Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Учетная политика – 2020: калибруем бухгалтерские нормы бюджетного учреждения
Роман Карпюк, эксперт, ЛІГА:ЗАКОН

В продолжение темы, начатой в статье "Учетная политика – 2020: узакониваем бухучетные альтернативы предприятия", рассмотрим то, как бюджетному учреждению внести изменения в учетную политику и что при этом учесть.

Учетную политику субъект государственного сектора может изменить (как правило, с начала года) в случае (п. п. 2 и 3 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11):

• если изменились требования Минфина;

• если изменение учетной политики обеспечит более достоверное отражение событий (операций) в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пересмотр учетной политики должен быть обоснованным (п. 2 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11).

Вместе с тем одновариантные методы оценки, учета и процедур в такой распорядительный документ вносить нецелесообразно.

Сразу заметим, что значительных изменений в бухучетном законодательстве для госсектора на протяжении 2019 года не было. Не густо и в учетно-политических аспектах. И все же на некоторые моменты стоит обратить внимание.

Так, например, не лишним для учреждения будет проинвентаризировать свою типовую корреспонденцию субсчетов. Если учреждение приняло решение ввести определенную специфическую для нее корреспонденцию, то такое решение необходимо зафиксировать на бумаге.

Тем более, в течение 2019 года Минфин неоднократно вносил изменения в Типовую корреспонденцию № 1219.

Подробнее об этом читайте, в частности, в таких публикациях:

"У бюджетников очередные микроправки в Типовой корреспонденции";

"Бюджетную корреспонденцию счетов перекроили: что нового?".

И хотя такие подходы к отражению учетной информации больше подходят сути организации бухгалтерского учета, все же немало бюджетников закрепляют свою корреспонденцию бухгалтерских счетов тем же документом, которым фиксируют учетную политику (как правило, в форме приложения к такому документу).

Кстати, на таком подходе настаивает сам Минфин.

Субъекты государственного сектора при необходимости могут применять корреспонденцию субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами, не предусмотренную Типовой корреспонденцией <...>, которая определяется в распорядительном документе об учетной политике.

(последний абзац к табличной части Типовой корреспонденции № 1219)

Таким образом, если в течение года появилась необходимость изменить часть типовых проводок, то придется внести соответствующие правки и в распорядительный документ об учетной политике.

Это же касается введения новых аналитических субсчетов или пересмотра существующих, если, конечно, их перечень был составной частью распорядительного документа об учетной политике.

Такие правки по своей сути не являются изменением учетной политики, следовательно и не требуют исправлений в бухучете.

Кто инициирует внесение изменений?

Напомним: руководитель учреждения обязан (п. 6 ст. 8 Закона о бухучете):

• создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета;

• обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера относительно соблюдения порядка оформления и подачи к учету первичных документов.

Вместе с тем обязанность инициировать изменения в учетной политике возлагается именно на главбуха учреждения.

13. Главный бухгалтер: <...>

7) подает руководителю бюджетного учреждения предложения относительно:

определения учетной политики, изменения выбранной учетной политики с учетом особенностей деятельности бюджетного учреждения и технологии обработки учетных данных, в том числе системы и форм внутрихозяйственного (управленческого) учета и правил документооборота, дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета, отчетности и контроля за хозяйственными операциями.

(пп. 7 п. 13 Типового положения № 59)

Таким образом, фактически для прохождения полного цикла создания учетной политики (в том числе внесения изменений в нее) главбух сначала подает на утверждение руководителю учреждения проект документа (приказа или положения), а после утверждения учетная политика направляется вышестоящему учреждению (главному распорядителю средств) на согласование.

Главные распорядители бюджетных средств самостоятельно утверждают учетную политику на основании распорядительного документа руководителя.

После согласования такую учетную политику учреждение берет на вооружение и доводит до сведения всех заинтересованных структурных подразделений.

С кем согласовывать изменения?

Многие внутренние распорядительные документы, утверждаемые бюджетным учреждением, требуют отдельного согласования с главным распорядителем (конечно, если такой имеется). Учетная политика в таком случае тоже не будет исключением.

Прежде всего это связано с тем, что в рамках главного распорядителя бюджетных средств должны применяться единые подходы к учетной политике (п. 4 разд. І Методрекомендаций № 11).

Достичь такого единства возможно благодаря тому, что учреждения нижестоящего уровня передают распорядительный документ об учетной политике на согласование по ведомственной подчиненности учреждению высшего уровня.

Так же – путем согласования – утверждаются и изменения к учетной политике учреждения.

Если бюджетное учреждение имеет двойную подчиненность, согласование учетно-политических изменений осуществляет тот распорядитель бюджетных средств, который утверждает смету.

Как раскрывать в финотчетности изменения учетной политики?

В целом, информацию об изменении учетной политики достаточно привести в примечаниях к финотчетности. В них следует раскрыть, в частности (п. 3 разд. IV НП(С)БУгс 125):

1) причины и сущность изменения;

2) сумму корректировки финансового результата предыдущих периодов на начало отчетного года или обоснование невозможности ее достоверного определения;

3) факт повторного представления сравнительной информации в финансовых отчетах или нецелесообразность ее перерасчета.

Стоит отметить, что форма Примечаний к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс) построена по большей части в табличном формате и не содержит отдельных полей для раскрытия информации об изменениях в учетной политике учреждения.

Следовательно, к вышеуказанной форме "табличных" примечаний достаточно будет приобщить описательную часть (в произвольной форме) со всеми необходимыми сведениями, которые раскрывают учетно-политические аспекты.

Не забывайте: далеко не все изменения в бухучете учреждения считаются изменением учетной политики.

Не считаются изменением учетной политики (п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУгс 125):

• принятие учетной политики для событий или хозопераций, отличающихся по смыслу от предыдущих событий или хозопераций;

• принятие новой учетной политики для событий или хозопераций, не происходивших раньше или не существовавших.

Учетная политика применяется к событиям и хозоперациям с момента их возникновения.

Исключение составляют случаи, когда сумму корректировки финрезультата предыдущих периодов на начало отчетного года невозможно определить достоверно.

В таком случае учетная политика распространяется только на событии и операции, происходящие после даты ее изменения.

Влияние изменения учетной политики на события и хозоперации прошлых периодов отражается в финотчетности путем (п. 5 разд. ІІІ НП(С)БУгс 125):

корректировки сальдо финрезультатов предыдущих периодов на начало отчетного года;

повторного представления сравнительной информации по предыдущим отчетным периодам.

Если невозможно достоверно определить сумму корректировки финрезультата предыдущих периодов на начало отчетного года, то учетная политика распространяется только на события и операции, происходящие после даты изменения учетной политики (п. 6 разд. ІІІ НП(С)БУгс 125).

Если невозможно различить изменение учетной политики и изменение учетных оценок, то это рассматривается и отражается как изменение учетных оценок (п. 4 ІІ НП(С)БУгс 125).

Что грозит учреждению в случае отсутствия учетной политики?

Как мы уже выяснили, разработка учетной политики – дело достаточно серьезное. Очевидно, что и отсутствие распорядительного документа о бухполитике или ее невыполнение повлекут за собой негативные последствий в виде применения мер воздействия со стороны бюджетного законодательства и наложения административных санкций.

Напомним, что нарушение установленного порядка ведения бухучета, в частности отсутствие учетной политики, может обусловить привлечение должностных лиц бюджетного учреждения к административной ответственности по ст. 1642 КоАП.

Такое нарушение влечет за собой наложение штрафа от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн), а в случае повторного в течение года нарушения – от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн).

(ст. 1642 КоАП)

Правом привлечь к ответственности по данной статье наделена Госаудитслужба (бывшая Госфининспекция) (ст. 2341 КоАП).

При этом вышеупомянутое нарушение может повлечь применение бюджетных мер воздействия, в частности приостановление операций с бюджетными средствами на счетах бюджетного учреждения – нарушителя бюджетного законодательства до исправления ситуации на срок до 30 дней в пределах текущего бюджетного периода (пп. 2 п. 1 ст. 117 БКУ).

Такие меры воздействия к нарушителю могут применить Минфин, органы ГКСУ, органы Госаудитслужбы, а также главные распорядители бюджетных средств в рамках своих полномочий. Механизм приостановления операций с бюджетными средствами определен Порядком № 21.

На данную тематику также полезными будут следующие материалы:

"Заведение здравоохранения стало предприятием: разбираем учетно-политический ребус";

"Учетная политика бюджетного учреждения: организационные моменты";

"Учетная политика бюджетного учреждения: от аналитики до рабочего плана счетов";

"Учетная политика бюджетного учреждения: образец приказа и положения";

"Приказ об организации бухгалтерского учета: что учесть";

"Как составить график документооборота бюджетного учреждения".

1. БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

2. КоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

3. Закон о бухучетеЗакон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV.

4. НП(С)БОгс 125 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 125 "Изменения учетных оценок и исправление ошибок", утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

5. Порядок № 21 – Порядок приостановления операций с бюджетными средствами, утвержденный постановлением Кабмина от 19.01.2011 г. № 21.

6. Постановление № 59постановление Кабмина "Об утверждении Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения" от 26.01.2011 г. № 59.

7. Типовая корреспонденция № 1219 – Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

8. Методрекомендации № 11 – Методические рекомендации по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua