Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Долгосрочная задолженность: подходы к дисконтированию переходящей задолженности
Влада Карпова, к. э. н., эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

Один из проблемных моментов, возникших после появления Приказа № 379, связан с особенностями дисконтирования "старой" задолженности, которая числилась в балансе на дату вступления в силу этого документа. Официальных разъяснений по данному вопросу пока нет, а позиции независимых специалистов касаемо учета такой задолженности расходятся. В данной статье мы рассмотрим разные подходы к учету переходящей долгосрочной задолженности.

Общие моменты

Приказ № 379, которым были внесены изменения в П(С)БУ 10 и П(С)БУ 11 относительно обязательности дисконтирования любой долгосрочной задолженности, вступил в силу с 29.10.2019 (см. об учете по новым правилам статью "Долгосрочная задолженность: какая задолженность попадает под дисконтирование").

К сожалению, никаких переходных норм касаемо особенностей учета переходящей долгосрочной задолженности, числившейся в балансе на эту дату, в названном документе нет. На данный момент отсутствуют какие-либо разъяснения официальных органов по этой теме.

А между тем, здесь возможны 2 варианта отражения задолженности, которые зависят от того, как именно трактуются новации, внесенные в П(С)БУ 10 и П(С)БУ 11: как изменение учетной политики или учетной оценки. Причем эти варианты влияют на финансовые результаты (и как следствие – на налог на прибыль) по-разному (см. статью "Дисконтирование переходящей задолженности на примерах").

Учетная политика или учетная оценка: аргументы за и против

Начнем с того, что учетная политика – это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности (ст. 1 Закона № 996, п. 3 разд. І НП(С)БУ 1).

Таким образом, в понятие учетной политики включаются:

1) принципы, используемые предприятием для ведения бухгалтерского учета и составления финотчетности;

2) методы, применяемые при оценке конкретной статьи финансовой отчетности.

В свою очередь, учетная оценка – предварительная оценка, которая используется предприятием в целях распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами (п. 3 П(С)БУ 6).

В общем случае учетную оценку можно охарактеризовать как конкретные стоимостные (количественные) параметры, которые используются для предварительной оценки статей финансовой отчетности. Процедуру дисконтирования долгосрочной задолженности как раз можно отнести к такому количественному параметру, который используется для предварительной оценки соответствующих статей финансовой отчетности, а именно:

– стр. 1040 "Довгострокова дебіторська заборгованість" Баланса (форма № 1);

– стр. 1510 "Довгострокові кредити банків" Баланса (форма № 1);

– стр. 1515 "Інші довгострокові зобов'язання" Баланса (форма № 1).

Исходя из этого, оценку соответствующих статей долгосрочной задолженности с использованием процедуры дисконтирования можно трактовать как учетную оценку.

Между тем, здесь есть один нюанс. Так, согласно § 35 МСБУ 8 изменение примененной основы оценки является изменением учетной политики, а не изменением учетной оценки. В рассматриваемой ситуации поменялась как раз основа оценки, поэтому можно утверждать, что такие изменения следует трактовать как изменение учетной политики.

Сторонники трактовки анализируемых новшеств как изменений учетной политики ссылаются также на нормы п. 9 П(С)БУ 6, согласно которым учетная политика может изменяться только в том случае, если изменяются уставные требования, требования органа, который утверждает П(С)БУ, или если изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия. Исходя из этого специалисты делают вывод: раз изменились требования органа, который утверждает П(С)БУ (Минфина), речь идет об изменении учетной политики.

В то же время этот аргумент представляется неубедительным. Так, из п. 9 П(С)БУ 6 отнюдь не следует, что все изменения, внесенные Минфином, являются учетной политикой. Просто там приведены случаи, при которых принятая предприятием учетная политика может меняться. Среди прочего, это происходит и при изменении минфиновских требований. Только и всего.

И все же мы считаем, что однозначность в вопросе интерпретации минфиновских новшеств отсутствует. Ведь четкого разграничения учетной политики и учетной оценки ни в П(С)БУ, ни в МСБУ нет. И к тому же из указанных правил есть исключения. Например, изменение методов начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в международной практике и у нас считается изменением учетной оценки, а не политики, что в свое время подтвердил Минфин в письме от 02.11.2009 г. № 31-34000-20-23-5535/5708.

Связано это с тем, что в разных странах подходы к интерпретации изменений в методах амортизации отличаются, в связи с чем предписано относить их к изменениям в учетных оценках.

А в ситуации, когда невозможно различить изменение учетной политики и изменение учетных оценок, это изменение в соответствии с п. 14 П(С)БУ 6 рассматривается и отражается как изменение учетных оценок. Аналогичные нормы применяются и в международной практике. В частности, в упомянутом § 35 МСБУ 8 указано, что если трудно различать изменение учетной политики и изменение учетной оценки, изменение считается изменением учетной оценки. Учитывая изложенное, есть основания считать новации в учете долгосрочной задолженности также изменением учетной оценки.

И поскольку вариант с учетной оценкой с позиции влияния на учет (в том числе и по налогу на прибыль) более беспроблемный, вполне возможно, что в будущем Минфин предпишет трактовать рассматриваемые коррективы именно как изменение учетной оценки. Что ж, подождем официальных разъяснений.

Также на эту тему читайте статьи

"Дисконтирование долгосрочной задолженности: особенности процедуры";

"Дисконтирование долгосрочной беспроцентной задолженности: особенности процедуры".

1. Закон № 996Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

2. Приказ № 379 приказ Минфина "Об утверждении Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету" от 16.09.2019 г. № 379.

3. НП(С)БУ 1 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 "Общие требования к финансовой отчетности", утвержденное приказом Минфина от 07.02.2013 г. № 73.

4. П(С)БУ 6 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах", утвержденное приказом Минфина от 28.05.99 г. № 137.

5. П(С)БУ 10 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 10 "Дебиторская задолженность", утвержденное приказом Минфина от 08.10.99 г. № 237.

6. П(С)БУ 11 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 "Обязательства", утвержденное приказом Минфина от 31.01.2000 г. № 20.

7. МСБУ 8Международный стандарт бухгалтерского учета 8 "Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки".

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua