Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Проект землеустройства в бюджетном учреждении: как показать расходы в учете
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Операции с землей бюджетных учреждений часто связаны с разработкой проектов землеустройства. О том, как учитываются такие специфические объекты, поговорим в настоящей статье.

Прежде чем разбираться в премудростях учета проектов землеустройства, предлагаем выяснить, что же это за "зверь".

Проект землеустройства: определение и характеристика

Проект землеустройства – совокупность экономических, проектных и технических документов по обоснованию мероприятий по использованию и охране земель, которые предполагается осуществить по данному проекту (ст. 1 Закона № 858).

Для лучшего понимания сути такого объекта, а соответственно и будущих учетных последствий, связанных с такими документами, представим информацию в виде таблицы (см. табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

Вопрос

Ответ

Основание

1

В какой форме разрабатывается документация по землеустройству и какие ее формы существуют в целом?

Документация по землеустройству разрабатывается в виде схемы, проекта, рабочего проекта или технической документации.

Виды документации по землеустройству:

• схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц;

• проекты землеустройства по установлению (изменению) границ административно-территориальных единиц;

• проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов;

• проекты землеустройства по приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;

• проекты землеустройства по отводу земельных участков;

• проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд;

• проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочения угодий;

• проекты землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов;

• проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев);

• рабочие проекты землеустройства;

• техническая документация по землеустройству относительно определения и установления в натуре (на местности) государственной границы Украины;

• техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности);

• техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на который распространяются права субаренды, сервитута;

• техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков;

• техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель

ст. 25 Закона № 858 

2

В каких случаях землеустройство обязательно?

Землеустройство проводится в обязательном порядке на землях всех категорий независимо от формы собственности в случае:

• разработки документации по землеустройству относительно организации рационального использования и охраны земель;

• установления и изменения границ объектов землеустройства, в том числе определения и установления в натуре (на местности) государственной границы Украины;

• предоставления, исключения (выкупа), отчуждения земельных участков;

• установления в натуре (на местности) границ земель, ограниченных в использовании и ограниченных (обремененных) правами других лиц (земельные сервитуты);

• организации новых и упорядочения существующих объектов землеустройства;

• выявления нарушенных земель и земель, подвергающихся влиянию негативных процессов, а также проведения мероприятий по их восстановлению или консервации, рекультивации нарушенных земель, землевания малопродуктивных угодий, защиты земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения промышленными отходами, радиоактивными и химическими веществами и других видов деградации, консервации деградированных и малопродуктивных земель

ст. 20 Закона № 858 

3

На основании чего осуществляется землеустройство?

Землеустройство осуществляется на основании:

• решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно проведения работ по землеустройству;

• заключенных договоров между юридическими или физическими лицами (землесобственниками и землепользователями) и разработчиками документации по землеустройству;

• судебных решений

ст. 22 Закона № 858 

4

Кому может быть поручена разработка документации по землеустройству?

Разработчиками документации по землеустройству могут быть:

• юридические лица, которые обладают необходимым техническим и технологическим обеспечением и в составе которых работает по основному месту работы не менее двух сертифицированных инженера-землеустроителя, ответственных за качество работ по землеустройству;

• физические лица – предприниматели, обладающие необходимым техническим и технологическим обеспечением и являющиеся сертифицированными инженерами-землеустроителями, ответственными за качество работ по землеустройству

ст. 26 Закона № 858 

Из всего перечисленного прослеживается свойство, связывающее проекты землеустройства с узаконением определенного статуса земельных участков. Собственно, именно этот фактор во многом влияет на дальнейшую учетную судьбу подобных проектов. О ней поговорим немного позже, а сейчас предлагаем разобраться с классификацией расходов на заказ данных проектов.

Для освоения расходов на реализацию подобных проектов чаще всего используется КЭКР 2240 "Оплата услуг (кроме коммунальных)". По нему оплачиваются, в частности (пп. 10 пп. 2.2.4 Инструкции № 333):

• услуги по разработке нормативов, паспортов и предоставлению разрешений на водопользование;

• предоставление разрешений на отвод земельных участков;

изготовление технической документации на земельные участки;

• технических условий;

• экспертных заключений, рекомендаций и т. п.

В некоторых случаях расходы на разработку проекта землеустройства в составе генерального плана населенного пункта могут проводиться по КЭКР 2281 "Исследование и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ".

Напомним: по данному коду предусматриваются, в частности, расходы на составление общегосударственных норм, технических условий и технических инструкций, а именно: по исследованиям, проектировке, строительству, разработке схем генеральных планов промышленных узлов, схем защиты территорий от опасных геологических процессов, проектов застроек городов, сел, поселков, которые проводятся за счет бюджетных средств, и т. п. (пп. 2.2.8.1 Инструкции № 333).

Проекты землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов составляются на основании утвержденных в установленном законодательством порядке генеральных планов населенных пунктов либо могут разрабатываться как отдельная их часть (ст. 53 Закона № 858).

О том, что разработка генерального плана населенного пункта проводится по КЭКР 2281, в свое время говорили и сами казначеи (см. письмо ГКСУ от 29.03.2017 г. № 16-05/320-5167).

Бухгалтерский учет

Учетные последствия расходов на изготовление проектов землеустройства прежде всего зависят от того, с какой целью разрабатывался упомянутый проект.

То есть, если, к примеру, расходы на такие документы понесены в рамках приобретения права постоянного пользования земельным участком, то по всем канонам такие расходы сформируют стоимость объекта основных средств.

И пусть вас не удивляет, что само это право пользования не попадает в состав нематериальных активов. Ведь по предписаниям бухстандартов право постоянного пользования земучастком входит в перечень исключений при отнесении объектов к нематериальным активам.

Для целей бухгалтерского учета нематериальные активы включают:

<...>

права пользования имуществом (право пользования земельным участком, кроме права постоянного пользования земельным участком, право пользования зданием, право на аренду помещений и т. п.); <...>

(абз. 5 п. 2 разд. II НП(С)БУгс 122)

Таким образом, если проект землеустройства был разработан для целей указанного права, то его стоимость на общих основаниях сформирует первоначальную стоимость земельного участка и будет учитываться на субсчете 1011 "Земельные участки".

Собственно, в других случаях, когда обязательным условием для оформления права пользования земельным участком или права пользования природными ресурсами является разработка проекта землеустройства (конечно, при условии всех критериев признания), расходы на такой проект относятся в первоначальную стоимость соответствующего объекта нематериальных активов по правилам разд. ІІ НП(С)БУгс 122.

В остальных случаях, когда проект землеустройства не отвечает критериям признания его активом, соответствующие расходы относятся в расходы отчетного периода (п. 2 разд. ІІ НП(С)БУгс 121, п. 11 разд. ІІ НП(С)БУгс 122).

В завершение рассмотрим числовой пример.

Условие:

Бюджетное учреждение (неплательщик НДС) заказало у специализированного подрядчика проект землеустройства по отводу земельного участка.

Общая стоимость работ по подготовке проекта составила 120000,00 грн (с НДС).

Решение:

Пример отражения указанных операций приведен в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

Дебет

Кредит

1

Получено финансирование для оплаты работ по изготовлению проектной документации

2313

7011

120000,00

2

Отражены расходы на изготовление проектной документации

8013

6211

120000,00

3

Перечислена оплата подрядчику за выполненные работы

6211

2313

120000,00

4

Отнесены на финрезультат:

– сумма полученного финансирования

7011

5511

120000,00

– расходы отчетного периода

511

8013

120000,00

На данную тематику будет полезна и публикация "Инвентаризировать земельные участки будем по-новому: появился порядок".

1. Закон № 858Закон Украины "О землеустройстве" от 22.05.2003 г. № 858-IV.

2. НП(С)БУгс 121 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

3. НП(С)БУгс 122 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 122 "Нематериальные активы", утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

4. Инструкция № 333 – Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua