Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Закрываем год по-бухгалтерски: список дел для бюджетного учреждения
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

В продолжение темы закрытия года, начатой в статье "Закрываем год по-бухгалтерски: список дел для предприятия", поделимся с вами списком финальных дел, который пригодится бюджетным учреждениям.

В конце года бюджетные учреждения должны позаботиться о финальных мероприятиях, предшествующих составлению годовой бюджетной и финансовой отчетности. Поэтому не лишним будет припомнить основные бухгалтерские действия, посвященные завершению очередного года.

Убеждаемся в наличии первички

Понятно, что без первички не может быть и соответствующего отражения в учете. А это означает, что прежде чем делать финальные бухгалтерские записи, необходимо убедиться в том, что все документы на месте, а которых нет в наличии – восстановлены.

О том, какие требования предъявляются к формам первичного учета, читайте в статьях:

"Первичка "под микроскопом": тестируем пределы дозволенного";

"Первичка "под микроскопом": анализируем проблемные моменты";

"Электронный документооборот: диджитализируем бумажную работу на предприятии".

Кроме физического наличия документов, стоит также уделить внимание их содержанию и, что немаловажно, наличию в них всех обязательных реквизитов. Напомним: перечень таких реквизитов зафиксирован в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Если при проверке этих документов будут выявлены ошибки, то их необходимо исправить. А ту первичку, которой не досчитались, придется восстановить.

Как правильно это сделать – читайте в статье "Восстановление учета: практические рекомендации по восстановлению первичных документов".

Подбиваем итоги годовой инвентаризации

Еще одним не менее важным комплексом мероприятий является проведение сплошной годовой инвентаризации, а точнее, правильное отражение ее результатов.

Напомним: годовая инвентаризация проводится в целях проверки и документального подтверждения активов и обязательств, их наличия, состояния, соответствия критериям признания и оценки. При этом выявляются:

• фактическое наличие активов и проверяется полнота отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;

• излишки или недостачи активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухучета;

• активы, частично утратившие свое первоначальное качество и потребительское свойство, устаревшие, а также не использующиеся материальные и нематериальные активы, неиспользованные суммы обеспечения;

• активы и обязательства, не соответствующие критериям признания.

Более подробно об отражении результатов инвентаризации читайте в статье "Инвентаризация-2019: процедура и учет результатов в бюджетной сфере".

Списываем амортизацию и суммы дооценки ОС и НА

Вопрос начисления амортизации на необоротные активы в конце года актуален для тех бюджетных учреждений, которые закрепили такую периодичность в собственном распорядительном документе об учетной политике (разумеется, согласовав такое решение с главным распорядителем средств).

Напомним, что такая опция закреплена бухстандартом.

По решению руководителя субъекта государственного сектора в распорядительном документе об учетной политике может быть предусмотрено начисление амортизации на годовую дату баланса.

(п. 5 разд. IV НП(С)БУгс 121, п. 6 разд. IV НП(С)БУгс 122)

Кроме ежегодной периодичности начисления амортизации правила бухучета в госсекторе предусматривают также и ежегодное списание на финрезультат сумм дооценок основных средств и нематериальных активов. Конечно, если такие дооценки имели место в течение года.

Превышение сумм предыдущих дооценок объекта основных средств над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости этого объекта основных средств ежегодно в сумме, пропорциональной начислению амортизации, относится к накопленному финансовому результату исполнения сметы с одновременным уменьшением капитала в дооценках, а при выбытии объекта основных средств – на всю сумму остатка превышения сумм предыдущих дооценок этого объекта основных средств над суммой предыдущих уценок.

(п. 9 разд. ІІІ НП(С)БУгс 121)

Превышение сумм предыдущих дооценок объекта нематериальных активов над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости этого объекта нематериальных активов ежегодно в сумме, пропорциональной начислению амортизации, относится к накопленному финансовому результату исполнения сметы с одновременным уменьшением капитала в дооценках, а при выбытии объекта нематериальных активов – на всю сумму остатка превышения сумм предыдущих дооценок этого объекта нематериальных активов над суммой предыдущих уценок.

(п. 10 разд. ІІІ НП(С)БУгс 122)

При этом отнесение результатов переоценки активов при списании или ежегодно пропорционально начисленной амортизации к результатам исполнения сметы проводят следующим образом: Дт 5311 "Дооценка (уценка) необоротных активов" – Кт 5512 "Накопленные финансовые результаты исполнения сметы".

Более подробно о премудростях переоценки читайте в материале "Переоценка ОС в бюджетных учреждениях: процедурные аспекты и учетные нюансы".

Проводим годовой перерасчет НДС и НДФЛ

Бюджетным учреждениям – плательщикам НДС, которые в течение года осуществляли как облагаемые, так и не облагаемые налогом операции.

Покупая товары, услуги и необоротные активы, предназначенные для одновременного использования в облагаемых и не облагаемых налогом операциях, бюджетное учреждение –НДСник должно распределить "входящий" НДС пропорционально доле использования этих активов в налогооблагаемых операциях (п. 199.1 НКУ).

Результаты перерасчета должны быть отражены в декларации за последний отчетный период года (п. 199.5 НКУ).

Более подробно об этой процедуре читайте в статьях:

"Перерасчет НДС за 2018 год: основные моменты";

"Перерасчет НДС – 2018 по новым приобретениям";

"Перерасчет НДС – 2018 по необоротным активам, приобретенным до 01.07.2015";

"Перерасчет НДС – 2018: заполнение декларации по НДС на примерах".

Кроме того, на долю работодателей также выпадет перерасчет еще одного налога – НДФЛ, который заключается в перерасчете "зарплатных" доходов работников, а также сумм полученной налоговой социальной льготы (пп. 169.4.2 НКУ).

Более подробно об этом читайте в статье "Перерасчет НДФЛ в 2019 году: распространенные ситуации".

Закрываем счета доходов и расходов, формируем финрезультат

В конце периода учреждение выводит обороты по остаткам на счетах:

класса 7 "Доходы";

В частности: 7011 "Бюджетные ассигнования", 7111 "Доходы от реализации продукции (работ, услуг)", 7112 "Доход от оприходования активов, ранее не учтенных в балансе", 7211 "Доход от реализации активов", 7311 "Финансовые доходы распорядителей бюджетных средств", 7411 "Прочие доходы по обменным операциям", 7511 "Доходы по необменным операциям", 7512 (7522) "Трансферты".

класса 8 "Расходы".

В частности: 8011 (8111) "Расходы на оплату труда", 8012 (8112) "Отчисления на социальные мероприятия", 8013 (8113) "Материальные расходы", 8014 (8114) "Амортизация", 8115 "Прочие расходы", 82 "Расходы по продаже активов", 8311 "Финансовые расходы", 8411 "Прочие расходы по обменным операциям", 8511 "Расходы по необменным операциям".

Напомним: счета классов 7 и 8 бюджетные учреждения списывают на субсчет 5511 "Финансовые результаты исполнения сметы отчетного периода". Бухгалтерские проводки при этом будут иметь следующий вид: Дт счета класса 7 – Кт 5511 и Дт 5112 – Кт счета класса 8 (п. п. 6.1 и 6.2 Типовой корреспонденции).

Впоследствии сальдо по субсчету 5511, в виде дефицита или профицита, относят на субсчет 5512. При этом проводки будут следующими: Дт 5511 – Кт 5512 (на сумму профицита) и, соответственно, Дт 5512 – Кт 5511 (на сумму дефицита) (п. п. 6.6 и 6.7 Типовой корреспонденции).

1. НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон о бухучетеЗакон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

3. НП(С)БУгс 121 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

4. НП(С)БУгс 122 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 122 "Нематериальные активы", утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

5. Типовая корреспонденция – Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua