРО".

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 851Закон Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" от 22.05.2003 г. № 851-IV.

3. Закон № 996Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

4. Закон № 2496Закон Украины "Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обороту и маркировке органической продукции" от 10.07.2018 г. № 2496-VІІІ.

5. Закон № 1023Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-XII.

6. Закон № 2155Закон Украины "Об электронных доверительных услугах" от 05.10.2017 г. № 2155-VIII.

7. Закон № 2346Закон Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине" от 05.04.2001 г. № 2346-III.

8. Закон № 265/95Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

9. Положение № 88 – Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украина от 24.05.95 г. № 88.

10. Постановление № 878постановление КМУ "Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств" от 29.09.2010 г. № 878.

11. Порядок № 833 – Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

12. Положение № 13 – Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом Минфина Украина от 21.01.2016 г. № 13.

13. Положение № 148 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

14. Правила № 363 – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранспорта Украины от 14.10.97 г. № 363.

15. Правила № 37 – Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономсвязей Украины от 13.03.95 г. № 37.

16. Инструкция № 2 – Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли и заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом МВЭСторга Украины от 04.01.97 г. № 2.

17. Методрекомендации № 157 – Методические рекомендации относительно внедрения национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 17.06.2003 г. № 157.

18. Перечень № 207 – Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем соединении (приложение к постановлению КМУ от 25.02.2009 г. № 207).

19. Перечень № 231 – Перечень групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, в целях применения регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 16.03.2017 г. № 231.

20. Декрет № 46-93Декрет КМУ "О стандартизации и сертификации" от 10.05.93 г. № 46-93 (утратил силу с 01.01.2018).

21. Перечень № 28 – Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Госкомитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28 (утратил силу с 16.03.2018 согласно приказу МЭРТ Украины от 26.01.2018 г. № 93).

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua