Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Скидки и программы лояльности в МСФО-учете: ключевые аспекты
Сергей Рогозный, аудитор, САР, DipIFR, руководитель комитета по финансам, член Совета ФПБАУ, консультант по МСФО Елена Дядюн, бухгалтер, IPFM, ассоциированный член ФПБАУ

Для привлечения внимания потенциальных и существующих клиентов предприятия могут использовать множество современных маркетинговых фишек, в частности и широкий спектр акционных предложений, скидок, комплексных программ лояльности и т. п.

Если разработка политики таких мероприятий и непосредственная реализация является прерогативой маркетинговых служб, то отражение их результатов в контексте влияния на финансовую отчетность – это уже задача бухгалтера. Конечно, наиболее актуальными такие мероприятия представляются для компаний розничной торговли, которые ориентированы на конечного потребителя. Тем не менее и в операциях между юридическими лицами исключать факты предоставления скидок также нельзя.

О том, на что обратить внимание при МСФО-учете вышеупомянутых операций, пойдет речь дальше.

Единственной целью скидок и различных мероприятий, предусматриваемых программами лояльности, выступает продвижение товара, а это коммуникация с ключевой аудиторией и побуждение ее к приобретению продукции предприятия. Акцент при этом делается не на свойствах товара (как в случае большинства рекламных компаний), а на выгодности покупки.

Если рассматривать предприятия, ориентированные на конечного потребителя, то отечественным законодательством разрешается использование таких методов продвижения товаров, но и устанавливаются ключевые условия, которые в обязательном порядке должны соблюдаться (табл. 1).

Таблица 1

Условия применения скидок и осуществления распродажи товара согласно Закону о защите прав потребителей

Понятия "скидка" или "сниженная цена"

(ч. 4 ст. 15)

Понятие "распродажа"

(ч. 5 ст. 15)

1) применяются к продукции, которая непосредственно реализуется субъектом хозяйствования

1) при распродаже всех товаров в пределах определенного места или четко определенной группы товаров

2) скидка или уменьшение цены применяются на протяжении определенного и ограниченного периода времени

2) продолжительность распродажи ограничена во времени

3) цена продукции ниже ее обычной цены

3) цены товаров, которые распродаются, меньше их обычной цены

ч. 6 ст. 15  

После публичного сообщения о начале распродажи, предоставлении скидок или уменьшении цены до сведения потребителей необходимо довести информацию о цене продукции, которая была установлена до начала проведения соответствующих мероприятий, а также о цене этой же продукции, установленной после их начала

Отметим, что намерение о проведении мероприятий по продвижению товара важно документально отразить в отдельном распорядительном документе. Это будет дополнительным источником для обоснования правомерности дальнейших учетных действий. Если те или иные акции проходят на постоянной основе или имеют четко определенные параметры (например, достижение определенного объема приобретений, оплату в четко определенный короткий срок или определенным способом и т. п.), то условия таких мероприятий можно прописать в маркетинговой политике или политике скидок (либо любом другом аналогичном документе). Если же акции носят разовый характер, то по решению руководителя целесообразным является отдельный приказ или распоряжение, которые подтверждают факт их проведения. Если скидка носит индивидуализированный характер, то акцент следует сделать на условиях конкретного договора. Отдельные, наиболее важные аспекты, оказывающие влияние на признание дохода, также могут быть зафиксированы в приказе об учетной политике (пример 1).

Пример 1

Источник: https://kyivstar.ua.

В целом, перечень мероприятий по стимулированию сбыта может быть довольно широким:

1) распродажи по сниженным ценам;

2) бесплатные образцы или дополнения к основному товару (скидки на товарный комплект);

3) скидки на следующую покупку;

4) дополнительные гарантии по замене или ремонту;

5) скидки за досрочный заказ с предоплатой;

6) дисконтная программа.

Приведенный перечень не является исключительным.

Итак, давайте вернемся к международным стандартам. Для нужд МСФО-учета необходимо сосредоточить внимание на следующем. Напомним, что согласно МСФО (IFRS) 15, применяемым с 1 января 2018 г., обязательной при признании доходов выступает 5-уровневая модель (the five-step model). По сути, решение относительно использования/неиспользования мероприятий по стимулированию сбыта может оказывать влияние на все этапы реализации данной модели:

І. Определение договора с заказчиком (скидка может прямо прописываться в условиях контракта и влиять на его ключевые условия).

ІІ. Идентификация выполнения обязательств по договору (при условии применения акционных предложений размер обязательств к выполнению может увеличиваться, например в случае подарка к основной покупке).

ІІІ. Определение цены договора (в случае применения скидки базовая цена подлежит корректировке; главным образом, это касается сменного компонента цены).

ІV. Распределение цены операций на обязательства к выполнению (сменная компенсация, как правило, касается определенного товара/услуги из комплекса реализуемых товаров или услуг).

V. Признание дохода, когда каждое обязательство выполнено (размер признанного дохода непосредственно зависит от применяемых скидок).

Конечно, определяющее влияние скидки имеют именно на ІІІ этап – определение цены договора (операции). Так, по своей природе скидки являются компенсацией клиенту. В свою очередь, согласно п. 70 МСФО 15 предприятие ведет учет компенсации, которая должна быть уплачена клиенту в качестве снижения цены операции, а следовательно сумма такой компенсации пойдет в уменьшение дохода, если результат использования подобной льготы заказчиком не предусматривает встречную плату за определенный товар или услугу.

Подробнее влияние конкретных разновидностей скидок на признание дохода рассмотрим в следующих публикациях.

Также на данную тему читайте статьи:

"Скидки и программы лояльности в МСФО-учете: применение фиксированных скидок";

"Скидки и программы лояльности в МСФО-учете: акцент на ретроскидки";

"Скидки и программы лояльности в МСФО-учете: в фокусе – постоянные клиенты".

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
Контакты редакции:
bz@ligazakon.ua